Отношения

Любовь и секс, психология отношений в семье, секреты успешной карьеры и высокой самооценки - узнавайте больше о себе и своих близких.

Лучше не бывает

Если вам отказали в работе, уверяя при этом, что кандидата лучше не найти, значит, ваш диагноз — «профессионал слишком высокого уровня». Каково это — жить с чувством собственного превосходства, выяснила Анна Васильева.

image

Вряд ли у нас что-то получится, вы слишком хороши для меня», — мужчина со вздохом проводил расстроенную брюнетку к выходу из офиса. Так уныло завершался не служебный роман, а собеседование. Подобную фразу за последний год слышали многие кандидаты. И означает она только одно: опытного, разумного претендента с блестящим резюме и высоким IQ на работу не возьмут, потому что он «слишком хорош». В Америке это явление называют overqualified, что дословно переводится на русский как «излишне квалифицированный».

Когда человек впервые слышит, что соответствовать требованиям вакансии он может, только утратив лучшие навыки, это вызывает улыбку: «Вам нужно, вы и деградируйте». Но после третьего отказа, когда «финансовый парашют», заготовленный на черный день, начинает неумолимо сдуваться, причина перестает казаться смехо­творной. Возникает вопрос: «В чем проблема? Зачем работодателю брезговать отличным кандидатом?» Ведь это все равно что не пустить в дом слишком трезвого сантехника или отказаться ехать с аккуратным и уравновешенным водителем маршрутки. С другой стороны, кто из нас не сомневался в подлинности ювелирного украшения, выставленного «со скидкой» на витрине сомнительного курортного бутика? «Что-то здесь не так» — возникает логичное опасение.

Марина Безуглова, заместитель генерального директора исследовательской компании «ГфК-Русь» объясняет: всплеск отказов по причине overqualified приходится на периоды кризисов и рыночных рецессий. Тогда количество рабочих мест серьезно сокращается и лучшие специалисты начинают конкурировать в надежде получить хоть какую-то работу. Но и в «тучные годы» этим аргументом перекрывают кислород многим соискателям. Что же делать, если ни наверх, ни вниз пути нет?

БОЙ БЕЗ ПРАВИЛ

Моего знакомого IT-специалиста Вадима отправляли восвояси целых шесть раз. Нет, собеседование он проходил блестяще, но по завершении, получив всевозможные комплименты и восторги, слышал неизменное: «Ваш уровень сильно превышает наши требования. Вам у нас будет скучно». С этими словами за ним вежливо закрывали дверь. И это при том, что начиналось интервью с ­фразы: «Мы ищем звезду! Вадим, вы звезда?» Затем звучала цитата из гуру рекламы и менеджмента Дэвида Огилви: «Если мы будем нанимать людей масштабнее нас, мы станем компанией гигантов, а не карликов». Конечно, Вадим отвечал, что он — звезда, и подкреплял утверждение томами рекомендаций. Но в ходе дальнейшей беседы все снова скатывалось к пресловутому «слишком хорош».

Если спросить грамотного HR-директора, почему он не берет на работу идеального кандидата, который может больше, чем требуется, тот отбарабанит без запинки: «Стремиться занять позицию лучше, чем ты имеешь, — нормально, а вот искать худшей доли — нет. Может, кандидат выдохся, устал или не справился на предыдущем месте работы? А вдруг ему станет скучно и он будет работать вполсилы? А то и вовсе уволится через месяц?» Но лозунг «Требуется звезда!» явно противоречит подобным опасениям. Осознав это, Вадим всерьез решил сменить профессию или страну проживания.

Аналогичные мысли пришли в голову моему хорошему знакомому Дмитрию. Выложив свои сертификаты и перечень крупных сделок на стол, он ожидал услышать восторженное «Вау!», однако потенциальный работодатель тяжело засопел и на удивление честно признался: «Если я познакомлю вас с акционерами, то сам скоро останусь без места, потому что вы лучше меня и больше знаете». Затем, поддавшись расспросам, пояснил: «Мы все декларируем западную систему оценки персонала и знаем, что талантами нельзя разбрасываться. Но, что греха таить, люди — это животные, и у нас есть инстинкты. Самый сильный из них — инстинкт самосохранения. Если новичок окажется лучше меня, я потеряю свою работу».

Подобные инстинкты взыграли в душе президента другой компании, когда моя бывшая коллега Марина успешно прошла все этапы отбора на должность главного редактора в его медиахолдинге. Десять лет Марина занимала топовые позиции в деловых журналах. До руководства нишевым экономическим изданием ей оставался последний шаг — собеседование с психологом.

Войдя в кабинет, женщина получила лобовой вопрос:

— Убивать — это плохо?

— Да, — удивившись, ответила Марина.

— А если на вас напал маньяк, а у вас в руке нож?

— Тогда я буду сопротивляться.

— Жаль, я ждал, что вы опустите нож и начнете молиться Богу.

На том беседа была окончена. На следующее утро Марине позвонили, и голос в трубке сказал, что в работе ей отказано, потому что она «излишне квалифицированна». Но, как выяснилось позже, дело было не в профессиональных навыках, а в трактовке теста: под Богом подразумевался президент компании, а под готовностью поддаться маньяку — лояльность к решениям руководства. Не готова поддаваться — не будешь тут работать. От ощущения несправедливости Марина даже перестала спать по ночам. Хорошо, что теперь эта «сектантская» история вызывает у нее лишь улыбку.

image

КУДА БЕЖАТЬ

Стремясь получить работу в разгар кризиса, моя подруга Елена решила кое о чем умолчать: умерила размер желаемой оплаты, сократила пару строк в резюме. Напустив вид добродушной рабочей лошадки, готовой пахать целину за торбу овса, она получила-таки место в маленькой семейной фирме. Но, пересидев там самые тяжелые полгода, пока другие директора выстраивались в очередь на бирже труда, Лена при первой же возможности снова вышла на поиски. Конечно, ходить на собеседования она начала, потому что рынок стал восстанавливаться после кризиса, но еще и потому, что маститому сотруднику, как правильно считают специалисты по кадрам, очень тяжело снижать уровень профессиональных задач.

Почему? Могу объяснить на личном примере. Однажды я целый год провела в российском городке с населением 100 тысяч жителей, где полностью отсутствовали местные новостные издания и уж тем более — глянцевая пресса. Человек, всю жизнь работавший со словом, здесь мог заняться лишь вычиткой рекламных текстов в местной газете объявлений. Естественно, под чутким руководством жены владельца. Изучать мое резюме на предмет overqualified она не стала, но с первого рабочего дня объявила «выскочкой» и чуть ли не городской сумасшедшей, выдававшей «абсурдные» тезисы о стилистике, креативе и здравом смысле. Конечно, вступая в должность, я самонадеянно ожидала, что принесу свет разума в это мрачное царство. Оказалось, что царство вовсе не нуждается в освещении. После увольнения мне пришлось перейти на хлеб и воду, но пережить детокс-диету легче, чем признать, что фраза «Ярмарка детских и беременных вещей» построена грамотно.

Однако и более масштабные истории имели счастливый конец. Казалось бы, Тони Блэр по завершении срока британского премьерства должен жить воспоминаниями. То же могло произойти и с бывшим главным исполнительным директором X5 Retail Group Львом Хасисом после продажи его акций в компании. Но не случилось. Блэр не бедствует, выступая консультантом по экономическим вопросам в Казахстане, а топ-менеджер ретейлерской сети полон новых амбиций, работая в Wal-Mart в США. Как комментирует директор по работе с клиентами компании «ГфК-Русь» Елена Якубовская, сегодня желающим держать планку не суть важно — работодателя менять или страну. Расширение границ поиска, в том числе и географических, — прекрасное лекарство от overqualified. Правда, действует оно, только если проблема объективна, а не надумана самим кандидатом.

В ПРИКАЗНОМ ПОРЯДКЕ

«Вы поймите, этот человек очень талантлив», — убеждала свое начальство сотрудница рекламного агентства Маша. Тем временем ее протеже Катя сидела рядом на диване и молча хлопала глазами. «А она у вас хоть разговаривает?» — недоверчиво спросил директор, кивая на кандидатку. «Видите ли, ей три раза отказали в работе, уверяя, что арт-директор не может работать дизайнером, поэтому она очень переживает», — объясняла Мария. Проводившие собеседование топ-менеджеры были в замешательстве.

На работу Катю все же приняли, но лишь потому что Маша взяла ее на поруки. Спустя месяц к Кате вернулся дар речи. Спустя еще два она оправдала доверие, завоевав для агентства награду на фестивале рекламы. «Часто проблема с трудоустройством кроется в неадекватной самооценке кандидата, — считает семейный психолог и профориентатор Елена Суслова. — Представления о своих силах бывают либо завышены, либо, наоборот, занижены. Во втором случае соискатель выбирает вакансии с требованиями заведомо ниже его квалификации. После чего, что логично, следует отказ, и он снова падает в собственных глазах. Так происходит раз за разом, пока человек не научится оценивать свои сильные и слабые стороны адекватно».

Иной, по словам Елены, ситуация будет, если самооценка завышена: «В таком случае отказы сами по себе послужат кандидату хорошим уроком. Придется либо умерить аппетиты, либо подтянуть свои умения до требуемых». Но, как выяснилось, есть и третий способ — завоевать симпатию работодателя нарочитой самоуверенностью. «Бросьте вызов: сделайте меня охранником в вашей компании, и через полгода я буду сидеть в кресле топ-менеджера!» — заводил подопечных тренер карьерного роста. Мой знакомый Владимир воспринял всерьез советы профессионала. Получив новую работу, он всячески подчеркивал свое превосходство над коллегами. В первый же день в ответ на просьбу оформить приказ о зачислении, Владимир написал на бланке: «Генеральному директору. Приказываю». Адресат весьма удивился такому напору и ответил с иронией: «Сотрудник, который в первый же день пишет мне приказы, далеко пойдет. Вот только куда бы вас послать?» Но колкость новичок пропустил мимо ушей и продолжил демонстрировать решительный темперамент. Уже через полгода, бойко критикуя коллег и подчеркивая свои достоинства, он отправился на повышение. А еще через год покинул «тухлую контору».

Задумавшись, в чем секрет успешного выскочки, я поняла, что в работе, как в любви: одним везет вопреки всему, а другим — лишь изредка. Пример идеального кандидата найти все же удалось. Мою подругу Свету HR-специалисты обожают. В неописуемый восторг они приходят, когда задают ей вопросы «с подвохом» вроде: «Вы можете позвонить министру на сотовый в час ночи?» В ответ Света тихим, не допускающим возражений голосом мурлычет: «Да, безусловно». Но «слишком опытной» ее не назовут, потому что дипломы и рекомендации девушка предпочитает оставлять дома. Не в целях обмана, а исключительно из скромности.

Фото: Егор Заика

Материалы по темам

Перейти
Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Если вы забыли пароль, вы можете восстановить его здесь
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.
Извините,
произошла ошибка!
Пробуйте еще раз