Отношения

Любовь и секс, психология отношений в семье, секреты успешной карьеры и высокой самооценки - узнавайте больше о себе и своих близких.

Чего хочет женщина

"Даешь душ в каждый офис!" — провозгласил ELLE год назад в рамках "Модной революции". Что еще нужно офисным сотрудницам, выясняла Наталья СТАРОСТИНА.

image

«Даешь душ в каждый офис!» — провозгласил ELLE год назад в рамках «Модной революции». Что еще нужно офисным сотрудницам, выясняла Наталья СТАРОСТИНА

Невыносимая августовская жара — мучительная российская традиция последних лет. Вот и в начале «нулевых» в это время я сидела в редакции делового еженедельника и корпела над статьей про аграрный сектор. Сотрудницы издания обливались потом в шелковых платьицах, водостойкая тушь не выдерживала накала страстей, термальная вода закипала прямо в баллончике, кондиционеры сдохли, а выжившие китайские вентиляторы, как китайские драконы, гоняли по офису обжигающий ветер. Мы мечтали об одном: вот бы в офисе поставили душевую кабину! Хоть в туалете, хоть в кабинете, хоть посреди переговорной. В один из таких дней я отправилась на репортаж в деревенскую глушь на крупную птицефабрику. Коллеги-гиены злобно хихикали вслед. Каково же было мое удивление, когда буквально с порога проходной фабрики меня отвели в душевую! В соответствии с санитарными нормами, прежде чем войти в следующий птицесектор, сотрудницы предприятия обязаны принимать душ, причем с головой. Шампунь с маслом ши, ароматный крем-гель, мягкое полотенце с цыпленком, кафельная прохлада и мощный фен — в тот день я приняла душ шесть раз.

Могу поспорить, что после моего рассказа о посещении куриного рая сотрудницы в шелковых платьицах задумались о смене профессии. А ведь для того, чтобы мотивировать их на блестящую работу, достаточно было душевой.

Как точно заметила моя подруга Лера из рекрутингового агентства, «душ — это лишь капля в море». Приманок, благ, потворств и бонусов на рабочем месте не перечесть. Интересно, что может вызвать зависть даже самых успешных деловых женщин? Что такое идеальный соцпакет? Чем и как заманивают особо ценные кадры? Как далеко готовы зайти большие боссы, чтобы их фирма прослыла самой человеколюбивой на планете Земля? И где на Руси и в мире работать хорошо?

БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, ВКУСНЕЕ

Первое, с чего начинается «приманка» сотрудников, — это социальный пакет. В него может входить все, что угодно, кроме денег. «Наличие уникальных привилегий и оригинальных опций для женщин-сотрудниц напрямую связано с корпоративной культурой компании, а не с ее масштабом, рыночным сегментом и наличием/отсутствием иностранного капитала. Выход за пределы традиционного соцпакета — это весомое конкурентное преимущество. При этом «женский соцпакет» расцветает пышным цветом во времена финансовой стабильности. В кризис поощрение сотрудниц заметно увядает», — говорит Татьяна Долякова, генеральный директор рекрутингового агентства Penny Lane Personnel.

Главный принцип составления соцпакета «с изюминкой» гласит: будь щедрым, и люди к тебе потянутся. Привилегии старательным работникам да и просто творческим балбесам бывают нескольких категорий. К бизнес-льготам относятся корпоративный автомобиль (с водителем и без), оплата проезда, бензина, безлимитный мобильный телефон и обучение (иностранным языкам тоже). Питание, членство в фитнес-клубах и корпоративные вечеринки — стандартный перечень привилегий для поддержания работоспособности. И, наконец, социальные блага, в которые входят пенсионные программы, страхование жизни и имущества, маникюрши, массажисты, скидки и бонусы на одежду — все то, что призвано повысить боевой дух и получить полную самоотдачу от сотрудника.

Ежегодно рейтинг лучших работодателей составляет журнал Forbes. В него попадают те, у кого зарплата выше, график гибче, кола слаще, а начальник — просто душка. Больше 50 % из «золотой сотни» — американские офисы крупных и средних производителей товаров и услуг. Вот уже несколько лет в топе держатся разработчики бизнес-средств — компания SAS. В их соцпакете медстраховка с 90-процентным покрытием и неограниченное число дней на больничном плюс небольшая частная клиника на территории офиса и фитнес-центр с бассейном.

В гонке за звание самых-самых руководители даже заказывают исследования, чтобы выяснить, чего не хватает их сотрудницам. Анкетирование показывает, что российские женщины мечтают о консьерж-службе, готовой выполнить любой их каприз. Например, сделать за них покупки или отвезти машину в сервис. «Абонементы в фитнес-центры и салоны красоты — чаще всего подарки победителям корпоративных конкурсов, которые проводят либо PR, либо HR-департаменты. Например, в нашем холдинге Penny Lane обычно учредитель на 8 Марта дарит сертификаты на посещение салона красоты», — отмечает госпожа Долякова.

Еще одно немаловажное и модное корпоративное направление — программы по развитию женского лидерства. Так, в офисе Zappos.com есть штатный консультант, помогающий ставить цели и добиваться успеха в жизни. И такой пример не единичный. «Сотрудницы IBM принимают активное участие в работе Women Council — организации, направленной на развитие женского бизнес-лидерства. С этого года мы запускаем пятиступенчатую программу, направленную на повышение успешности женщин в бизнесе. Для участниц будут проводиться обучающие тренинги — развитие лидерства, построение карьеры, менторинг, коучинг, развитие социальных связей (нетворкинг)», — гордится Валентина Тимакова, заместитель генерального директора по персоналу IBM в России и СНГ. В региональном офисе Paychex начальство учредило специальные премии для тех сотрудников, кто ведет здоровый образ жизни. 300 долларов на счет регулярно получают работники, сделавшие прививку от гриппа и приезжающие на работу на велосипеде.

image

Вполне стандартной офисной практикой в ряде российских фирм (здесь и представители телекоммуникаций, и крупные банки) стал четверговый «банный» день, когда сотрудники могут сдать свои вещи в химчистку.

Несколько лет назад в обувном отделе крупного торгового центра ко мне подскочила девушка, предложившая оплатить своей кредиткой все мои покупки в обмен на то, что я заплачу ей за туфли наличными, но только половину цены. После «сделки» выяснилось: в соцпакет предприимчивой брюнетки входит оплата одежды, для этих и только этих целей существует заветная кредитка. Однако смекалистая сотрудница решила извлечь из бонуса двойную выгоду.

Берегут в заботливых компаниях не только кошельки своих сотрудников, но и их сердце. Так, в маркетинговом агентстве Hime & Co в джоб-оффер всех женщин входит один отгул в случае разрыва длительных отношений.

В начале двухтысячных годов несколько уральских предприятий пошли и вовсе на экзотический шаг и ввели на работе оплачиваемые «критические дни» сотрудниц. Если верить байке начала 1990-х, подобную практику государство хотело ввести по всей стране и закрепить выходные законодательно, однако планы провалились.

Интересно, что человеколюбивые работодатели «живут» намного дольше скупых конкурентов. По статистике, средний возраст существования американской компании составляет порядка 20 лет, а тех, кто регулярно попадает в списки самых заботливых, — 80–90 лет.

МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ

Работодателю нужно быть готовым к тому, что самые ценные и преданные работники рано или поздно станут родителями. Чтобы удержать завидных мамочек, одними дотациями не обойтись. Самая полезная рабочая привилегия, которой дорожат и над которой дрожат женщины, — это устройство ребенка в детский сад. Один этот пункт в соцпакете в несколько раз повышает привлекательность компании и «привязывает» женщину к месту работы минимум на пару-тройку лет. Интересно, что одним из первых на российском рынке эту «услугу» ввел челябинский цинковый завод. Во времена колоссального дефицита мест в дошкольных заведениях его руководство заключило договор с мэрией — администрация города подыскивает места детям сотрудников, а завод обязуется оплатить все расходы.

Крупные и преимущественно столичные компании решили не связываться с господдержкой и построили свои детские сады. По оценкам специалистов, подобных частных учреждений в Москве уже порядка ста. Похожий пример есть и в итальянской Calzedonia, где небольшой детский садик находится прямо на территории фабрики. Как вариант современной соцподдержки — помощь в выборе и оплате няни.

Особо ценное рабочее преимущество для любой мамы — это свободное время. «Как в российских, так и в зарубежных организациях популярно такое поощрение, как один свободный день в месяц, когда сотрудница может заняться исключительно решением бытовых, семейных вопросов. В одной из розничных сетей эту мотивационную меру увеличили до трех дней в месяц отсутствия на работе без объяснения причины», — рассказывает Татьяна Долякова.

Почти 20 лет одним из лучших работодателей для матерей считается компания IBM. Для деловых мам здесь разработан целый ряд программ: от удаленного рабочего доступа до организации детских праздников. «В этом году российский офис IBM запустил программу гибкого рабочего графика, согласно которому каждый сотрудник имеет право один раз в неделю работать в удаленном режиме. По договоренности с руководителем сотрудницы-матери могут работать из дома до нескольких дней, — говорит Валентина Тимакова из IBM. — Одна из популярных социальных программ IBM — Kid’s day («Детский день»). Родители приводят детей в офис, чтобы они могли познакомиться с работой пап и мам. Для детей готовятся специальные развивающие программы и игры».

«Распространенная практика в компаниях банковско-инвестиционного сегмента — дополнительно к декретной зарплате в течение четырех месяцев женщинам выплачивается бонус в размере 80 % от оклада», — добавляет генеральный директор Penny Lane Personal. На Западе эта цифра может варьироваться от 30 до 100 %.

Именно будущие мамы требуют к себе повышенного внимания. Так, сотрудница крупной аудиторской компании, которую начальник умолял не уходить в декрет, поставила руководству жесткое условие — оплатить ей роды в частной клинике и дорогостоящую годовую страховку для новорожденного. Босс тут же внес этот пункт в ее трудовой договор. Похожий случай произошел в московском филиале французского банка. Чтобы директор одного из департаментов отказалась от декретного отпуска, европейская сторона подарила ей «приданое» — дизайнерскую коляску и мебель для детской комнаты.

В некоторых компаниях заботятся не только о детях сотрудников, но и об их животных. Моя американская коллега Мелани рассказала, что по соседству с ее домом фармацевтическое предприятие построило небольшой отель для любимцев своих сотрудников, чтобы те не тосковали дома в одиночестве.

image
УДОБСТВА ВО ДВОРЕ

Эксперты по кадрам уверены: особой привилегией может стать сам офис, куда сотрудницы будут с удовольствием бежать каждое утро.

Когда в этом году 35-летней Марии пришлось уйти с работы, она громко плакала на весь корпоративный коридор. Вот уже семь лет в офисе ее телекоммуникационной фирмы работает дизайнер интерьеров, который проектирует сотрудникам индивидуальные рабочие места. Деревянная «дышащая» экостолешница, перегородки с огромным фотоснимком семьи, ящик для хранения туфель, массажное кресло, набор посуды для ланча и даже легкий аромат лимона из ароматизатора, закрепленного над компьютером, — расставаясь с рабочим уголком, Маша залила слезами весь дизайнерский стол.

Три питерские пиарщицы хвастались мне по Skype: уже целый год в их девичьей рекламной компании действует салонная программа. Помимо маникюра (прямо в офисе 4 раза в месяц) и укладки (2 раза в неделю), специалисты-косметологи проводят семинары по уходу за кожей и волосами.

Если вы полагаете, что работа в компьютерной или интернет-компании — удел гиков и фриков, вы, вероятно, ничего не знаете о российском офисе Google. Как и в самом поисковике, в нем можно отыскать все на свете. «Сотрудники просили дизайнера Татьяну Руэгг при оформлении помещения сохранить русский колорит, поэтому все переговорные оформлены в стиле любимых с детства произведений, мультфильмов или кинолент и имеют тематические названия, — рассказывает пресс-секретарь компании Инесса. — Сам офис оснащен по последнему слову техники: у каждого есть ноутбук, в помещении работает скоростной Wi-Fi. Никто не прикован к рабочему месту и может работать там, где ему удобно. Так как многие заняты в совместных проектах с гуглерами из других стран, в компании всем предоставляется гибкий рабочий график». Каждую пятницу в офисе Google проходят TGIFs (Thank’s god it’s Friday — «Слава богу, сегодня пятница»): все собираются за большим столом, отмечают окончание недели, обсуждают новости, празднуют дни рождения. «Бесплатные завтраки и обеды в собственном ресторане — еще один бонус, который получают люди, приходя работать в Google, — добавляет Инесса. — Сотрудницам не надо беспокоиться о том, что при таком обилии еды можно набрать лишний вес: наши повара стараются готовить легкую и здоровую пищу. Каждую неделю в офис приходит тренер, который проводит занятия по йоге. Кроме того, практически во всех офисах Google в мире, для того чтобы сотрудники могли расслабиться и немного переключиться с рабочих задач, организованы массажные кабинеты, в холлах стоят шахматные доски, настольные футбол и теннис, а также видеоигры. А в Калифорнии на работу можно прийти с собакой или во время обеда забежать в парикмахерскую, которая расположена прямо в кампусе Google. В офисах также есть душевые кабины». Кстати, штатный йог и ежемесячные вечеринки есть и в офисе со­здателей мультика «Шрек». Обширным хозяйством славится и корпорация Microsoft. В распоряжении сотрудников — закрытый город с 23 магазинами, ресторанами, спа-салоном, мастерской по ремонту велосипедов и пабом.

На специфические привилегии влияет и сфера деятельности. Ни для кого не секрет, что топ-модели нередко покидают модные показы в той одежде, в которой только что блистали на подиуме. При этом часто они становятся обладательницами уникальных вещей, существующих в единственном экземпляре.

БЕСПЛАТНЫЙ СЫР

При всех «за» социальных пакетов «с изюминкой» здесь существуют и весомые «против». Безлимитный мобильный телефон может обернуться круглосуточной слежкой. «Уже на второй день использования корпоративного мобильника я увидела 12 пропущенных звонков от босса с двух до трех часов ночи! — жаловалась мне секретарь Марина. — На утро босс был в ярости и полчаса орал, что ночью у него было ко мне важное поручение и что, если подобное повторится, я буду уволена. Ну и зачем мне такая привилегия?»

Еще один нюанс — солидные льготы, как правило, достаются только менеджерам высшего звена. Такое кастовое деление в 90 % случаев вызывает недовольство и даже агрессию со стороны обделенных коллег. В итоге страдают все: и привилегированные, и «униженные и оскорбленные», и начальство.

К тому же социальные привилегии для одних могут поставить крест на карьере других. Чтобы минимизировать затраты (особенно в кризис), компаниям приходится увольнять часть сотрудников. Так произошло с ассистентом косметологической клиники Таней. Девушку «попросили» после того, как в больницу купили дорогую кофемашину и элитные сорта зерен. Выбор стал жестким: либо кофе для клиентов и сотрудников, либо Таня.

К тому же угодить привередливым женщинам оригинальным подарком не всегда удается. Так, заботливый начальник офиса по продаже древесины заключил контракт с кондитерской фабрикой на поставки сладостей для сотрудников и их семей. Почувствовав на себе весомые последствия льготы, несколько сотрудниц в письменной форме от привилегии отказались.

Еще один «подводный камень» льгот — избалованный кучерявой жизнью персонал начинает лениться и капризничать, если по тем или иным причинам этих благ его лишают. Большинство соискателей соцпакету «в рюшах» все-таки предпочитают хорошие зарплаты (66 % посетительниц elle.ru проголосовали за повышение зарплаты). Эксперты объясняют: расширенный соцпакет интересует прежде всего топовых специалистов, у которых уже есть машина-квартира-картонка-и-маленькая собачонка. Чтобы заманить такого профи к себе, работодателю действительно нужно быть оригинальным.

А сейчас представьте идеальный рабочий день в напичканной бонусами компании: зарядка в фитнес-центре (30 минут), утренний элитный кофе и обсуждение последних новостей (от 40 минут), йога (1,5 часа), штатный маникюр (1 час), обеденный перерыв в дорогом ресторане (2 часа), прививка от гриппа, забрать детей из корпоративного детского сада и показать им офис (1 час), а в оставшееся до конца дня время уехать на оплаченную шефом распродажу. Кто знает, может, однажды к числу «бонусов» можно будет отнести саму зарплату, так как соцпакет будет обеспечивать работников всем необходимым для жизни.

Фото: David Burton

Материалы по темам


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.