Отношения

Любовь и секс, психология отношений в семье, секреты успешной карьеры и высокой самооценки - узнавайте больше о себе и своих близких.

Откровенность VS женственность

Представление о женской сексуальности меняется. На ­смену вездесущему унисекс-стилю приходит (а точнее, возвращается) new sexy — откровенная женственность. Ольга Сипливая обнаружила, что наши бабушки были вооружены эффектным соблазнительным арсеналом

как быть привлекательной

Не могу не поделиться. Моя 98-летняя бабушка, когда мы наконец встретились после двухлетней разлуки, решила во что бы то ни стало порадовать любимую внучку подарком. В ход пошли батистовые простыни, льняные скатерти, кардиганы из собачьей шерсти, связанные собственноручно, и прочие атрибуты обязательного в советское время приданого, копившегося годами и покорно ожидающего своей единственно возможной участи — быть съеденным прожорливой молью на антресолях. Я мягко отказывалась, с ужасом представляя, как потащу почти 10-килограммовое одеяло через всю страну, и объясняла бабушке, что, мол, сейчас и технологии другие, и материалы полегче, и мода изменилась, а свитер, пусть и теплый, но злой и кусается как собака. Пока я судорожно подыскивала аргументы — одновременно весомые и безобидные, бабушка, воскликнув: «А, я знаю!» — сбегала в комнату и принесла... ее. Вещь. Кружевное боди пыльно-розового цвета с глубоким вырезом на бедрах и коническими чашечками а-ля Жан-Поль Готье для Мадонны. Размера этак сорокового. И столько было в этой вещи нежности, соблазна, бесстыдства, неприкрытого секса и чувственности, актуальной во все времена, что я застыла, вытянувшись в струну, как сурикат в пустыне Калахари, и безмолвно глотала воздух. Бабушка невозмутимо расписывала достоинства порочного шедевра «легонькой» промышленности: и на лекции она в этом «трико» (!) ходила, и на хлопковых полях работала, и столько лет этой вещице, а она все как новая. Последнее время, правда, лежит без дела. 98 лет все-таки, возраст. Я понимающе кивала, а в голове трещал по швам шаблон: как вещь, созданная в эпоху индустриализации, в стране, где не было секса, может выглядеть настолько соблазнительно? (Agent Provocateur нервно пощелкивает хлыстом в сторонке.)

Как вещь, созданная в стране, ГДЕ НЕ БЫЛО СЕКСА, может быть настолько СОБЛАЗНИТЕЛЬНОЙ?

Бабушкин подарок попал в струю. Ретросексуальность стремительно набирает обороты, проникая в масс-медиа, рекламу, кино и сериалы. Американский Mad Men и его стилисты превратили девушку-гитару Кристину Хендрикс в секс-символ декады, обеспечив массовую популярность утягивающему белью, корсетам и приталенным платьям — это заметно по ассортименту магазинов масс-маркета и по фотографиям в street style-блогах. Если раньше, чтобы найти чулки для пояса с подвязками и без силиконовой резинки, нужно было обежать пол-Москвы, то сейчас они доступны практически в любом бутике нижнего белья. Концепция «унисекс» сдает позиции не только на подиуме, но даже в парфюмерии. Классические ароматы знаменитых парфюмерных Домов всегда делятся на pour homme и pour femme, но сегодня и нишевые марки избегают слова «унисекс» в названии своих замысловатых творений. Модели-«гермафродиты», мальчики-девочки, которые были столь популярны в начале нулевых, исчезли с радаров, и теперь на подиуме вышагивают, спотыкаются, падают и поднимаются модели Victoria’s Secret, все как одна — секс-бомбы. Молодежной, унифицированной моды больше нет. Есть одежда для подростков (и то с натяжкой — моя миниатюрная подруга одевается в Zara Kids и не выглядит выпускницей детского сада) и сразу — наряды для женщин. Даже флагман креативно-хипстерской тусовки журнал «Афиша» публикует съемки белья в подчеркнуто сексуальном стиле — не странные, а красивые, где модель предстает в позах, характерных скорее для «плебейского» мужского издания, и не корчится в фэшн-спазмах.

Дальше — больше: портал adme.ru размещает подборку эротических открыток начала прошлого века, и некоторые из них выглядят как фото из инстаграма, состаренные с помощью специального фильтра. Художник Валерий Барыкин создает свои вариации советских плакатов — в стиле пин-ап. На его картинах сексапильная работница заводской столовой, демонстрируя трудовому классу призывное декольте, заверяет: «Культурно обслужим каждого посетителя». А красотка в красном — почти что Джессика Рэббит — на переднем сиденье пыльного автобуса, в окружении дачников и помидорной рассады, предупреждает: «Не отвлекайте водителя во время движения».

Едва ли не половина моих подруг в соцсетях занимается сальсой, танго, хастлом и прочим ча-ча-ча, где быть альфа-самкой просто не получится — нужно отдаться партнеру и позволить ему крутить и закручивать. Все разбились по ­парам, как на школьной дискотеке 1960-х. На летних танцплощадках в Парке Горького собирается куда больше посетителей, чем в ночных клубах столицы. Люди встречаются, влюбляются, танцуют. Все как в старые добрые.

Не женское дело

Вторая половина XX века ушла у женщин на то, чтобы доказать, что мы не хуже мужчин. Право имеем, работаем усерднее, машину водим аккуратнее, курим, выпиваем, носим брюки, растим детей в одиночку (и хорошие дети вырастают!), занимаемся наукой и получаем Нобелевские премии. Мужчины как бы ни при чем. По крайней мере, играть первые роли им уже не предлагают. Стремясь поставить знак равенства между мужчиной и женщиной, общество не остановилось на правах и свободах, а шагнуло дальше — в область имиджа, красоты и сексуальности. Женщины начали выглядеть как мужчины, одеваться по-мужски, вести себя напористо, жестко и бескомпромиссно, как образцовые вожаки стаи. Я лично за женщин только рада — все-таки права и свободы лишними не бывают, а маскулинизация, внутренняя и внешняя, прекрасной половины человечества — это так, мелочи, кризис роста. Но вот сильному полу в сложившейся ситуации не позавидуешь. И если раньше массовая культура предлагала мужчине наглядный пример того, каким он должен быть (защитником, кормильцем, образцом для подражания, космонавтом, шахматистом, интеллигентом — нужное подчеркнуть), то сейчас образ идеального мужчины размазан тонким слоем по отфотошопленным портретам Джорджа Клуни, Райана Гослинга и Романа Абрамовича — то есть людей богатых и знаменитых. Других характеристик у идеального мужчины по большому счету нет. Мой приятель на вопрос, почему он никак не подойдет к девушке, по которой уже который месяц сходит с ума, ответил: «Она такая... независимая». И тяжело вздохнул. Лозунг «Я сама!» обескуражил представителей сильного пола, они обзавелись неврозами, неуверенностью, страхами и обидами.

Дорогие мужчины, у меня хорошие новости: женщины переели равноправия до тошноты. Поняли, что разными быть интереснее, что мужчины с Марса, а женщины с Венеры, мы никогда не сможем до конца понять друг друга — разве что почувствовать, — но это не ущемляет ничьих достоинств. Психолог Ольга Рожкова сравнивает женщин с вишней, а мужчин — с грецким орехом. Она — податливая, привлекательная, сочная снаружи, но держится на крепкой косточке. Он — покрыт броней, но внутри мягкий насквозь. Когда туман феминизма (в худшем смысле этого слова) рассеялся, женщина вспомнила о своей «вишневой» природе, и расцветшая за последние годы ретросексуальность — лишнее тому доказательство.

Сексуальная автономия

Женская привлекательность — хвала эволюции! — перестала быть делом сугубо государственным, призванным повысить рождаемость в стране. Каких-то три поколения назад жизненный план женщины был строго расписан буквально по годам: до 12 она девочка, дальше — отроковица, до 20 может в девках походить, но не позже 25 обязана выйти замуж и обзавестись детьми — чтобы остаться в образе жены и матери навечно. Вернуться на прежний уровень, сменить социальную роль родительницы на уже отыгранную «обаятельная, привлекательная, все мужчины от меня без ума» было почти невозможно. В то время Шэрон Стоун, Деми Мур и Мадонна, разменявшие шестой десяток, могли бы появиться на обложке журнала разве что в окружении детей и внуков — как супербабушки, которые в молодости, конечно, были ого-го, но уже вышли на финишную прямую. Представить, что кто-то из них в пенсионном возрасте все еще входит в списки самых сексуальных женщин мира, снимается ню, меняет юных любовников, как перчатки, было невозможно. Сексуальность ассоциировалась исключительно с молодостью.

Но если начистоту: что 20-летние знают о сексе? Нынешний секс-символ — Моника Беллуччи — вот-вот отпразднует полувековой юбилей. В жизни итальянская дива наверняка носит джинсы с кедами и периодически мечтает постричься под ноль (девушки с длинными волосами ее бы не осудили), но на экране и в объективе фотографов она — воплощение женственности и успешно транслирует эту идею всему миру. Век моделей стал длиннее. Теперь умами владеют не юные старлетки, а взрослые, опытные, уверенные в себе женщины. И логичным образом в моду вернулось то, что подходит именно им, а не подросткам.

Женщина КАК ВИШНЯ, податливая, привлекательная, СОЧНАЯ СНАРУЖИ, но держится на крепкой косточке

У этого явления есть и другая сторона. В прошлом году в интернете тысячи репостов и возмущенных отзывов собрал фоторепортаж о школьных выпускницах. На снимках красовались девицы, по виду — не первой молодости, одетые в лучшие коллекции восставшего из ада «Черкизона» и местами напоминающие «ассортимент» злачных притонов Таиланда. Сексуальность, доведенная до абсурда, вызвала смех и горькие думы о судьбах родины, но вряд ли кого-то возбудила. Несколько лет назад американский писатель Том Вулф произнес в своей Джефферсоновской лекции: «Отношение молодой женщины к своей сексуальной активности, так же как и впечатление, которое составляют о ней окружающие, перевернулось на 180 градусов за одно поколение. Было время, когда самая ужасная шлюха придерживалась девственного и целомудренного вида. Сегодня же самые девственные и целомудренные студенты хотят создать видимость сексуальной активности». Пока взрослые женщины наслаждаются внезапной эмоциональной свободой, а реклама и масс-медиа стараются им угодить, заполняя информационное пространство откровенными картинками/кадрами/текстами, молодая поросль пытается подражать, соответствовать и казаться старше. И если раньше студенты начинали курить, чтобы создать видимость взрослости, сейчас — носят сексуальную одежду, вызывающую диссонанс между внешним и внутренним.

Мысль о том, что секс сегодня — дело частное (хотя российское государство не оставляет попыток ворваться в спальни граждан, чтобы подержать свечку), греет тело и душу. У нынешнего поколения женщин есть серьезное преимущество перед их бабушками: то, что раньше происходило на интуитивном уровне (да, моя бабуля купила то сексапильное боди, но сама не понимала почему), сейчас может быть осознанным. Никто не осудит и не пристыдит.

«Я, если честно, вообще не представляю, как женщины жили, скажем, в Викторианскую эпоху или советское время — без информации, возможности высказаться, покрасоваться в красивом белье перед зеркалом, в конце концов, — говорит моя подруга Оля. — Это не для мужчин делается, а ради себя. Я регулярно покупаю комплект какого-нибудь кружевного разврата, независимо от того, встречаюсь с кем-то или нет. Это нужно мне, моему личному сексуальному желанию, которое горит внутри и, кстати, притягивает мужское внимание сильнее, чем кричащее мини или жеманное кокетство». Американский психолог и социолог Энтони Гидденс писал, что итогом сексуальной революции стала «пластическая сексуальность» — освобожденная от давления культурных норм, не связанная напрямую с деторождением, переставшая быть только инстинктом. Появилась «женская сексуальная автономия», привлекательность превратилась в личный ресурс, способ самореализации. Теперь быть секси — не обязательно полезно, но, безусловно, очень приятно.

Трудно предугадать, куда повернет вектор сексуальности в будущем. По мнению профессоров Пенсильванского университета, в мире осталось всего два универсальных критерия женской привлекательности: соотношение объемов талии и бедер и общий вес тела — и то и другое должно сигнализировать: объект жив, здоров и благополучен. Ближе к природе, назад к инстинктам. Но я бы добавила к списку ученых ту самую «вишневую косточку» — уверенность и стойкость. Ну, и что-нибудь, удачно подчеркивающее соотношение объемов талии и бедер.

Материалы по темам


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.