Отношения

Любовь и секс, психология отношений в семье, секреты успешной карьеры и высокой самооценки - узнавайте больше о себе и своих близких.

Мы в социальных сетях: бледная копия себя

Мы давно превратились в пиар-агентов и контент-редакторов собственных страниц в соцсетях. Наталья Липчанская выяснила, зачем мы так старательно создаем себе светлый образ, далекий от оригинала

Мы в социальных сетях: бледная копия себяФОТОJames Dawe

Во время моей учебы в институте было модно писать курсовые на тему «Влияние глянцевых журналов на неокрепшую психику подростков (беременных женщин, одиноких мужчин, вымирающих лемуров)», объясняя в них, насколько пагубно костлявые модели, кожа без изъянов и статьи про целлюлит действуют на нашу самооценку. Девочки-неврастенички и анорексички, мальчики-геи — во всем виноваты журналы. Британские ученые подтвердят.

А потом мы привыкли, что вокруг полно глянцевых обложек, и сумели поставить барьер между реальной жизнью и бумажными примерами для подражаний. Многочисленные ролики вроде знаменитого видео Dove Evolution показали, как именно снимаются обложки, и все немного расслабились.

Новые времена — новые темы и новые комплексы. Отныне в пучину депрессии нас повергают друзья, знакомые (или не очень) — на страницах в социальных сетях. А мы превратились в пиар-агентов самих себя, от зари до зари трудящихся над созданием идеального образа.

Казаться, а не быть

Мои друзья — и я себя от них ни в коем случае не отделяю — в жизни выглядят хуже, чем на своих снимках в соцсетях. Не сильно хуже, но все-таки. В фейсбуке у нас сплошные скулы вместо щек, выгодные повороты головы, идеально плоские животы и статусы без орфографических ошибок. Сказать, что в жизни мы некрасивы и глупы, ­конечно, нельзя, так что речь идет не о лжи, а о ­приукрашенной реальности.

В 2011 году в Корнелльском университете провели эксперимент, в котором приняли участие 300 студентов. Участников разделили на три группы. Первым предложили посмотреть три минуты на свои страницы в фейсбуке, почитать статусы и поразглядывать фото. Другие три минуты рассматривали себя в зеркале, а третьи просто мирно сидели наедине со своими мыслями. В результате самооценка первой группы студентов изрядно повысилась — в отличие от двух других групп. Психологи такому результату нисколько не удивляются: это происходит от того, что мы более чем избирательны в размещении информации о себе на страницах в социальных сетях. Поэтому, если нас когда-нибудь попросят остаться на три минуты один на один с личным профайлом, мы и сами удивимся, какие мы, оказывается, замечательные. Но дело в том, что все эти лица, затуманенные фильтром Amaro, выгодные ракурсы и остроумные комментарии — не совсем реальность. Первая группа добровольцев из Корнелльского университета увидела в Facebook-профайлах свои улучшенные версии.

Всякий раз, когда вы вместо любимой попсовой песни добавляете в плейлист странную, но очень концептуальную группу, а вместо любимого сериала в список видеозаписей попадает не досмотренный до конца, но очень нахваленный критиками артхаус, вы создаете версию себя, которой очень хотите быть, но все-таки не являетесь.

Но если просмотр собственных профайлов вызывает у нас сплошную гордость и повышение самооценки, то в чем же проблема?

А в том, что, помимо вас, все то же самое делают окружающие. Нет, правда, все делают это. Более того, они могут делать это куда лучше вас. Будь ваша страничка единственной во всем интернете — при взгляде на нее самооценка каждый раз скакала бы до небес. Но вы не одни.

Все делают ЭТО

Находясь в постоянном (а по данным опроса, проведенного компанией HeadHunter, каждый россиянин в среднем тратит около часа рабочего времени на социальные сети ежедневно) окружении нескольких сотен людей с очень удачными фото, сплошными повышениями по работе, остроумными статусами и большим, чем у вас, количеством друзей, мы начинаем испытывать настоящий стресс. У подруги начались романтические отношения, у кого-то родился ребенок, кто-то сейчас отдыхает на краю света, и фотографии оттуда выглядят куда лучше ваших каникул на подмосковной даче, а чужой крутой статус собрал больше сотни лайков — в общем, поводов для того, чтобы почувствовать себя неудачником на чужом фоне, хватает. И главное, если в ситуации с глянцевыми журналами мы в случае фатального недовольства собой легко могли поверить, что речь идет о вымышленных людях, то в случае с социальными сетями эта спасительная схема дает вполне понятный сбой. Не поспоришь же с тем, что перед вами живые люди, с половиной из которых вы учились, работали, вино пили. И все они живут полной жизнью, намного более интересной, чем ваша.

Все усугубляется еще и тем, что, по мнению психологов, мы редко заходим в социальные сети, когда у нас все действительно хорошо. Находясь на вершине счастья, последнее, что придет в голову, — проверить новости в фейсбуке или чужие инстаграмы. Мы ищем спасения в социальных сетях, когда нам скучно, или одиноко, или и то и другое вместе. В таком состоянии видеть, что у кого-то в жизни все просто замечательно, — обидно вдвойне, и вот уже наша ­самооценка сжалась в комочек и забилась под стол.

Выход напрашивается сам собой — довольно естественным кажется переход из защиты в уверенное нападение. В условиях социальных сетей это означает показать всем, ­насколько у вас все хорошо: завалить страницу крутыми фотками, почаще делиться новостями и писать остроумные статусы. В общем, всеми силами донести до мира, что и с вами происходит много чего интересного.

На вершине СЧАСТЬЯ последнее, что придет в голову – ПРОВЕРИТЬ НОВОСТИ в фейсбуке или чужие инстаграмы

Поглаживания XXI века

Скачки настроения, взлеты и падения самооценки, приукрашивание действительности, маниакальная зависимость от лайков — бездонное озеро для изучений и наблюдений психологов. Киберпсихология — вот как круто называется наука, изучающая влияние компьютеров и глобальной сети на человеческую психику. Хотя отдельно эту науку пока не выделяют, называя ее лишь ответвлением классической психологии, изучать врачам, как вы сами заметили, есть что.

И находят они много чего любопытного. Например, что наше навязчивое желание любым путем получить заветный лайк есть не что иное, как потребность в социальных поглаживаниях, просто на новом — цифровом — уровне.

Одобрение и «поглаживание» от других людей необходимы нам настолько, что некоторые врачи даже сравнивают эту потребность с потребностью в еде. Всю жизнь мы активно пытаемся утолить этот голод. Собирая вокруг себя друзей, которые всегда готовы поддержать, добиваясь успехов в работе и учебе, красиво одеваясь. Лайк, шэр, ретвит — это такие социальные поглаживания XXI века. Казалось бы, сколько возможностей открывается — огромное количество знакомых и их лайков смогут полностью утолить наш эмоциональный голод. Но все не так просто.

Дело в том, что одна из особенностей социальных сетей — здесь никого не любят просто так. Чтобы получить свой лайк или коммент, нужно постоянно выдавать контент. И вот тут в дело идет приукрашивание всего вокруг — потому что кажется, что за реальное отображение можно получить не так много одобрения, не собрать достаточного количества лайков и так и остаться «голодными».

Сам себе контент-редактор

Может быть, вы об этом не задумывались, но профайл в социальной сети становится все больше похож на работу. Как только вы заводите страницу в сети, то сразу становитесь контент-редактором: все, что происходит с вами в жизни реальной, — один сплошной инфоповод (популярный тэг и вообще принцип «не заинстаграмил — не поел» — хорошее тому подтверждение). Дальше вступает в работу наш внутренний редактор, который немного (или много) приукрашивает, как все было. При этом самоцензура работает жестче любой государственной машины, и вот уже в проект имени себя не попадают фото, где вы больше смешная, чем красивая, а с друзьями происходят серьезные ссоры по поводу публикации не самых удачных кадров. Статусы, чек­ины, расшаренные статьи — все проходит жесткую цензуру. Все становится подчинено самопромоутированию и стремлению получить как можно больше «поглаживаний».

Если вы пришли на вечеринку и там очень скучно — это не круто. Но если вы сделаете удачное фото и правильную подпись, всем будет казаться, что вам весело, и кто-то вам даже позавидует.

Один мой друг говорит, что мы ничего не понимаем в жизни, раз не продаем свой инстаграм. Поздней ночью на кухне он давал мне небольшой инструктаж, как это делать. В профиле нужно сразу обозначить свой род деятельности, неважно, насколько скучна твоя работа на самом деле: пока ты сам об этом не скажешь, никто не узнает. Ценится не правда, а подача. Пусть только ваши коллеги знают, что работа у вас рутинная, денег платят три копейки, да еще и задерживают. Добавляйте в друзей всех, с кем познакомились, даже если разговор длился две секунды. Неважно, интересен вам человек или нет, разобраться с этим можно и попозже, зато он может пригодиться в будущем. Самопромоутирование — единственное, ради чего стоит вообще приходить в сети, таково его мнение. Каждое фото, статус, чекин, лайк должен служить этой цели.

Контент страницы больше, чем резюме. Попробуйте найти хотя бы одного работодателя, который перед предстоящим собеседованием не изучил вас в интернете: личные фото, статусы, списки интересов и друзей, — первое впечатление сейчас начинает складываться удаленно, задолго до личной встречи. Получается, в собственном профайле действительно не место неудачным фото с вечеринок и истеричным статусам о вероломстве начальства — их просто не должно быть.

Другое важное понятие, которое нельзя упускать, — это социальный капитал. Все ваши друзья и приятели в него входят. Через правильно накопленный социальный капитал можно найти работу и друзей, это выражается в поддержке и помощи большого количества людей, когда вам это действительно необходимо.

Продать себя, и продать подороже, попутно восполняя ­потребность в «поглаживаниях» и накапливая социальный капиал, — казалось бы, что может быть приятней? И разве не стоят все эти плюсы самой кропотливой работы и откровенного приукрашивания собственной жизни?

Оказывается, не совсем. Счастья строгая цензура приносит немного. Психологи выделяют случаи, когда люди, слишком сильно приукрашивающие свою жизнь, начинают избегать встреч с онлайн-знакомыми в реальном мире. Потому что боятся разоблачения. Также специалисты утверждают, что честная презентация себя в социальных сетях приводит к внутренней гармонии и куда большему счастью, чем множество поглаживаний-лайков, полученных — и вы это знаете — за отретушированную фотографию или откровенную ложь. Но как бы правильно ни звучали их слова, мне отчего-то не верится, что все сейчас наконец-то добавят любимые песни Бритни Спирс 10-летней ­давности в свои плейлисты.

Материалы по темам


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.