Отношения

Любовь и секс, психология отношений в семье, секреты успешной карьеры и высокой самооценки - узнавайте больше о себе и своих близких.

Жертвы соцсетей: новые фобии поколения digital

Социальные сети, став неотъемлемой частью жизни, породили новую фобию — FoMO, или страх не успеть что-то важное

Признайтесь: что вы делаете в первую очередь, открыв утром глаза и оторвав голову от подушки? Сладко потянувшись, сосредоточенно разминаете суставы, делаете дыхательную гимнастику, приветствуете солнце, медитируете и выпиваете стакан воды с лимоном, заботливо приготовленный с вечера? Поздравляю — вы в абсолютном меньшинстве, дальше можете не читать. Я же, как и примерно 70 % работоспособного населения развитых стран, начинаю день со смартфона: электронная почта, мессенджеры, новостная лента и, разумеется, социальные сети. Прочитать, проверить, расставить лайки, откомментировать, открыть ссылки, которые аж трем френдам (читай: малознакомым людям) показались интересными, — все это сегодня такая же часть ежедневной рутины, как чистка зубов и чашка кофе. И хорошо, если соцсети отвлекают вас от реальности только по утрам. Американские ученые подсчитали: среднестатистический пользователь проводит в соцсетях одну минуту из четырех и открывает больше тридцати различных вкладок в час. Именно Facebook и Instagram в большей мере ответственны за неспособность современного человека концентрироваться дольше десяти минут. Социальные сети — главные инструменты прокрастинации. И если вы до сих пор не сдали отчет или не дописали текст, дело, скорее всего, в очередной порции свежих постов, которые необходимо немедленно изу­чить и как-то на них отреагировать, иначе они утратят актуальность, а вы с треском вылетите из общественно-виртуального контекста.

Soledad BraviФОТОSoledad Bravi

По статистике, почти 60 % всех пользователей социальных сетей преследует бессознательный страх упустить из виду то, что знают и обсуждают все. Если у вас свыше 500 друзей в Facebook, ваша лента обновляется примерно раз в минуту или чаще. Представьте, сколько времени потребуется, чтобы объять все новое и свежерасшаренное. Жизни точно не хватит. Вы наблюдаете за безумным калейдоскопом текстов и картинок, как царь Ирод смотрел на танец Саломеи, и не можете оторваться. Тех, кто привык всегда быть в курсе, охватывает натуральная паника. Явление это настолько распространенное, что теперь у него есть официальное название — FoMO (Fear of Missing Out, или «cтрах что-то пропустить»). Психологи диагностируют новое нервное расстройство, популярные ресурсы публикуют подборки «10 аккаунтов в Instagram, которые внушат вам FoMO» (образ­цово насыщенной жизнью живут, например, Рианна, Хью Джекман и звезды «Игры престолов»). Бизнес, как это водится, делает на несчастных деньги — сотовые операторы предлагают «всегда оставаться на связи»; социальные сети расширяют сферы влияния и теснят поисковые системы и онлайн-магазины; производители зарядных устройств играют на паническом страхе остаться наедине с телефоном, в котором села батарейка. Все большую популярность приобретают приложения, позволяющие следить за друзьями в реальном времени, — Periscope и Snapchat. Разработчики уверяют, что эффект постоянного присутствия решит проблему FoMO, но будем реалистами — на самом деле он погружает нас в FoMO-пучину еще глужбе. На ее фоне появляются когнитивные расстройства — например, состояние «email-апноэ», непроизвольной задержки дыхания во время чтения электронной почты.

Информационный поток с каждым витком эволюции становится все стремительнее и не думает ослабевать — или вы всегда держитесь на гребне, не расслабляясь ни на минуту, или вас смывает мощной волной. «Кто владеет информацией, владеет миром» — со времен автора фразы Натана Ротшильда ничего не изменилось. Разве что сегодня можно было бы добавить: «...и перестает владеть собой».

Моя знакомая Аня, новостной редактор в газете, не была в отпуске четыре года. «Я знаю, что, даже лежа под пальмой, буду ежечасно проверять сводки информагентств и твиты экспертов. И в чем же тогда смысл отдыха? Совсем отключиться от новостей я не способна, иначе по возвращении буду погребена под ними заживо». Другая знакомая не берет отпуск из страха, что в ее отсутствие подчиненные наладят прочную связь с большим начальством и выйдут из-под тотального контроля. Третья, менеджер по маркетингу, не расставалась с телефоном даже при родах. В те памятные минуты в палате с ней находились врач, акушерка, любимый муж и полтора десятка сотрудников компании-клиента, собравшихся в конференц-зале на другом конце Москвы. В перерывах между схватками Олеся умудрялась строчить sms, периодически созванивалась с коллегами и безостановочно решала Очень Важные и Неотложные Дела. А через полчаса запостила первую фотографию в соцсети. Если когда-то коллективное бессознательное выражали пословицы и поговорки, сегодня их миссию взяли на себя хэштеги. Не удивлюсь, если скоро наряду с #мирдолжен­знатьчтомыедим появится #­незаинстаграмилнеродил.

Хорошо забытое старое

Страх упустить что-то важное появился не вчера и не с изобретением компьютера. Человек Щепетильный, который перед отпуском штудировал статьи в БСЭ, писал подробный список мест, обязательных для посещения, расставлял в нем галочки и искренне расстраивался, если не удавалось пробраться к «Моне Лизе» сквозь толпу японских туристов, существовал всегда. Мой приятель перед очередной поездкой безвылазно сидит на TripAdvisor, выписывает самые рейтинговые рестораны и ест исключительно по рекомендации. Однажды они с женой три часа бродили по закоулкам Вероны, пытаясь найти то-самое-место и минуя вполне себе пристойные заведения, по случайности не попавшие в рейтинг приложения. Не нашли, остались голодными — мой знакомый крыл последними словами Google Maps и градостроителей, но только не себя и ­собственную ­боязнь импровизировать.

Неспособность остановиться на одном решении, стремление объять необъятное, изучить вопрос вдоль и поперек, прежде чем совершить шаг, — одни из первых симптомов FoMO. Трудоголики поймут — психологически сложно приступить к полноценной работе, не оценив весь объем информации. «Но ее в наше время столько, что всесторонний анализ способен провести мощный компьютер, но никак не человек с его ограниченным запасом времени, сил, потребностью спать, есть, гулять, растить детей, общаться в социуме. Словом, необходимостью жить», — говорит психолог Ирина Маркова. На заре работы журналистом, готовясь к интервью, я считала своим профессиональным долгом изучить абсолютно все, что герой рассказал до меня. Тексты я копировала в отдельный файл и внимательно читала. Помню, шел седьмой час и 134-я страница интервью с Джонни Деппом, и мне вдруг стало глубоко безразлично, что он наплел районной газете Техаса, — я села и составила вопросы, которые были ­интересны мне лично.

Soledad BraviФОТОSoledad Bravi

Когда-то американские психологи Марк Леппер и Шина Айенгар провели исследование: они поставили в супермаркете стенд с 24 видами джема и предлагали покупателям попробовать и выбрать лучший. «Подопытные» разделились на две группы: тех, кто продегустировал все и так и не принял решения или принимал его долго и мучительно. И тех, кто остановился на 8–10 вариантах и выбирал среди них. Первых, стремящихся вооружиться всей доступной информацией, ученые называют максимизаторами. А тех, кто интуитивно чувствует, когда надо сказать себе «стоп», — оптимизаторами. Первые быстро теряют силы и в итоге переживают так называемый «паралич решения». Вторые, как правило, добиваются большого успеха и занимают руководящие должности.

«Максимизаторы, при всей их кажущейся обстоятельности и вдумчивости, на самом деле представляют серьезную угрозу компании — через какое-то время их КПД неизбежно падает, — говорит Ирина Маркова. — Сам факт постоянного потребления информации создает у максимизаторов иллюзию, что они продуктивно работают. Хотя на самом деле они тратят уйму времени на сбор и анализ информации, но на принятие решения и собственно активные шаги запала уже не остается. Тщательнейшим образом изучить ассортимент кроссовок, но так и не начать бегать. Составить обширную сравнительную таблицу колясок, запутаться окончательно и в итоге купить подержанную люльку у соседки. Долистать ленту Facebook ровно до того момента, откуда вы начали два часа назад, — без причины, без результата, просто чтобы поставить внутри себя галочку: «Просмотрено». Такова стратегия максимизаторов». Полиглот Дмитрий Петров убежден: для того чтобы освоить иностранный язык, не нужно штудировать учебники по грамматике, нужно начинать говорить сразу — с ошибками, но бесстрашно. Сначала свобода, потом правила. Так учат язык дети, и тем же способом они познают мир. Мы, объятые FoMO взрослые, стараемся ступать осторожно, просчитывая каждое движение, вспоминая законы и формулы, сутулясь под тяжестью прочитанного, увиденного и услышанного, примеряя на себя чужой опыт и с каждым шагом ­теряя ­интерес.

Кто не успел, тот опоздал

Михаил Жванецкий писал: «Мало знать себе цену — надо еще пользоваться спросом». Товарно-денежные отношения с самим собой — это именно то, на чем погорели подверженные FoMO. «Страх пропустить что-то важное всегда существует на фоне глобальной неудовлетворенности жизнью и еще зависти — к более успешным, как вам кажется, пользователям социальных сетей, — говорит психолог. — Но к реальности веселые оптимистичные картинки, наводнившие интернет, не ­имеют прямого отношения. Никто не спешит делиться грустью и печалью, разве что в рамках социального флешмоба». Тот самый спрос рождают модные позитивные фотографии, веселые хэштеги и жизнь, которая хотя бы в нескольких деталях недоступна большинству. Как говорила Саманта Джонс в сериале «Секс в большом городе», ты можешь стать кумиром молодежи, только если носишь вещи, которые они не могут себе позволить. Ежедневно наблюдая в ленте Instagram ярмарку тщеславия, только очень стойкий оловяный солдатик не задастся вопросом: «А что со мной не так?» «Кто-то ответит, что причина — в заниженной самооценке, — рассуждает Ирина Маркова. — Но я бы говорила об адекватном восприятии себя. В слове «самооценка» смущает встроенное оценивание себя. Зачем? По какой шкале? А судьи кто? Завышенная самооценка подразумевает некую манию величия и потребность хвастаться достижениями. Заниженная говорит о неуверенности в себе. А психическое здоровье где-то на нулевой отметке, без знаков плюс и минус. Собственную сущность не нужно оценивать, иначе сравнения с другими людьми не избежать, себя нужно чувствовать, как вы чувствуете холод, тепло, голод или жажду. Абсолютное, на уровне ощущений принятие себя гарантирует: вы осознаете, что уникальны. Не лучше и не хуже. И при этом видите уникальность каждого отдельного человека».

В студенческие годы моя соседка в общежитии всегда спала в наушниках — с включенным радио, где саундтреком к ее сновидениям вещал диджей и играла музыка. Остаться в тишине означало оказаться наедине с собой — и если страх одиночества слишком силен, проще включить фон: радио, телевизор, компьютер. Бесконечно пролистывая ленту, мы как бы напоминаем себе: мы не одиноки во Вселенной, где-то тоже есть жизнь. Но может, все-таки посмотреть на звезды?..

Есть мнение, что FoMO — издерж­ки новой реальности, его в той или иной степени испытывают абсолютно все, а значит, он уже по-своему норма. Но я не соглашусь. У меня есть ощущение, что FoMO, как и любой страх, лучше изжить, чем терпеть. Профилактические работы ­никогда не повредят. Настроить ленту под себя, чтобы она была максимально полезной и в удовольствие. Выбирать ту информацию, которая делает вас богаче, расширяет ваши представления о себе и мире, а не только подтверждает то, что вы уже знаете. Чаще гулять, встречаться с друзьями и заниматься спортом. Моя подруга взяла за правило не постить фотографии с отдыха ежедневно, а выкладывать их позже, по приезде, одним альбомом — как это было раньше, когда никто не видел, что там получилось на отснятой пленке. Один американский психолог назвал Facebook «крупным экспериментом на детях, который вышел из-под контроля». Но мы не жертвы, если ­перестали ­бояться.


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.