Отношения

Любовь и секс, психология отношений в семье, секреты успешной карьеры и высокой самооценки - узнавайте больше о себе и своих близких.

Секреты ювелиров

Мир ювелирных украшений манит своим блеском. Что может быть прекраснее, чем работа в окружении «лучших друзей девушек»? Елена Родина и fashion-редакторы ELLE признаются: сначала это интригует и пугает, а потом и вовсе становится привычным и скучным.

image

Я еду в старинном лифте, украшенном сияющей бронзой и восточными коврами. Мне, правда, не до ковров: я сосредоточена на кармане собственных брюк, в котором лежит маленький, не больше спичечного коробка, бумажный сверток. В свертке — прозрачный прямоугольный камень. Это бриллиант весом в четыре карата и стоимостью в сто тысяч долларов. Я должна донести его от дилера, который работает на самой вершине высотного здания, в офисе, спрятанном за двойными бронированными дверями, до демонстрационного зала в соседнем доме, где меня ждет клиент. Из лифта я выхожу в холодный мраморный холл, дальше — через тяжелые вертящиеся двери — на шумную улицу, где меня окружает густая разношерстная толпа: клерки, туристы, бездомные, студенты, полицейские — и мои коллеги: ювелиры и бриллиантовые дилеры. Этот отрезок улицы в самом сердце города называется «ювелирный ряд». Здесь сосредоточено самое большое в Чикаго количество бриллиантов.

РАБОТА

Когда я увидела, что один из самых известных ювелирных магазинов Чикаго ищет дизайнера украшений и продавца бриллиантов, я решила, что попробую получить эту должность. Я всегда увлекалась дизайном и в качестве хобби мастерила для себя и подружек экстравагантные бусы, кольца и брошки из кусочков стекла, металла, ткани и керамики. К тому же мир бриллиантов всегда казался мне таинственным, тщательно скрытым от посторонних глаз — журналист во мне сгорал от любопытства. Тем не менее я знала, что мои шансы невелики: мне рассказывали, что люди, работающие в бриллиантовом бизнесе, — это каста, состоящая из родственников и друзей или хотя бы друзей друзей. Мы же с бойфрендом приехали в город всего неделю назад: ему предложили хорошую работу, и решение переехать мы приняли буквально за пару дней. Каждый день я сидела в «Старбаксе» по соседству с нашим свежеарендованным домом и рассылала резюме с маленького лэптопа, выпивая литры кофе латте.

К моему удивлению, через два дня после того, как я отправила заявку, ювелиры пригласили меня на собеседование. Со мной разговаривали три брата, владельцы сразу двух крупных компаний — одна продавала драгоценные камни оптом, другая — в розницу. Мне объяснили, что, если меня примут, я будут работать с клиентами и разрабатывать дизайн украшений, в основном — обручальных колец с бриллиантами, а также продавать неоправленные камни. После разговора один из братьев попросил, чтобы я сняла свое кольцо (я по случаю надела массивное серебряно-золотое от Roberto Bravo), после чего спрятал его в кулак, протянул мне бумагу и карандаш и попросил как можно более подробно нарисовать украшение в разных ракурсах.

Очевидно, мой рисунок произвел впечатление — за первым интервью последовало второе, и неделю спустя я была принята на работу.

КАМНИ

Первые две недели работы были настоящим кошмаром. Как оказалось, владельцы фирмы придерживались принципа «абсолютного погружения»: новичка бросают в самую пучину и позволяют на практике разобраться, что к чему. Я, ничего не знавшая о бриллиантах, кроме того, что они «навсегда» и «лучшие друзья девушек», должна была в считаные дни запомнить несчетное количество терминов, научиться определять качество бриллианта с полувзгляда, понять, какие бывают способы «посадки» камня в кольцо, какие существуют типы обработки поверхности металла и из каких металлов в принципе делаются украшения, освоить сложную компьютерную систему регистрации камней, которые мы получали от многочисленных дилеров. Но самое сложное, конечно, было иметь дело с бриллиантами, десятками и сотнями этих камней каждый день. В нашем сейфе, спрятанном за скользящей дверью и закрывающемся на ключ длиною в полметра, хранилось несколько черных коробок, внутри которых были разложены белые бумажные конвертики, все около шести сантиметров в длину. Внутри конвертов, под слоем голубой кальки, лежали блестящие камни, рассортированные по весу (каратам), прозрачности, цвету, типу сертификата и форме. Как сотрудник фирмы, я имела полный доступ к сейфу. Я могла — должна была — доставать коробки, вытаскивать пакетики с камнями стоимостью от трех до ста тысяч долларов каждый и показывать их клиентам, зажимая края камней железными щипцами.

Меня поражала кажущаяся небрежность, с которой остальные сотрудники обращаются с этими прозрачными камнями. Мне казалось, что с таким маленьким кусочком минерала может случиться что угодно и десятки тысяч долларов будут потеряны в один момент. От волнения я пару раз так стискивала края бриллиантов щипцами, что камни выпрыгивали и улетали на пол. Моего ужаса прибавилось, когда я узнала, что алмаз, самый прочный минерал в мире, совсем не сложно разбить: стоит только ударить его в определенной точке или слишком сильно сдавить металлическими щипцами острые углы квадратного или прямоугольного камня. «Самое главное — научиться не бояться бриллианта, — посоветовал мне мой коллега Джим, старейший сотрудник магазина, ветеран ювелирного бизнеса со стажем сорок лет. — Когда ты перестанешь бояться, ты должна его полюбить. Тогда его полюбят клиенты и захотят его у тебя купить». Не уверена насчет любви, но вот от страха я избавилась довольно быстро и стала управляться со сверкающими камнями так же ловко, как и мои коллеги.

Помимо бриллиантов и дизайнерских колец на заказ, мы продавали готовые изделия, которые каждое утро раскладывали в прозрачных витринах, освещенных яркими флуоресцентными лампами: бриллиантовые тиары и ожерелья, сережки и подвески, браслеты, брошки и даже старинные безделушки странного назначения, украшенные бриллиантовыми россыпями, — расческа для усов, цепочка для часов, коробочка для лекарств. Каждый вечер мы должны были собирать все эти драгоценности в пластиковые коробки и прятать их в сейф. От того, как быстро мы это делали, зависело, как скоро мы отправимся домой, так что никто не церемонился с дорогими украшениями: мы срывали их с бархатных подушечек, искусственных рук, стеклянных пьедесталов так стремительно и технично, как будто собирали смородину в саду. Иногда я находила бриллиантовую сережку или кольцо, закатившиеся под стол или просто упавшие на пол. Бриллианты стали частью рутины и уже не внушали мне прежнего трепета.

ЛЮДИ

Постепенно я освоила лабиринты и хитросплетения нескольких домов «ювелирного района» Чикаго. Наши несколько зданий напоминали сложносочиненную вавилонскую башню: здесь можно было встретить представителя любой национальности, услышать любой язык мира, при этом английский — реже всего. Постепенно я выяснила, что каждая нация имеет собственную специализацию и не все так хаотично, как мне показалось вначале. Бриллиантовые дилеры были в основном израильтянами или индийцами, а в ювелирных мастерских, где выковывались и выплавлялись украшения, сидели латиноамериканцы. Китайцы специализировались на жемчуге и полудрагоценных камнях, поляки — на часах и гравировке. Я даже встретила одного белоруса, который занимался редким здесь делом: огранкой бриллиантов.

В нашей фирме работали американец Джим, мексиканка Мэри, индийская девушка Комал (жена одного из совладельцев бизнеса) и наш босс, Гарри Зиммерман, чьи дедушка с бабушкой иммигрировали в Чикаго из Украины. Бриллиантовый бизнес организовал как раз его дед, и детство Гарри прошло в буквальном смысле этого слова среди бриллиантов. Когда он и его братья были маленькими, родители часто подбрасывали их в дедовский офис, и тот, чтобы чем-то занять внуков, рассыпал на устланный ковром пол десятки малюсеньких бриллиантов. Мальчики проводили день, ползая по ковру в поисках блестящих камней. Тот, кто собирал больше всех, получал в награду шоколадку.

Чем больше я работала в бриллиантовом бизнесе, тем больше понимала, что меня окружают странные, почти гротескные персонажи: они посвятили свою жизнь тому, чтобы продавать людям мечту, символ богатства и роскоши, стоящий столько, сколько ты готов за него заплатить. Странная работа, которая и тебя делает не совсем обычным, превращает в героя сказки, нечто среднее между злым волшебником и добрым магом. Мои коллеги и внешне выглядели колоритно — украшенные пышными усами и большими носами, золотыми цепочками на шеях и гигантскими бриллиантами в ушах и на пальцах, экстравагантными шляпами и бородами до пояса. Случались среди них и менее безобидные эксцентрики: моя коллега рассказывала, что как-то, зайдя в офис к семидесятилетнему ювелиру из Мексики с нежным именем Энджел, она остолбенела, увидев на экране телевизора порно-видео с Энджелом в главной роли. Не менее интересным оказалось наблюдать за клиентами, приходящими к нам, чтобы потратить на один камень сумму, достаточную для покупки машины или дома. В Америке принято, чтобы на помолвку мужчина дарил своей возлюбленной кольцо с бриллиантом. Традиция эта была в свое время создана и культивирована усилиями гиганта бриллиантового бизнеса De Beers. Сегодня она прочно закреплена в американской культуре, и покупка бриллианта к помолвке объединяет бедных и богатых, либералов и консерваторов. Некоторые мужчины предпочитают выбрать драгоценный камень для потенциальной жены на свое усмотрение, но многие боятся, что бриллиант не понравится, так что жених и невеста приходят делать покупку вместе. По тому, как ведет себя пара, покупающая бриллиант, можно понять, какие между ними отношения. Мои коллеги, ветераны бизнеса, могли спрогнозировать, сколько продлится брак, и делали на это ставки. Мне порой казалось, что моя работа — закулисье сентиментального сериала: стоило паре, выбирающей бриллиант, выйти через наши двойные двери на улицу, как все мои коллеги начинали тщательно обсуждать их отношения и возможное будущее.

Я же стала обращать внимание на часть тела, которую редко замечала до того, как начала работать с бриллиантами: пальцы. Пальцы-морковки, пальцы-сосиски, волосатые, худые и толстые, влажно-белые и розовые, в пятнах, черные, коричневые, с длинными ногтями и короткими, с гладкой и с отслаивающейся кожей, обкусанные и потные. Странно, но стремление к худобе распространяется и на пальцы тоже: многие девушки стеснялись большого размера пальца и старались выбрать кольцо хотя бы на полразмера поменьше. Мужчины же, покупающие кольцо с бриллиантом без ведома девушки, старались купить кольцо как можно большего размера: они ужасно боялись, что в момент предложения руки и сердца кольцо не налезет на палец. В результате почти всегда к нам приходили девушки «после предложения» с огромными кольцами и просьбой уменьшить их на пару размеров. Одна женщина в расстройстве сообщила, что бойфренд купил ей кольцо на пять размеров больше. «Я и не думала, что он считает меня такой толстой», — жаловалась она. Меньше всего повезло тем, чьи пальцы конической формы, с утолщением ближе к основанию ладони: на такие сложно подобрать кольцо впору — оно либо жмет, либо спадает, не задерживаемое костяшкой пальца. Большая костяшка — тоже проблема: кольцо, которое едва натягивается через кость, болтается у основания пальца. Для таких пальцев существует особый механизм, который мои коллеги называли «яйца для кольца»: два шарика, расположенные близко друг от друга и припаянные к изнанке кольца, позволяют лучше «закрепить» его на пальце.

ЭМОЦИИ

Я открыла для себя, что слезы и пот — частые гости в магазине бриллиантов. Мужчины, выбиравшие бриллианты, неизменно нервничали: еще бы, в один момент отдать несколько своих зарплат непонятно за что. Для большинства мужчин (да, впрочем, и женщин), приходивших к нам за покупкой, кусок стекла и бриллиант выглядели одинаково. Сколько раз я демонстрировала им стеклянные модели для того, чтобы объяснить разницу огранок и форм, а они хотели их купить, заявляя: «Вот этот камень выглядит очень красиво, сколько он стоит?» Беспомощность мужчин в сфере бриллиантов заставляла их краснеть, бледнеть, вести себя агрессивно или недоверчиво и, конечно, потеть. У всех сотрудников было по бутылке спрея — очистителя поверхностей и по рулону салфеток, поскольку после каждого клиента наши гладкие черные столы покрывались отпечатками потных рук клиентов.

Помимо пота, я должна была привыкнуть к слезам: радости — если она сказала «да» или пара нашла особенно красивый и недорогой бриллиант, злости — если она хочет бриллиант больше, чем он может себе позволить, или если кольцо, которое мы сделали, выглядит не так, как она его себе представляла, отчаяния — если кольцо, которое купили влюбленные, сломалось, бриллиант раскололся или потерялся до того, как его успели застраховать. Однажды я столкнулась с клиентом, который так боялся сделать предложение и услышать отказ, что разрыдался, рассказывая мне об этом. Он поведал всю историю своей любви, показал фотографию возлюбленной, и даже мои черствые коллеги растрогались от его искренних чувств. Через неделю он позвонил и сообщил нам, счастливый, что она сказала «да», а еще через неделю к нам пришла рыдающая невеста с красными и опухшими, как будто обожженными, руками. Оказалось, у нее сильная аллергия на никель, входящий в состав белого золота, из которого было сделано ее кольцо.

Одна клиентка, покупавшая бриллиант у моего коллеги Джима, чуть не свела его с ума. Все начиналось хорошо: женщина, стройная и симпатичная, правда, бледноватая на вид, пришла в магазин и сказала, что она сама выберет камень, после чего ее жених купит его. Она рассказала Джиму (а он — нам), что это ее вторая помолвка. Первая длилась целых восемь лет, и она не любила человека, с которым была обручена, но не могла решить, что с ним делать и стоит ли сказать ему «нет». История должна была нас насторожить, но Джим не заметил подвоха: клиентка хотела бриллиант в два карата, высокой прозрачности и хорошего цвета, так что его ждали неплохие комиссионные. Довольно быстро они свели выбор к двум камням: прямоугольным бриллиантам изумрудной огранки (emerald cut), выглядевшим, на общий взгляд, довольно идентично и одинаково хорошо. Стоили они тоже примерно одинаково. Оставалось принять последнее решение, и на этом процесс застрял. Клиентка приходила смотреть на «свои» камни пару раз в неделю, как на работу: она усаживалась за столом Джима, глубоко и печально вздыхала и начинала рассматривать бриллианты с лупой и без лупы, при дневном свете и при искусственном, даже через микроскоп (чтобы увидеть регистрационный номер сертификата, выгравированный на камне лазером). Джим по очереди подзывал каждого из нас, чтобы мы сказали, какой камень нам нравится больше, и мы говорили. Женщина скорбно кивала, наклоняла голову и произносила роковое: «Мне надо еще подумать, я вернусь через пару дней». К тому времени, когда Джим начал трястись при одном упоминании ее имени и даже пару раз выбегал через задний ход при появлении клиентки, позвонил ее жених и сказал, что, поскольку его любимая не может сделать выбор, он придет и возьмет камень, который понравится ему. Так он и сделал: пришел, выбрал и купил один из бриллиантов. Стоило всем вздохнуть с облегчением, а Джиму — повеселеть и оправиться от стресса, как клиентка вернулась, неся обратно свежеприобретенное кольцо. «Мне не понравился камень, который выбрал мой жених, — сообщила она унылым голосом. — Я бы хотела посмотреть на другие». Джим принял камень обратно, с каменным лицом вернул клиентке деньги и сказал, что больше работать с ней не будет.

Возможность рассмотреть бриллиантовый бизнес изнутри произвела на меня странный эффект: эти драгоценные камни, утратив весь свой загадочный флер, потеряли для меня и всю свою привлекательность. Глядя на бриллиантовые кольца знакомых, я точно могу сказать, сколько они стоят и какого они качества, и примерно посчитать, какой процент выгадал на продаже продавец. Вместо блеска я вижу цифры, проценты, номера и буквы. Я осо­знала, что не хочу и никогда не захочу стать обладательницей бриллианта. Когда мой бойфренд сделал мне предложение, он нашел выход, подарив мне кольцо с лазуритом, сделанное индейцем племени навахо. Свадебные кольца мы выковали сами, воспользовавшись мастерской моего знакомого из «ювелирного района». Я уволилась из компании, чтобы провести лето в свадебном путешествии, и не уверена, что больше расстроило моего босса: мое увольнение или тот факт, что на моем пальце не красовалось кольцо с бриллиантом из его магазина.


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.