Отношения

Любовь и секс, психология отношений в семье, секреты успешной карьеры и высокой самооценки - узнавайте больше о себе и своих близких.

Королевы рока

Мария КРУПНОВА попыталась разобраться в феномене роковых женщин. Кто они, чем так привлекают мужчин и осознают ли femmes fatales, что одним движением руки вершат судьбы?

image

Мария КРУПНОВА попыталась разобраться в феномене роковых женщин. Кто они, чем так привлекают мужчин и осознают ли femmes fatales,что одним движением руки вершат судьбы?

В тридцатые годы двадцатого века в американских семьях участились разводы. Мужчины бежали из дома, можно сказать, в никуда — в синематограф. А там царила та, которую Жан Кокто поместил в свой труд «Священные чудовища», — Грета Гарбо. Мужчины обожали этого худого сфинкса с отстраненным взглядом. Сотни тысяч сравнивали ее с собственными женами, а самые радикальные, закончив нехитрый анализ, паковали чемоданы.

У меня были свои антропологические изыскания: неделями я просматривала старые фильмы и архивные фотографии со сфинксом, размышляла над ее профилем и разрезом глаз, фигурой, походкой, жестами и интонацией (когда фильм не был немым) с единственной целью — уяснить, где прячется загадка. Роковая ли была Грета? Определенно. Причем именно в масштабе миллионов. Она зомбировала их своей таинственностью. Но бывают и экземпляры, которые способны перевернуть только одну конкретную судьбу. Вообще, степень влияния — это, наверное, главный показатель роковой женщины. На кого и на что она способна произвести эффект? Какой силы и какого заряда? Какими будут последствия?

В 1963 году в Великобритании в отставку ушел кабинет премьер-министра Гарольда Макмиллана. Виной тому стала прекрасная танцовщица Кристин Килер. Воспользовавшись связями с художником, поставлявшим красоток богатым пожилым джентльменам, она не остановилась на одном любовнике и выбрала сразу двоих: Джона Профьюмо, военного министра тогдашнего правительства, и — как же здесь без русского следа — капитана Евгения Иванова, военно-морского атташе Советского Союза в Лондоне. Стоит ли говорить, какой силы был скандал. Газеты кричали о том, что Килер спала сразу в двух спальнях, получая секреты от Профьюмо и потом выбалтывая их Иванову.

А вот совсем свежий скандал, уже по ту сторону океана. 14 марта 2008 года американская газета New York Post поместила на первую полосу «самую знаменитую шлюху Америки». Губернатор штата Нью-Йорк, которого прочили кандидатом в президенты США, почти всемогущий Элиот Спитцер ушел в отставку из-за миниатюрной брюнетки, элитной проститутки Эшли Дюпре, той самой красотки с передовицы New York Post. Примечательно, что удар был для губернатора именно что роковым: в 2005 году, будучи еще генеральным прокурором штата, он закрыл агентство, в котором тогда работала девица.

Многие склонны приписывать «рок» как качественную составляющую личности тем счастливицам, кого природа одарила ярким сочетанием красоты и ума. Но тогда у нас в стране, не побоюсь утверждать, каждая третья вступала бы с роком в профессиональные отношения. Да и не верится, что та же Дюпре долгие годы вынашивала детальный план мести прокурору, который лишил ее работы.

image

Пропорция «красота — ум» на то и пропорция, чтобы меняться. Не очень красивая Сонька Золотая Ручка, учинившая невероятное количество грабежей по всему белу свету, брала умом: говорила на пяти языках, прекрасно знала светские манеры, из-за чего и слыла «аристократкой» среди уголовных. Кличку свою она носила как герцогский титул, а в любовниках имела только королей преступного мира. Больше всего мне импонирует то, как грамотно использовала девушка свои дары природы. Был даже пиар — о первом суде над Сонькой трубили все тогдашние российские газеты. Соня провела в тюрьме всего пару дней, но так очаровала надзирателей, что один из них устроил ей побег. И даже после того, как «предпринимательница» обокрала своего же адвоката, тот все равно продолжал ее защищать. Такая была женщина.

На роль сегодняшней Гарбо в обществе могла бы пробоваться Шэрон Стоун (у нее и красота, и ум). Но сфинксом Шэрон вряд ли можно назвать: несмотря на неоспоримые внешние данные и эйнштейновский IQ, статистика разводов по всему миру после выхода «Основного инстинкта» не особо изменилась.

Куда реальнее история моей бывшей соседки Ксении, к которой толпами сбегались мужчины, превращая лестничную клетку в гербарий на месяцы вперед. Некоторые ночевали под домом в автомобилях. Пятилетний мальчик Костя, обитавший в квартире напротив, в лифте постоянно ставил всех в неудобное положение вопросами: «А сегодня в квартире тети Ксени опять кто-то умер?» — «Почему умер, детка?» — «А снова столько цветочков нанесли». Нет, детка, никто не умер. Просто Ксения, стройная брюнетка с роскошной копной ниже плеч, даже зимой всякой обувке предпочитает шпильки и как-то так по-особенному смотрит на мужчин, что у них пропадает воля и они, как в мечте Тоси в фильме «Девчата», «укладываются в штабеля», успев предварительно купить цветы в киоске.

Все женихи и мужья, а также преданные поклонники знаменитой петербургской красавицы Авроры Шернваль были гораздо несчастнее ухажеров Ксении: они погибали в прямом смысле слова — кого саблями изрубят, кого сразит странный недуг. Вот и не верь тому, что роковые женщины — это те, рядом с которыми происходят большие несчастья, в основном мужские смерти. Знаменитый слоган фильма Femme Fatale «Nothing is more desirable or more deadly than a woman with a secret» («Нет ничего более желанного или смертельно опасного, чем женщина, у которой есть тайна») только подтверждает истину. Хотя там и без слогана достаточно смертей, секса, интриг и секретов.

К року в обществе (так и хочется сказать — в народе) отношение странное, скорее более негативное, чем положительное. Но тем не менее его в свою жизнь охотно впускают. Ксению, насколько я помню, тоже не все любили, но знакомым хвастались, мол, какая чертовка-ведьма в нашем подъезде проживает!

image

Роковые женщины всегда становились прекрасным катализатором большой литературы. Настасья Филипповна Достоевского — идеальный образец femme fatale. Гордая красавица с оскорбленным сердцем в два счета закручивает до предела психологическую драму вокруг своей пышной юбки. Кстати, у Федора Михайловича роковая красотка вихрем проносится по сюжету не только в «Идиоте». Грушенька, про которую в романе «Братья Карамазовы» словами Мити сказано: «Это царица всех инфернальниц, каких можно только вообразить на свете!» — так повлияла на американское сознание, что одно время это странное русское имя было в большом почете у них за океаном.

Марина, роскошная рыжеволосая женщина сорока с лишним, меняла работу за последние десять лет около двадцати раз. Если посчитать, так она больше шести месяцев на одном месте не задерживалась. Причина и смешна, и удивительна одновременно: любой начальник-мужчина или его заместитель влюбляется в нее окончательно и бесповоротно. И дальше как по сценарию: нормальная работа останавливается, а то и бизнесу конец. Может, виноват этот ведьминский цвет волос? Или четвертый размер груди? Да, у Марины огромные зеленые глаза, но бывают и повыразительнее. Одевается она скромно. Но надо же — с ума сходят все без исключения. Подруги ласково прозвали Марину «котик-наркотик». Этот котик вынужден отключать телефон на собственный день рождения, а также на Восьмое марта и еще пару дат: из-за шквала звонков батареи хватит на час максимум, а проводить праздники у розетки смешно.

Как вообще эти роковые женщины генерируются в социуме? Вот милая история: москвичке Даше восемнадцать лет, вес килограммов под девяносто, фигурой в Аниту Экберг из «Сладкой жизни» Феллини. Встречается одновременно с пятью мужчинами вдвое старше себя, все ревнуют, но готовы вымостить бриллиантами дорожку до автомобиля. Ждать ли нам лет через семь появления зрелого аналога знаменитой шведки с фантастическим, осмысленно развратным взглядом или все законсервируется на стадии детских капризов?

Я твердо уверена: свою роковую сущность невозможно не осознавать, только тогда она подлинна. Гарбо прекрасно знала, что по ней сходят с ума. И ей нравилось доводить миллионы своих «жертв». Когда же приходит ощущение собственного женского всемогущества? В наши дни это может быть и момент, когда на корпоратив красивая женщина надевает костюм Нейтири из «Аватара». Реальный пример, между прочим.

Многие сетуют на то, что все роковые красотки — очень холодные дамы. Ну да, назвать Грету теплой даже язык не повернется. Но от леди Риты Хейворт, которая в фильме «Джильда» зажигает пожары на каждом миллиметре экрана своей эротичной черной перчаткой, змеей скользящей с беззащитного чувственного локотка, холодом не веет.

image

Конечно, для такой женщины весь мир — театр. Она способна и летние туфли зимой надеть ради идеи, и пять семей кряду расколотить, и закрутить в преклонном возрасте роман с молодым президентом (последнее все чаще приписывают покойному эталону роковых женщин — Марлен Дитрих).

Мне точно далеко до Дитрих, но летом один безумно красивый италь­янский мальчик, потомок древнего дворянского рода, потерял из-за меня свой новенький BMW. Три часа герой не мог вспомнить, где оставил свое авто. Сконфуженно, тихо и мило он произнес: «В первый раз со мной такое, как будто ты меня заколдовала». Аmore fatale, право. А я в тот вечер ни о чем экстремально-таинственном не заговаривала, была не в лучшем платье и с начинающимся бронхитом, отягощенным насморком. Если принять все это во внимание, то можно ли говорить о неком роковом соответствии моменту? Или хотя бы о соответствии тому мужчине, для кого ты воплощаешь рок, а значит, перемены?

Про то, что обстоятельства всегда очень важны, есть еще один пример. В доме моей белорусской бабушки жила настоящая Королева бензоколонки. Она действительно владела заправкой (что в девяностые означало почти что владеть миром), ходила в черной блестящей коже, с блондинистым лошадиным хвостом. Казалось, для окружающих мужчин нет ничего прекраснее запаха бензина, который распространялся на пару метров везде, где появлялась хозяйка жидких углеводородов. Кстати, даже я своей детской памятью отловила момент фатально частой смены ее кавалеров.

Грамм рока (гены, фамильные проклятия, то самое платье, чулок, перчатка, красная помада, даже бронхит) может лечь в «суп» любой истории тем важным довеском, который или все украсит, или безнадежно испортит. Но это всего лишь грамм. В настоящей femme fatale рок займет не меньше половины чистого веса. Без каблуков.

Он воплощается в гениальности, эгоистичности, приверженности принципу захвата и в бесконечных противоречиях самой себе. И это проявляется даже в мелочах. Так, в 1957 году мадам Шанель на вечеринке в стиле Дикого Запада на одной ферме близ Далласа, где она оказалась по собственному желанию, сбрасывала под стол не понравившиеся ей острые бобы, которые потом благополучно прилипли к туфелькам сидевшей рядом Элизабет Арден. Эту историю миру поведал в книге Стэнли Маркус. Главе знаменитого фешенебельного магазина Neiman-Marcus довелось повидать на своем веку не один десяток роковых дам. Одна, по фамилии Брикар, компаньонка и координатор Кристиана Диора, могла бы развенчать до дилетантки саму Марию-Антуанетту. Когда Маркус спросил Брикар про ее любимого флориста, та ответила простенько, без тени иронии и сомнения: «Cartier».

В роковых женщинах нередко присутствует что-то мужское, крепкое. Даже их эротичность скорее больше опирается на мужскую хромосому. В любом случае роковая женщина — это универсальный архетип на все времена. Будет красота, будет ум, будет их то или иное колдовское сочетание, будут какие-то интересные обстоятельства — и будут свои Соньки, читающие надзирателям стихи на французском и обкрадывающие пол-Европы, и мисс Дюпре, из-за которых рушатся феноменальные политические карьеры. В конце концов, рок — это и есть женщина.

Фото: Lol Keegan; Fotobank/Getty Images


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.