Отношения

Любовь и секс, психология отношений в семье, секреты успешной карьеры и высокой самооценки - узнавайте больше о себе и своих близких.

Чего хочет женщина

"Даешь душ в каждый офис!" — провозгласил ELLE год назад в рамках "Модной революции". Что еще нужно офисным сотрудницам, выясняла Наталья СТАРОСТИНА.

image

«Даешь душ в каждый офис!» — провозгласил ELLE год назад в рамках «Модной революции». Что еще нужно офисным сотрудницам, выясняла Наталья СТАРОСТИНА

Невыносимая августовская жара — мучительная российская традиция последних лет. Вот и в начале «нулевых» в это время я сидела в редакции делового еженедельника и корпела над статьей про аграрный сектор. Сотрудницы издания обливались потом в шелковых платьицах, водостойкая тушь не выдерживала накала страстей, термальная вода закипала прямо в баллончике, кондиционеры сдохли, а выжившие китайские вентиляторы, как китайские драконы, гоняли по офису обжигающий ветер. Мы мечтали об одном: вот бы в офисе поставили душевую кабину! Хоть в туалете, хоть в кабинете, хоть посреди переговорной. В один из таких дней я отправилась на репортаж в деревенскую глушь на крупную птицефабрику. Коллеги-гиены злобно хихикали вслед. Каково же было мое удивление, когда буквально с порога проходной фабрики меня отвели в душевую! В соответствии с санитарными нормами, прежде чем войти в следующий птицесектор, сотрудницы предприятия обязаны принимать душ, причем с головой. Шампунь с маслом ши, ароматный крем-гель, мягкое полотенце с цыпленком, кафельная прохлада и мощный фен — в тот день я приняла душ шесть раз.

Могу поспорить, что после моего рассказа о посещении куриного рая сотрудницы в шелковых платьицах задумались о смене профессии. А ведь для того, чтобы мотивировать их на блестящую работу, достаточно было душевой.

Как точно заметила моя подруга Лера из рекрутингового агентства, «душ — это лишь капля в море». Приманок, благ, потворств и бонусов на рабочем месте не перечесть. Интересно, что может вызвать зависть даже самых успешных деловых женщин? Что такое идеальный соцпакет? Чем и как заманивают особо ценные кадры? Как далеко готовы зайти большие боссы, чтобы их фирма прослыла самой человеколюбивой на планете Земля? И где на Руси и в мире работать хорошо?

БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, ВКУСНЕЕ

Первое, с чего начинается «приманка» сотрудников, — это социальный пакет. В него может входить все, что угодно, кроме денег. «Наличие уникальных привилегий и оригинальных опций для женщин-сотрудниц напрямую связано с корпоративной культурой компании, а не с ее масштабом, рыночным сегментом и наличием/отсутствием иностранного капитала. Выход за пределы традиционного соцпакета — это весомое конкурентное преимущество. При этом «женский соцпакет» расцветает пышным цветом во времена финансовой стабильности. В кризис поощрение сотрудниц заметно увядает», — говорит Татьяна Долякова, генеральный директор рекрутингового агентства Penny Lane Personnel.

Главный принцип составления соцпакета «с изюминкой» гласит: будь щедрым, и люди к тебе потянутся. Привилегии старательным работникам да и просто творческим балбесам бывают нескольких категорий. К бизнес-льготам относятся корпоративный автомобиль (с водителем и без), оплата проезда, бензина, безлимитный мобильный телефон и обучение (иностранным языкам тоже). Питание, членство в фитнес-клубах и корпоративные вечеринки — стандартный перечень привилегий для поддержания работоспособности. И, наконец, социальные блага, в которые входят пенсионные программы, страхование жизни и имущества, маникюрши, массажисты, скидки и бонусы на одежду — все то, что призвано повысить боевой дух и получить полную самоотдачу от сотрудника.

Ежегодно рейтинг лучших работодателей составляет журнал Forbes. В него попадают те, у кого зарплата выше, график гибче, кола слаще, а начальник — просто душка. Больше 50 % из «золотой сотни» — американские офисы крупных и средних производителей товаров и услуг. Вот уже несколько лет в топе держатся разработчики бизнес-средств — компания SAS. В их соцпакете медстраховка с 90-процентным покрытием и неограниченное число дней на больничном плюс небольшая частная клиника на территории офиса и фитнес-центр с бассейном.

В гонке за звание самых-самых руководители даже заказывают исследования, чтобы выяснить, чего не хватает их сотрудницам. Анкетирование показывает, что российские женщины мечтают о консьерж-службе, готовой выполнить любой их каприз. Например, сделать за них покупки или отвезти машину в сервис. «Абонементы в фитнес-центры и салоны красоты — чаще всего подарки победителям корпоративных конкурсов, которые проводят либо PR, либо HR-департаменты. Например, в нашем холдинге Penny Lane обычно учредитель на 8 Марта дарит сертификаты на посещение салона красоты», — отмечает госпожа Долякова.

Еще одно немаловажное и модное корпоративное направление — программы по развитию женского лидерства. Так, в офисе Zappos.com есть штатный консультант, помогающий ставить цели и добиваться успеха в жизни. И такой пример не единичный. «Сотрудницы IBM принимают активное участие в работе Women Council — организации, направленной на развитие женского бизнес-лидерства. С этого года мы запускаем пятиступенчатую программу, направленную на повышение успешности женщин в бизнесе. Для участниц будут проводиться обучающие тренинги — развитие лидерства, построение карьеры, менторинг, коучинг, развитие социальных связей (нетворкинг)», — гордится Валентина Тимакова, заместитель генерального директора по персоналу IBM в России и СНГ. В региональном офисе Paychex начальство учредило специальные премии для тех сотрудников, кто ведет здоровый образ жизни. 300 долларов на счет регулярно получают работники, сделавшие прививку от гриппа и приезжающие на работу на велосипеде.

image

Вполне стандартной офисной практикой в ряде российских фирм (здесь и представители телекоммуникаций, и крупные банки) стал четверговый «банный» день, когда сотрудники могут сдать свои вещи в химчистку.

Несколько лет назад в обувном отделе крупного торгового центра ко мне подскочила девушка, предложившая оплатить своей кредиткой все мои покупки в обмен на то, что я заплачу ей за туфли наличными, но только половину цены. После «сделки» выяснилось: в соцпакет предприимчивой брюнетки входит оплата одежды, для этих и только этих целей существует заветная кредитка. Однако смекалистая сотрудница решила извлечь из бонуса двойную выгоду.

Берегут в заботливых компаниях не только кошельки своих сотрудников, но и их сердце. Так, в маркетинговом агентстве Hime & Co в джоб-оффер всех женщин входит один отгул в случае разрыва длительных отношений.

В начале двухтысячных годов несколько уральских предприятий пошли и вовсе на экзотический шаг и ввели на работе оплачиваемые «критические дни» сотрудниц. Если верить байке начала 1990-х, подобную практику государство хотело ввести по всей стране и закрепить выходные законодательно, однако планы провалились.

Интересно, что человеколюбивые работодатели «живут» намного дольше скупых конкурентов. По статистике, средний возраст существования американской компании составляет порядка 20 лет, а тех, кто регулярно попадает в списки самых заботливых, — 80–90 лет.

МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ

Работодателю нужно быть готовым к тому, что самые ценные и преданные работники рано или поздно станут родителями. Чтобы удержать завидных мамочек, одними дотациями не обойтись. Самая полезная рабочая привилегия, которой дорожат и над которой дрожат женщины, — это устройство ребенка в детский сад. Один этот пункт в соцпакете в несколько раз повышает привлекательность компании и «привязывает» женщину к месту работы минимум на пару-тройку лет. Интересно, что одним из первых на российском рынке эту «услугу» ввел челябинский цинковый завод. Во времена колоссального дефицита мест в дошкольных заведениях его руководство заключило договор с мэрией — администрация города подыскивает места детям сотрудников, а завод обязуется оплатить все расходы.

Крупные и преимущественно столичные компании решили не связываться с господдержкой и построили свои детские сады. По оценкам специалистов, подобных частных учреждений в Москве уже порядка ста. Похожий пример есть и в итальянской Calzedonia, где небольшой детский садик находится прямо на территории фабрики. Как вариант современной соцподдержки — помощь в выборе и оплате няни.

Особо ценное рабочее преимущество для любой мамы — это свободное время. «Как в российских, так и в зарубежных организациях популярно такое поощрение, как один свободный день в месяц, когда сотрудница может заняться исключительно решением бытовых, семейных вопросов. В одной из розничных сетей эту мотивационную меру увеличили до трех дней в месяц отсутствия на работе без объяснения причины», — рассказывает Татьяна Долякова.

Почти 20 лет одним из лучших работодателей для матерей считается компания IBM. Для деловых мам здесь разработан целый ряд программ: от удаленного рабочего доступа до организации детских праздников. «В этом году российский офис IBM запустил программу гибкого рабочего графика, согласно которому каждый сотрудник имеет право один раз в неделю работать в удаленном режиме. По договоренности с руководителем сотрудницы-матери могут работать из дома до нескольких дней, — говорит Валентина Тимакова из IBM. — Одна из популярных социальных программ IBM — Kid’s day («Детский день»). Родители приводят детей в офис, чтобы они могли познакомиться с работой пап и мам. Для детей готовятся специальные развивающие программы и игры».

«Распространенная практика в компаниях банковско-инвестиционного сегмента — дополнительно к декретной зарплате в течение четырех месяцев женщинам выплачивается бонус в размере 80 % от оклада», — добавляет генеральный директор Penny Lane Personal. На Западе эта цифра может варьироваться от 30 до 100 %.

Именно будущие мамы требуют к себе повышенного внимания. Так, сотрудница крупной аудиторской компании, которую начальник умолял не уходить в декрет, поставила руководству жесткое условие — оплатить ей роды в частной клинике и дорогостоящую годовую страховку для новорожденного. Босс тут же внес этот пункт в ее трудовой договор. Похожий случай произошел в московском филиале французского банка. Чтобы директор одного из департаментов отказалась от декретного отпуска, европейская сторона подарила ей «приданое» — дизайнерскую коляску и мебель для детской комнаты.

В некоторых компаниях заботятся не только о детях сотрудников, но и об их животных. Моя американская коллега Мелани рассказала, что по соседству с ее домом фармацевтическое предприятие построило небольшой отель для любимцев своих сотрудников, чтобы те не тосковали дома в одиночестве.

image
УДОБСТВА ВО ДВОРЕ

Эксперты по кадрам уверены: особой привилегией может стать сам офис, куда сотрудницы будут с удовольствием бежать каждое утро.

Когда в этом году 35-летней Марии пришлось уйти с работы, она громко плакала на весь корпоративный коридор. Вот уже семь лет в офисе ее телекоммуникационной фирмы работает дизайнер интерьеров, который проектирует сотрудникам индивидуальные рабочие места. Деревянная «дышащая» экостолешница, перегородки с огромным фотоснимком семьи, ящик для хранения туфель, массажное кресло, набор посуды для ланча и даже легкий аромат лимона из ароматизатора, закрепленного над компьютером, — расставаясь с рабочим уголком, Маша залила слезами весь дизайнерский стол.

Три питерские пиарщицы хвастались мне по Skype: уже целый год в их девичьей рекламной компании действует салонная программа. Помимо маникюра (прямо в офисе 4 раза в месяц) и укладки (2 раза в неделю), специалисты-косметологи проводят семинары по уходу за кожей и волосами.

Если вы полагаете, что работа в компьютерной или интернет-компании — удел гиков и фриков, вы, вероятно, ничего не знаете о российском офисе Google. Как и в самом поисковике, в нем можно отыскать все на свете. «Сотрудники просили дизайнера Татьяну Руэгг при оформлении помещения сохранить русский колорит, поэтому все переговорные оформлены в стиле любимых с детства произведений, мультфильмов или кинолент и имеют тематические названия, — рассказывает пресс-секретарь компании Инесса. — Сам офис оснащен по последнему слову техники: у каждого есть ноутбук, в помещении работает скоростной Wi-Fi. Никто не прикован к рабочему месту и может работать там, где ему удобно. Так как многие заняты в совместных проектах с гуглерами из других стран, в компании всем предоставляется гибкий рабочий график». Каждую пятницу в офисе Google проходят TGIFs (Thank’s god it’s Friday — «Слава богу, сегодня пятница»): все собираются за большим столом, отмечают окончание недели, обсуждают новости, празднуют дни рождения. «Бесплатные завтраки и обеды в собственном ресторане — еще один бонус, который получают люди, приходя работать в Google, — добавляет Инесса. — Сотрудницам не надо беспокоиться о том, что при таком обилии еды можно набрать лишний вес: наши повара стараются готовить легкую и здоровую пищу. Каждую неделю в офис приходит тренер, который проводит занятия по йоге. Кроме того, практически во всех офисах Google в мире, для того чтобы сотрудники могли расслабиться и немного переключиться с рабочих задач, организованы массажные кабинеты, в холлах стоят шахматные доски, настольные футбол и теннис, а также видеоигры. А в Калифорнии на работу можно прийти с собакой или во время обеда забежать в парикмахерскую, которая расположена прямо в кампусе Google. В офисах также есть душевые кабины». Кстати, штатный йог и ежемесячные вечеринки есть и в офисе со­здателей мультика «Шрек». Обширным хозяйством славится и корпорация Microsoft. В распоряжении сотрудников — закрытый город с 23 магазинами, ресторанами, спа-салоном, мастерской по ремонту велосипедов и пабом.

На специфические привилегии влияет и сфера деятельности. Ни для кого не секрет, что топ-модели нередко покидают модные показы в той одежде, в которой только что блистали на подиуме. При этом часто они становятся обладательницами уникальных вещей, существующих в единственном экземпляре.

БЕСПЛАТНЫЙ СЫР

При всех «за» социальных пакетов «с изюминкой» здесь существуют и весомые «против». Безлимитный мобильный телефон может обернуться круглосуточной слежкой. «Уже на второй день использования корпоративного мобильника я увидела 12 пропущенных звонков от босса с двух до трех часов ночи! — жаловалась мне секретарь Марина. — На утро босс был в ярости и полчаса орал, что ночью у него было ко мне важное поручение и что, если подобное повторится, я буду уволена. Ну и зачем мне такая привилегия?»

Еще один нюанс — солидные льготы, как правило, достаются только менеджерам высшего звена. Такое кастовое деление в 90 % случаев вызывает недовольство и даже агрессию со стороны обделенных коллег. В итоге страдают все: и привилегированные, и «униженные и оскорбленные», и начальство.

К тому же социальные привилегии для одних могут поставить крест на карьере других. Чтобы минимизировать затраты (особенно в кризис), компаниям приходится увольнять часть сотрудников. Так произошло с ассистентом косметологической клиники Таней. Девушку «попросили» после того, как в больницу купили дорогую кофемашину и элитные сорта зерен. Выбор стал жестким: либо кофе для клиентов и сотрудников, либо Таня.

К тому же угодить привередливым женщинам оригинальным подарком не всегда удается. Так, заботливый начальник офиса по продаже древесины заключил контракт с кондитерской фабрикой на поставки сладостей для сотрудников и их семей. Почувствовав на себе весомые последствия льготы, несколько сотрудниц в письменной форме от привилегии отказались.

Еще один «подводный камень» льгот — избалованный кучерявой жизнью персонал начинает лениться и капризничать, если по тем или иным причинам этих благ его лишают. Большинство соискателей соцпакету «в рюшах» все-таки предпочитают хорошие зарплаты (66 % посетительниц elle.ru проголосовали за повышение зарплаты). Эксперты объясняют: расширенный соцпакет интересует прежде всего топовых специалистов, у которых уже есть машина-квартира-картонка-и-маленькая собачонка. Чтобы заманить такого профи к себе, работодателю действительно нужно быть оригинальным.

А сейчас представьте идеальный рабочий день в напичканной бонусами компании: зарядка в фитнес-центре (30 минут), утренний элитный кофе и обсуждение последних новостей (от 40 минут), йога (1,5 часа), штатный маникюр (1 час), обеденный перерыв в дорогом ресторане (2 часа), прививка от гриппа, забрать детей из корпоративного детского сада и показать им офис (1 час), а в оставшееся до конца дня время уехать на оплаченную шефом распродажу. Кто знает, может, однажды к числу «бонусов» можно будет отнести саму зарплату, так как соцпакет будет обеспечивать работников всем необходимым для жизни.

Фото: David Burton


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.