Отношения

Любовь и секс, психология отношений в семье, секреты успешной карьеры и высокой самооценки - узнавайте больше о себе и своих близких.

Мы в социальных сетях: бледная копия себя

Мы давно превратились в пиар-агентов и контент-редакторов собственных страниц в соцсетях. Наталья Липчанская выяснила, зачем мы так старательно создаем себе светлый образ, далекий от оригинала

Мы в социальных сетях: бледная копия себяФОТОJames Dawe

Во время моей учебы в институте было модно писать курсовые на тему «Влияние глянцевых журналов на неокрепшую психику подростков (беременных женщин, одиноких мужчин, вымирающих лемуров)», объясняя в них, насколько пагубно костлявые модели, кожа без изъянов и статьи про целлюлит действуют на нашу самооценку. Девочки-неврастенички и анорексички, мальчики-геи — во всем виноваты журналы. Британские ученые подтвердят.

А потом мы привыкли, что вокруг полно глянцевых обложек, и сумели поставить барьер между реальной жизнью и бумажными примерами для подражаний. Многочисленные ролики вроде знаменитого видео Dove Evolution показали, как именно снимаются обложки, и все немного расслабились.

Новые времена — новые темы и новые комплексы. Отныне в пучину депрессии нас повергают друзья, знакомые (или не очень) — на страницах в социальных сетях. А мы превратились в пиар-агентов самих себя, от зари до зари трудящихся над созданием идеального образа.

Казаться, а не быть

Мои друзья — и я себя от них ни в коем случае не отделяю — в жизни выглядят хуже, чем на своих снимках в соцсетях. Не сильно хуже, но все-таки. В фейсбуке у нас сплошные скулы вместо щек, выгодные повороты головы, идеально плоские животы и статусы без орфографических ошибок. Сказать, что в жизни мы некрасивы и глупы, ­конечно, нельзя, так что речь идет не о лжи, а о ­приукрашенной реальности.

В 2011 году в Корнелльском университете провели эксперимент, в котором приняли участие 300 студентов. Участников разделили на три группы. Первым предложили посмотреть три минуты на свои страницы в фейсбуке, почитать статусы и поразглядывать фото. Другие три минуты рассматривали себя в зеркале, а третьи просто мирно сидели наедине со своими мыслями. В результате самооценка первой группы студентов изрядно повысилась — в отличие от двух других групп. Психологи такому результату нисколько не удивляются: это происходит от того, что мы более чем избирательны в размещении информации о себе на страницах в социальных сетях. Поэтому, если нас когда-нибудь попросят остаться на три минуты один на один с личным профайлом, мы и сами удивимся, какие мы, оказывается, замечательные. Но дело в том, что все эти лица, затуманенные фильтром Amaro, выгодные ракурсы и остроумные комментарии — не совсем реальность. Первая группа добровольцев из Корнелльского университета увидела в Facebook-профайлах свои улучшенные версии.

Всякий раз, когда вы вместо любимой попсовой песни добавляете в плейлист странную, но очень концептуальную группу, а вместо любимого сериала в список видеозаписей попадает не досмотренный до конца, но очень нахваленный критиками артхаус, вы создаете версию себя, которой очень хотите быть, но все-таки не являетесь.

Но если просмотр собственных профайлов вызывает у нас сплошную гордость и повышение самооценки, то в чем же проблема?

А в том, что, помимо вас, все то же самое делают окружающие. Нет, правда, все делают это. Более того, они могут делать это куда лучше вас. Будь ваша страничка единственной во всем интернете — при взгляде на нее самооценка каждый раз скакала бы до небес. Но вы не одни.

Все делают ЭТО

Находясь в постоянном (а по данным опроса, проведенного компанией HeadHunter, каждый россиянин в среднем тратит около часа рабочего времени на социальные сети ежедневно) окружении нескольких сотен людей с очень удачными фото, сплошными повышениями по работе, остроумными статусами и большим, чем у вас, количеством друзей, мы начинаем испытывать настоящий стресс. У подруги начались романтические отношения, у кого-то родился ребенок, кто-то сейчас отдыхает на краю света, и фотографии оттуда выглядят куда лучше ваших каникул на подмосковной даче, а чужой крутой статус собрал больше сотни лайков — в общем, поводов для того, чтобы почувствовать себя неудачником на чужом фоне, хватает. И главное, если в ситуации с глянцевыми журналами мы в случае фатального недовольства собой легко могли поверить, что речь идет о вымышленных людях, то в случае с социальными сетями эта спасительная схема дает вполне понятный сбой. Не поспоришь же с тем, что перед вами живые люди, с половиной из которых вы учились, работали, вино пили. И все они живут полной жизнью, намного более интересной, чем ваша.

Все усугубляется еще и тем, что, по мнению психологов, мы редко заходим в социальные сети, когда у нас все действительно хорошо. Находясь на вершине счастья, последнее, что придет в голову, — проверить новости в фейсбуке или чужие инстаграмы. Мы ищем спасения в социальных сетях, когда нам скучно, или одиноко, или и то и другое вместе. В таком состоянии видеть, что у кого-то в жизни все просто замечательно, — обидно вдвойне, и вот уже наша ­самооценка сжалась в комочек и забилась под стол.

Выход напрашивается сам собой — довольно естественным кажется переход из защиты в уверенное нападение. В условиях социальных сетей это означает показать всем, ­насколько у вас все хорошо: завалить страницу крутыми фотками, почаще делиться новостями и писать остроумные статусы. В общем, всеми силами донести до мира, что и с вами происходит много чего интересного.

На вершине СЧАСТЬЯ последнее, что придет в голову – ПРОВЕРИТЬ НОВОСТИ в фейсбуке или чужие инстаграмы

Поглаживания XXI века

Скачки настроения, взлеты и падения самооценки, приукрашивание действительности, маниакальная зависимость от лайков — бездонное озеро для изучений и наблюдений психологов. Киберпсихология — вот как круто называется наука, изучающая влияние компьютеров и глобальной сети на человеческую психику. Хотя отдельно эту науку пока не выделяют, называя ее лишь ответвлением классической психологии, изучать врачам, как вы сами заметили, есть что.

И находят они много чего любопытного. Например, что наше навязчивое желание любым путем получить заветный лайк есть не что иное, как потребность в социальных поглаживаниях, просто на новом — цифровом — уровне.

Одобрение и «поглаживание» от других людей необходимы нам настолько, что некоторые врачи даже сравнивают эту потребность с потребностью в еде. Всю жизнь мы активно пытаемся утолить этот голод. Собирая вокруг себя друзей, которые всегда готовы поддержать, добиваясь успехов в работе и учебе, красиво одеваясь. Лайк, шэр, ретвит — это такие социальные поглаживания XXI века. Казалось бы, сколько возможностей открывается — огромное количество знакомых и их лайков смогут полностью утолить наш эмоциональный голод. Но все не так просто.

Дело в том, что одна из особенностей социальных сетей — здесь никого не любят просто так. Чтобы получить свой лайк или коммент, нужно постоянно выдавать контент. И вот тут в дело идет приукрашивание всего вокруг — потому что кажется, что за реальное отображение можно получить не так много одобрения, не собрать достаточного количества лайков и так и остаться «голодными».

Сам себе контент-редактор

Может быть, вы об этом не задумывались, но профайл в социальной сети становится все больше похож на работу. Как только вы заводите страницу в сети, то сразу становитесь контент-редактором: все, что происходит с вами в жизни реальной, — один сплошной инфоповод (популярный тэг и вообще принцип «не заинстаграмил — не поел» — хорошее тому подтверждение). Дальше вступает в работу наш внутренний редактор, который немного (или много) приукрашивает, как все было. При этом самоцензура работает жестче любой государственной машины, и вот уже в проект имени себя не попадают фото, где вы больше смешная, чем красивая, а с друзьями происходят серьезные ссоры по поводу публикации не самых удачных кадров. Статусы, чек­ины, расшаренные статьи — все проходит жесткую цензуру. Все становится подчинено самопромоутированию и стремлению получить как можно больше «поглаживаний».

Если вы пришли на вечеринку и там очень скучно — это не круто. Но если вы сделаете удачное фото и правильную подпись, всем будет казаться, что вам весело, и кто-то вам даже позавидует.

Один мой друг говорит, что мы ничего не понимаем в жизни, раз не продаем свой инстаграм. Поздней ночью на кухне он давал мне небольшой инструктаж, как это делать. В профиле нужно сразу обозначить свой род деятельности, неважно, насколько скучна твоя работа на самом деле: пока ты сам об этом не скажешь, никто не узнает. Ценится не правда, а подача. Пусть только ваши коллеги знают, что работа у вас рутинная, денег платят три копейки, да еще и задерживают. Добавляйте в друзей всех, с кем познакомились, даже если разговор длился две секунды. Неважно, интересен вам человек или нет, разобраться с этим можно и попозже, зато он может пригодиться в будущем. Самопромоутирование — единственное, ради чего стоит вообще приходить в сети, таково его мнение. Каждое фото, статус, чекин, лайк должен служить этой цели.

Контент страницы больше, чем резюме. Попробуйте найти хотя бы одного работодателя, который перед предстоящим собеседованием не изучил вас в интернете: личные фото, статусы, списки интересов и друзей, — первое впечатление сейчас начинает складываться удаленно, задолго до личной встречи. Получается, в собственном профайле действительно не место неудачным фото с вечеринок и истеричным статусам о вероломстве начальства — их просто не должно быть.

Другое важное понятие, которое нельзя упускать, — это социальный капитал. Все ваши друзья и приятели в него входят. Через правильно накопленный социальный капитал можно найти работу и друзей, это выражается в поддержке и помощи большого количества людей, когда вам это действительно необходимо.

Продать себя, и продать подороже, попутно восполняя ­потребность в «поглаживаниях» и накапливая социальный капиал, — казалось бы, что может быть приятней? И разве не стоят все эти плюсы самой кропотливой работы и откровенного приукрашивания собственной жизни?

Оказывается, не совсем. Счастья строгая цензура приносит немного. Психологи выделяют случаи, когда люди, слишком сильно приукрашивающие свою жизнь, начинают избегать встреч с онлайн-знакомыми в реальном мире. Потому что боятся разоблачения. Также специалисты утверждают, что честная презентация себя в социальных сетях приводит к внутренней гармонии и куда большему счастью, чем множество поглаживаний-лайков, полученных — и вы это знаете — за отретушированную фотографию или откровенную ложь. Но как бы правильно ни звучали их слова, мне отчего-то не верится, что все сейчас наконец-то добавят любимые песни Бритни Спирс 10-летней ­давности в свои плейлисты.


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.