Отношения

Любовь и секс, психология отношений в семье, секреты успешной карьеры и высокой самооценки - узнавайте больше о себе и своих близких.

Бунт без машин

Шумный эксперимент по проведению в Москве «Дня без автомобиля» признан окончательно несостоявшимся. Никто из нас не согласен пересесть на общественный транспорт, все готовы терпеть пробки. Екатерина ИСТОМИНА («Ъ») уверена, что следующий «День без автомобиля» в Москве можно назначить лет через пятьдесят.

image

Шумный эксперимент по проведению в Москве «Дня без автомобиля» признан окончательно несостоявшимся. Никто из нас не согласен пересесть на общественный транспорт, все готовы терпеть пробки. Екатерина ИСТОМИНА («Ъ») уверена, что следующий «День без автомобиля» в Москве можно назначить лет через пятьдесят.

Большой город Париж, как известно, весьма страдает от пробок. И чаще всего пробки возникают на так называемом узком «Периферике», отделяющем французскую столицу от ее опасных и в определенные времена года вполне боевых предместий. Несколько раз в год парижане и примкнувшие к ним французы устраивают показательные шоу — «Дни без автомобиля». В эти дни пользоваться личным автотранспортом считается общественным позором. Только совершенные якобинцы, туристы и таксисты, отличающиеся в Париже особым цинизмом, решаются сунуть нос в город на «железном коне». Прочие спускаются в метрополитен или же просто «прогуливаются». Словом, парижский «День без автомобиля» — это важный общественный праздник, истинный день единения всех ответственных сограждан, голосующих за хорошую экологию и против пробок.

В сентябре подобный общественный праздник было решено провести и в Москве. Московская мэрия вместе со столичной ГИБДД предложила всем москвичам и гостям главного города страны на сутки отказаться от личного автомобиля и комфортно рассесться по автобусам, троллейбусам, маршруткам и трамваям. Самонадеянное мероприятие было обречено на провал с самого начала. Мало кто из самих москвичей и уж тем более гостей столицы смог заранее подготовиться к торжественному «Дню». К тому же власти не позаботились ни о внятных анонсах проекта в СМИ, ни о взыскующих билбордах или тематической рекламе на улицах. Как будто это не большое городское общественное мероприятие, а некая масонская или же партизанская акция, участвовать в которой могут лишь посвященные.

Однако даже те жалкие храбрые единицы, кто магическим образом прознал о существовании такого тайного плана, не решились ему следовать. Причина проста: крайне плохая работа общественного транспорта в Москве. Чтобы пользоваться маршруткой или метро в столице, нужно уметь сражаться за место под солнцем, а многие из нас уже совершенно разучились штурмовать городской транспорт. Словом, «День без автомобиля» был отмечен классическими пробками. Стояло привычно Садовое кольцо, были забиты все бульвары. Третье транспортное кольцо предлагало скорость движения около 5 километров в час, такая же скорость автомобильного потока наблюдалась на Ленинградском, Волоколамском, Можайском, Волгоградском, Каширском шоссе. Глава столичной автоинспекции генерал Кирьянов в специальном репортаже телеканалу «Вести» в свойственной ему бодрой солдатской манере рассказывал о сокрушительном провале этой замечательной акции. Вину генерал Кирьянов возложил на всех участников процесса, кроме вверенной ему ГИБДД, отметив, что он и сам не знает, кто именно должен заниматься пробками.

image

Между тем главная причина полного провала акции — это не столько общественный транспорт, недружелюбный простому маленькому человеку. Главная причина — психология новых собственников (замечу в скобках, что я себя от этих новых собственников никак не отделяю). Вспомним, что в трудную советскую эпоху личный автомобиль был одним из трех элементов успешно сложившейся жизни. Была такая простенькая формула советского счастья: машина, квартира, дача. Причем машина здесь стояла на первом месте, так как — кто увидит эту отдельную квартиру и построенную дачу, пока не пригласишь домой? А вот собственную машину видят все: коллеги, друзья, бедные люди на улицах. Когда у нас, в капиталистической России, наконец-то завелись пусть и небольшие, но вполне определенные деньги, когда в открытой продаже появились все эти стремительные «Порше», добротные «Рено» и величественные «Мерседесы», то многие поняли: наступило счастье. И пусть нет пока собственной квартиры, пусть не отстроен дом и даже еще не куплена под него земля, но ангелы успеха, очевидно, уже коснулись нас своими крыльями. Ведь в кармане у каждого есть пластиковый ключ от личного, своего, собственного, исключительно иностранного автомобиля.

Консюмеризм, да и только. Зловещее и ненасытное общество потребления, проклятое прогрессивными европейскими интеллектуалами и дьявольскими арабскими террористами, в самом чистом виде. Недаром довольно умный человек московский мэр Лужков видит одну из причин возникновения в столице пробок в возросшем уровне жизни. Итак, оказывается, что мы с вами слишком кучеряво живем. У нас две машины на одну семью, это как минимум. Одна, маленькая, — городская. Вторая, побольше, — для загородных поездок. А некоторые особенно состоятельные граждане обзавелись внушительным автопарком: здесь есть и ладные кабриолеты для любовных встреч, и блистательные лимузины — для совершения бизнес-сделок, и страшные с виду джипы — для поместья, и яростные, гремучие болиды — для дружеских «покатушек». Да, товарищи, жизнь удалась!

И вот теперь нам предлагают от всего этого добра взять и отказаться. Сесть на зеленую электричку. Втиснуться в мрачную маршрутку. Влезть в рейсовый автобус. Спуститься, отстояв километровую очередь за проездным билетом, в замызганный метрополитен. Готовы ли мы к таким подвигам ради общественного самосознания? Нет. Нет. И еще раз нет. И пусть просвещенные западные люди твердят нам: «По­смотрите, как это славно происходит в Париже! Как дружно вредные в принципе парижане отказываются раз в год от собственных «Рено» и «Пежо»!» Пусть кричат криком всевозможные экологические сводки, рассказывающие о том, что загазованность столицы сейчас бьет все мыслимые рекорды. Пусть постоянно и неумолимо дорожает наш плохой бензин. Пусть время дороги из дома на работу и обратно отнимает у нас ежедневно четыре часа драгоценной частной жизни. Нам все равно: с личным автомобилем мы дружно шагаем по жизни. Итак, наша Москва похожа на гигантские каменные джунгли, где выживает сильнейший. Наша Москва — это сообщество диковатых первобытных людей, которые не в силах отказаться от любимой игрушки. Сколько лет должно пройти, прежде чем мы поймем, что мы все-таки не сообщество, а общество? Что каждый из нас может и должен сделать жизнь лучше, удобнее, чище? Никакой науке это неизвестно.

Московские пробки и московские дороги сегодня печально известны в Европе. Мои французские друзья любят говорить: «От Парижа до Москвы — три с половиной часа на самолете! От аэропорта Шереметьево-2 до центра города — столько же…» Потом они задают ряд вопросов, на которые у меня нет ответа. Почему не построят скоростные шоссе? Почему не введут специальные полосы для общественного транспорта? Почему москвичи и особенно столичные таксисты не пользуются услугами навигации GPS, которая показывает заторы? В последний раз меня спросили о «Дне без автомобиля». Проводятся ли такие «Дни» в Москве, имеют ли они успех? Я ответила, что одна жалкая попытка была. Разговор об этом закончился довольно неприятной нотой, мне пришлось признаться, что я сама — совершенно не в силах отказаться от собственной машины даже на один день. Ведь это самый страшный в мире наркотик: желание быть собственником во что бы то ни стало.


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.