Отношения

Любовь и секс, психология отношений в семье, секреты успешной карьеры и высокой самооценки - узнавайте больше о себе и своих близких.

Молодые и востребованные: что мы знаем о поколении якки

Чем хипстер отличается от якки?

Что получится, если скрестить яппи с хипстером — офисного работника, снявшего галстук, и представителя креативного класса, который вдруг начал хорошо зарабатывать? О новом поколении профессионалов, которых окрестили «якки», разузнала Юлия Ульянова.

Молодые и востребованные: что мы знаем о поколении яккиФОТОacp/trunkarchive.com

Cтатью колумниста Дэвида Инфанта о смерти хипстеров и рождении якки (yuccies) — молодых городских креативных профессионалов (young urban creatives) — в популярном американском блоге Mashable расшарили около 200 тысяч человек. Но не спешите горевать по хипстерам. Они не умерли, они просто выросли в богатых и знаменитых, как яппи, сохранив при этом хипстерский креатив. Как им это удалось? Я отловила нескольких и теперь знаю пароль.

Я сама

Недавно в ЖЖ-сообществе «Один мой день» девушка-юрист описывала свой трудобудень (я сразу подумала, что будет, если этот пост попадет в руки ее начальника?): сначала она ждала обеденного перерыва, затем не хотела, чтобы он заканчивался, потом изнывала в ожидании конца рабочего дня, жалуясь на горы скучных договоров. И так мне стало тоскливо и так ее, бедняжечку, жаль. Ведь это очень грустно, когда твоя прекрасная, твоя единственная жизнь проходит за работой, которая тебе, мягко говоря, не нравится.

Такой расклад точно не для якки. Якки выбирают дело по душе, следуют за идеей, дерзают идти против течения, даже если весь мир крутит пальцем у виска. Только мечта, только хардкор. Так 30-летняя петербурженка, молодая мама Ольга Томшина, три года назад основала бренд концептуальной детской одежды Brick-box.

Якки выбирают дело по душе, ­следуют за МЕЧТОЙ и против течения, даже если ВЕСЬ МИР крутит пальцем у виска

«Я рожала ребенка без мужа и понимала, что рассчитывать могу только на себя, — говорит Оля. — Пропадать сутками на работе мне не хотелось, зато хотелось красиво одевать дочь и проводить с ней как можно больше времени. И я поняла, что единственный способ получить свободу действий и деньги — открыть собственное дело». Ольга с подругой вложили свои сбережения и первый год работали в минус. Год назад показатели улучшились до нулевого баланса (это считается хорошим результатом). Сейчас обороты покрывают только операционные расходы, в том числе минимальные зарплаты для Ольги с помощницей, но девушка настроена оптимистично: «Я расцениваю все происходящее как интересный опыт, как проверку себя. У меня нет сложностей, есть задачи, которые надо либо решать, либо избегать. Я делаю все, что могу, и даже больше, но не все в моих силах и не все зависит исключительно от меня! Не могу же я отвечать, например, за погоду. Мы живем в непростое время, обстоятельства могут в любой момент измениться, поэтому всегда важно иметь план «Б», отращивать дзен, тренировать терпение и выдержку, верить в свой успех (всегда найдутся люди, которые скажут, что ваш продукт плохой, слишком дорогой и так далее, — на таких людей не стоит ориентироваться), и он обязательно наступит. Но когда это произойдет, высока вероятность, что к этому моменту вы превратитесь в железобетонного человека. И, конечно, самое главное — действовать. Можно бесконечно говорить о том, что мы сделаем нечто прекрасное, но в итоге это останется на уровне разговоров. Кстати, я не могу назвать себя хипстером. И хотя у меня был и «Молескин», и iPhone, и очки Ray-Ban, и что там еще обязан иметь каждый уважающий себя инди-кид, отношения с субкультурами у меня никогда не складывались».

Получается, для якки вовсе не обязательно иметь хипстерское прошлое. Иногда ты открываешь свой бизнес хоть и добровольно и вполне себе по любви, но все же под давлением обстоятельств, не без воли маэстро случая.

«Знакомство с итальянскими производителями оборудования, моя особая любовь к макаронам и рухнувшая в одночасье личная жизнь — все это дало толчок к созданию собственной «макаронной империи», — рассказывает 32-летняя москвичка Кристина Меньшикова. Полтора года назад она запустила на собственной кухне производство свежей пасты, которую сегодня можно купить в фермерском кооперативе LavkaLavka, и подумывает об открытии кафе. «Я счастлива при виде довольных лиц покупателей и ценю тот факт, что я свободна от капризов дуралея-начальника, — признается основательница Pasta Fresca by Kris Men’shikova. — Но надо быть готовым к тому, что, имея свой бизнес, работать приходится постоянно. Если ты не занят непосредственно производством, то общаешься с закупщиками, поставщиками, другими производителями, «откатываешь» новый ассортимент. Свое дело — непростая штука, многое зависит от того, как ты вообще реагируешь на трудности. Но если ты по-настоящему болеешь идеей, не бойся — вот мой совет. Начинать всегда трудно, и лучше с самого начала понять, зачем ты это делаешь. Ради прибыли или ради перспективы, удовольствия и нового качества жизни».

Молодые и востребованные: что мы знаем о поколении якки

Творческие натуры

В 2009 году писатель Сергей Шаргунов рассуждал о хипстерской природе: мол, и стяжатель он, и гламурный подонок, и пафосный лентяй, и иждивенец. В конце ­статьи автор ­задавался вопросом: что будет, когда ­хипстер повзрослеет?

Я думаю, что хипстер может вырасти в: 1) банального взрослого, которому не интересно ничего, кроме цифр; 2) непризнанного гения и мятежного брюзгу; 3) якки — того, у кого получилось добиться успеха, оставаясь при этом собой. А все потому, что якки — усердные труженики. Рабочие пчелки, которые не ноют, не рассуждают, а, преодолевая собственную меланхолию, апатию, сопротивление, перфекционизм и прокрастинацию (что там еще в анамнезе у хипстера?), встают и идут заниматься любимым делом. Помните Конфуция? «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни». Do what you love. Love what you do. И если хипстером можно прикинуться (конверсы, узкие брючки, очочки, рассуждения о книгах, ­которые не читал, и осуждение фильмов, которые не видел), то с якки такой номер не пройдет. Якки нужно быть, им нельзя казаться. Якки — не форма, а содержание.

«Cамо слово «хипстер» для многих уже стало нарицательным, — говорит Анна Општейн, графический дизайнер. — Для большинства людей любой современно одетый молодой человек или девушка в очках, с рюкзаком и ноут­буком фирмы Apple, да еще и дизайнер — по определению хипстер. Я никогда не стремилась попасть в какую-то категорию, предпочитаю жить, работать, выглядеть сообразно среде и своему внутреннему миру. Ноут­бук мне необходим для работы, а очки — для зрения. При этом почему очки не могут быть в красивой оправе?

Что касается якки, если мы говорим о людях, зарабатывающих на собственных идеях, стремящихся заниматься исключительно любимым делом, где на первом месте сам процесс и последующий отклик аудитории, — то да, это про меня. Я осознанно не работаю в офисе и стараюсь сотрудничать только с теми людьми, чьи интересы и вкусы разделяю. Моя линия петербургских открыток (нам нравятся In rain we trust и «Из Петербурга с апатией и безразличием». — Прим. ELLE) очень популярна и продается в крупных магазинах города. Мне было важно сделать что-то особенное, а не просто открытку. Я решила подойти к ней как к продукту в целом, а не просто тиражному изображению на бумаге. Меня воодушевляют восторженные отзывы людей, а скептические замечания матерых бизнесменов на тему сообразности вложений в какие-то там открытки мне чужды. В современной России, несмотря на все сложности, зарабатывать творчеством, безусловно, можно, так как рынок в отличие от европейского еще не освоен. Возможностей для воплощения идей масса, главное — захотеть».

Вместе проще

Анна и Павел Лихацкие работают парикмахерами-стилистами в собственной студии красоты, а на досуге делают предметы интерьера. Одного взгляда на эту cлавную пару хватит, чтобы сделать вывод об их креативности. Одна только татуировка на Пашиной руке чего стоит: лицо девушки-блондинки, в которой я легко угадываю Аню. Мы пьем отличный кофе из стильных, фисташкового цвета чашек. Интерьер студии сделан с душой, не просто «для себя», а «для себя, любимых и офигенных». Причем часть мебели Паша и Аня сделали сами.

«Мы увлеклись «деревяшками», когда купили дом, — рассказывает Павел. — Создали мастерскую. А что там еще делать, за городом, не по снегу же гулять. Сначала только для себя мастерили: подоконник, доски разделочные... Вот, смотри, это такая специальная стена — она вся из разных пород деревьев. Видишь выступы? В любом месте можно положить телефон или пульт — удобно. Потом, когда клиенты салона узнали о нашем увлечении, сначала один попросил дверь, потом другой — шкаф... Видишь большие часы на стене? Тоже наша работа…»

«Чаще всего в России мы наблюдаем две крайности: либо это таланты, которые не умеют себя обеспечить финансово, либо продавцы воздуха, — подключается к разговору Аня, в прошлом юрист. — Вопрос маркетинга стоит крайне остро. Важно понимать, что жизнь состоит из качества и количества: часто бывает, что либо ты пашешь на нелюбимой работе, чтобы получать хоть какой-то доход, либо с головой уходишь в творчество, но остаешься голодным художником. Нужна золотая середина. Творчество должно приносить деньги, чтобы хватало хотя бы на два отпуска в году. Для многих это утопия, но нам повезло — нам хватает».

В чем секрет их успеха? По их словам, в симбиозе. Они вдвоем, им есть на кого опереться. Они работают на себя каждый день круглыми сутками — помимо салона, на backstage на модных показах.

Формат успехаФОТОacp/trunkarchive.com

Попали в сети

Якки — виртуозные пользователи интернета. Учиться, добывать информацию, продвигать продукт в социальных сетях, продать через eBay или Etsy — сегодня все это можно сделать, не выходя из дома.

23-летняя художница Таня Боня живет в Киеве с мужем и чихуахуа по кличке Микки и ведет мимимишный инстаграм @tanya_bonya с двадцатью тысячами подписчиков. Целыми днями прелестная, словно со своих же рисунков сошедшая Таня рисует мультяшных зверей: котят и щенков, зайцев и Микки-Маусов. Чтобы продавать одежду с собственными принтами, планирует запуск сайта.

В российском бизнесе две крайности: творцы, которые не умеют себя обеспе­чивать, и продавцы воздуха

«Я трудоголик на все 100 %! — говорит Таня. — Несмотря на то что заказов бывает не просто много, а очень много, стараюсь никому не отказывать. У меня нет конкретного графика и распорядка дня — работаю сколько потребуется, благо я это безумно люблю. В среднем на один рисунок уходит от 5 до 10 часов. Большая часть моих заказов приходит через инстаграм». Дизайнер одежды Лиза Одиноких, @liza_odinokikh, фотографирует одежду собственного бренда на себе и выкладывает в тот же инстаграм — по ее словам, это привлекает клиентов. «Они видят, что мне самой нравится то, что я делаю, и заражаются моим энтузиазмом. Стоит выложить новую фотографию, и WhatsApp разрывается от вопросов: «Сколько стоит и как заказать?». Еще я люблю поболтать с девушками, которые приходят на примерку. Со многими мы стали подругами, это приятно. Но красивая картинка — это еще не все. Чтобы добиться успеха, нужно быть перфекционистом».

Под конец добавлю ложку скепсиса. Чтобы работать на себя, нужно обладать целым набором личностных качеств — ответственностью, самодисциплиной, терпением, терпимостью к критике. Если вы не уверены, что обладаете необходимыми ресурсами, не спешите сжигать мосты, уделите внимание слабым сторонам, оцените не только свои профессиональные навыки, но и стрессоустойчивость (дабы не пришлось потом бегать по психологам, пытаясь выяснить, почему вы не можете себя мотивировать и вообще эмоционально разваливаетесь). Несмотря на все пафосные крики о благородстве риска и важности первого шага, я считаю, что продолжать шагать, пусть медленно, но каждый день, прыгать через лужи, а то и ­переходить их вброд — это гораздо сложнее. Множество людей в принципе неспособно работать без контроля, без обратной связи, стабильной зарплаты и ежегодного отпуска. Так что иногда разумнее продолжать трудиться на строгого, но платежеспособного и умного дядю, а ­мыловарение по-прежнему считать хобби. «А как же якки?» — спросите вы. Якки достаточно сильны и отчаянны, на то они и герои нашего времени. В любом случае нам повезло. Мы живем в потрясающе интересное время. Люди делают духи и пекут капкейки, мастерят браслеты и детскую одежду, и все это — не выходя из дома. Делать то, что нравится, и быть свободным — это ли не роскошь?

P.S.

Я большая девочка, не верю рекламе и замечаю, что в порыве самопиара якки порой перегибают палку. И если хипстеры были слишком депрессивными, то якки — чересчур яркие. В процессе написания статьи у меня едва не случилась передозировка от всех этих якки-блогов и якки-инстаграмов. Пионы, клубника, обожающий тебя и при этом жутко фотогеничный муж, семеро ангело­подобных детишек по лавкам, самые пушистые коты, волшебные путешествия, счастье-счастье, избыток восторга и красоты. Очень много подписчиков. Слишком много ванильно-шоколадного соуса. В какой-то момент появилось чувство, словно я объелась халвы. Хотя, возможно, это просто зависть. Спасибо, якки, я вижу ориентир.


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.