Отношения

Любовь и секс, психология отношений в семье, секреты успешной карьеры и высокой самооценки - узнавайте больше о себе и своих близких.

Классная работа

Быть учителем — немодно, неинтересно и невыгодно. Именно поэтому в школах работают те, кому просто некуда больше податься — прежде всего в силу солидного возраста. Так ведь? Не так!

image

Быть учителем — немодно, неинтересно и невыгодно. Именно поэтому в школах работают те, кому просто некуда больше податься — прежде всего в силу солидного возраста. Так ведь? Не так. Антон МИЛЕХИН и Юлия КОТОВА поговорили с людьми, которые опровергают выше­сказанное личным примером.

Сергей Радько, 23 года, заместитель директора школы №978 по учебно-воспитательной работе, Москва. Окончил Московский инженерно-физический институт

«Стать учителем я мечтал, еще когда сам учился, и в детстве очень любил играть «в школу». Помню, у бабушки весь шкаф был исписан мелом фразами вроде «Классная работа». Мама даже принесла мне чистый классный журнал, чтобы я мог «вести документацию». С годами, естественно, игры прекратились, а вот желание стать учителем сохранилось. Думаю, здесь большую роль сыграли мои школьные преподаватели — мне с ними очень повезло. Но когда настало время выбирать вуз, родители и слышать не хотели про педагогический. Пришлось поступить в институт, который они рекомендовали.

Будучи первокурсником, я пришел в свою школу на встречу бывших одноклассников. Там я спросил у завуча: «Что нужно, чтобы прийти работать в школу?» Ответ был очень кратким: «Прийти». В августе того года мне исполнилось 18 лет, и первого сентября я устроился учителем английского языка в школу, которая была рядом с институтом. Утром я учился, а во второй половине дня вел уроки и всякие кружки. Многие однокурсники считали, что я сумасшедший, зарплата тогда у меня была мизерная, но на карманные расходы хватало, а работа очень нравилась. Теперь у меня уже шестилетний педагогический стаж, я, можно сказать, сделал карьеру. Если и уйду из школы, то только чтобы воплотить другие, пока еще не сбывшиеся мечты. Мне мало одной жизни, столько всего хочется попробовать: поработать проводником поезда, диджеем на радио — список может продолжаться до бесконечности.

Учитель «старой закалки» зачастую более опытен и мудр, но при этом очень зажат.

Учитель нового поколения отличается свободомыслием, готовностью отстаивать свою точку зрения, приводить контр­аргументы. Однажды во время очередной проверки нам сделали замечание, но я с ним не согласился и высказал свое мнение. В разговоре еще участвовала вторая завуч, которая как раз является учителем «старой закалки». Так вот она все время соглашалась с проверяющей, говорила: «Мы все исправим», хотя половина замечаний была необоснованной. Учитель, работавший еще при советской власти, зачастую более опытен и мудр, но при этом очень зажат, ведь тогда вступать в дискуссию с начальством было, мягко говоря, не принято».

image

Анна Кошанова, 24 года, преподаватель истории в школе №460, Москва. Окончила Международный независимый эколого-политологический университет

«Родившись в династии учителей, я тем не менее стала преподавателем совершенно случайно. Накануне 1 сентября из школы, где работает моя мама, уволилась учительница истории. Мама предложила мне занять это место. Я тогда училась на пятом курсе университета, нигде не работала, сидела целыми днями дома, писала диплом. Думала, год поработаю, защищу диплом и уйду. Но теория с практикой разошлись: вот уже третий год я, как и моя сестра Юля, работаю учителем. До сих пор воспринимаю преподавание как временную работу, но в глубине души понимаю, что никуда не денусь из школы. Я увлечена своим предметом, своими учениками — нет, я ими болею! Для меня в школе времени не существует: день пролетает очень быстро. Я могу идти на работу в каком угодно настроении, но, заходя в класс, всегда улыбаюсь. Мне раньше казалось, что, если представится возможность, я сменю профессию на что-то более прибыльное. В начале лета мне предложили работу по специальности, в крупном интернет-издании, — это была мечта всей моей университетской жизни. И что вы думаете? Я отказалась. Как представила, что больше не увижу своих детей, просто не смогла написать заявление. Из школы так просто не уходят. Учитель — это образ жизни, а не профессия. Большинство моих сокурсников давно работает в СМИ: радио, телевидение, печатные издания. На меня смотрят как на белую ворону. В современном мире, где твой социальный статус определяет отношение окружающих к тебе, быть учителем крайне сложно. До сих пор среди молодежи бытует мнение, что в школе работают неудачники — люди, не сумевшие себя реализовать в более престижной и прибыльной сфере. Не согласна с этим утверждением в корне. Мой хороший друг как-то сказал: «У тебя такая нужная и самоотверженная профессия, что мне стыдно при тебе говорить, что я адвокат».

До сих пор считаю преподавание временной работой, но в глубине души понимаю, что не уйду из школы.

Юлия Кошанова, 22 года, преподаватель информатики в школе №460, Москва. Окончила Московский государственный индустриальный университет

Я студентка 6-го курса МГИУ. Этот вуз — выбор моих родителей, которые надеялись, что я изменю семейной традиции и выберу профессию, не требующую таких затрат душевных сил. Но я пошла по маминым стопам. Она учительница, и поэтому все мое детство проходило в школе, а время делилось на интервалы по 45 минут. В учительской профессии династий вообще больше, чем в любой другой. В нашей школе таких целых семь.

Учитель — это вневозрастная категория. Пожалуй, единственное, что отличает молодых преподавателей от преподавателя старшего поколения: для них компьютер и Интернет — инновационные технологии, для нас — привычные необходимые вещи.

Учитель, как артист, всегда на виду. Он не имеет права солгать, схитрить. В школу люди идут работать не ради денег, а для души (хотя учительская зарплата в Москве сейчас не такая уж и маленькая). Не каждый ведь, скажем, художник выставляет свои картины на международных аукционах, но все равно он не перестает рисовать, потому что по-другому просто не может».

Люди становятся учителями не ради того, чтобы много зарабатывать, а для души.

image

Юлия Халемская, 26 лет, преподаватель английского языка в школе №413, Санкт-Петербург. Окончила Ленинградский государственный университет

«Не было ни дня, чтобы я пожалела о выборе профессии. Многие могут сказать: «Она непрестижная, немодная» — пусть. За 8 лет, поработав в трех школах, я встретила всего пятерых молодых учителей. Это огромная проблема. Сами дети об этом говорят. Я чувствую и вижу, насколько наши взаимоотношения отличаются от того, как общается с ними большинство учителей «старой закалки». Мне проще понять их проблемы, а им — мои требования. В силу меньшей разницы в возрасте мы оказываемся во многом схожи, и это еще больше укрепляет мой авторитет в их глазах. Забавно, но умение играть в бильярд или некоторые музыкальные предпочтения становятся причиной, по которой меня начинают еще больше уважать. Бывают и смешные моменты, когда, например, меня с трудом отличают на классных фотографиях и спрашивают: «А что это за новенькая девочка у вас?» Но это все, наоборот, лишь поднимает настроение! Одна из моих молодых коллег часто шутит: «Ну и что? Я сама раньше как только не выглядела — и ежик был, и зеленые волосы, и ботинки на десятисантиметровой платформе». Но я не сказала бы, что учителя с многолетним опытом не способны на понимание. Способны. Главное — захотеть».

Случается, новые ученики, заходя в класс, не сразу понимают, где же учитель.

image

Александр Калантарян, 29 лет, преподаватель физкультуры в школе №588, Москва. Окончил Московский государственный педагогический университет

«С шести лет я занимался плаванием, после окончания школы поступил в МГПУ на факультет физической культуры. И на третьем курсе пошел работать учителем в школу, которую сам закончил. Сначала думал, что уйду после окончания университета. Но зарплата быстро увеличивалась, социальный пакет, удобный график работы тоже сделали свое дело: я остался. И сейчас уходить из школы в мои планы не входит. Учителя в Москве не так уж мало получают, есть лужковские доплаты. Если преподаватель хочет зарабатывать побольше, у него есть такая возможность.

У меня всегда хорошее настроение. С плохим работать в школе недопустимо.

Еще мне нравится, что эта работа позволяет видеть итог своих усилий: дети, пришедшие в первый класс, ничего не умеющие делать, растут на твоих глазах, достигают высоких результатов на соревнованиях. От детей я заряжаюсь положительной энергией. У меня всегда хорошее настроение, с плохим работать в школе просто недопустимо. Но на моих уроках железная дисциплина: все мои задания и команды ученики выполняют беспрекословно, независимо от возраста. Поддерживать порядок несложно. Просто надо быть последовательным в своих действиях. Во время отдыха (внешкольных мероприятий, перемен, походов и т. д.) я могу с удовольствием неформально пообщаться с учениками, обсудить молодежные телесериалы, передачи, кинофильмы, компьютерные игры и т. д. У меня самого дочь, ей 2 года. В ее воспитании педагогическая подготовка, конечно, тоже помогает».

image

Екатерина Виноградова, 22 года, преподаватель химии в школе №404, Москва. Окончила Московский городской педагогический университет

«В детстве я примеряла на себя много разных профессий: то хотела заниматься художественной гимнастикой, то изучать иностранные языки. В 11-м классе моя учительница химии так заразила меня этим предметом, что я решила стать химиком-технологом. Но поступить в вуз, где я сначала хотела учиться, не получилось. Зато я поступила в педагогический. Думала, отучусь там годик, а потом переведусь. Через год я передумала поступать в другое место. Мне нравилось в педагогическом, правда, связывать свою жизнь с преподавательской деятельностью я все равно не планировала. Но на последнем курсе, во время прохождения практики в школе, я полюбила профессию учителя настолько, что решила не получать другую специальность, а совершенствоваться в этой. Мотивация к преподавательской деятельности сформировалось у меня во многом благодаря авторитету и профессионализму моего учителя-наставника, на которого я ориентируюсь и сегодня.

Я хотела заниматься художественной гимнастикой, а не преподавать химию.

Мои родители были удивлены, когда я выбрала химию (у нас в семье никогда не было химиков), но еще больше они удивились, узнав, что я решила стать педагогом. Потом они увидели, что мне нравится моя профессия, и поняли меня. Мама очень поддерживала меня, когда я пошла в аспирантуру. Некоторые друзья были, конечно, в шоке. Они удивлялись: «Это же дети! Как ты справляешься?! К тому же химия — такой сложный предмет!» На самом деле если подходить к обучению творчески, то скучный и непонятный многим предмет может быть очень и очень захватывающим».

image

Сергей Заболотный, 22 года, психолог и преподаватель английского языка в школе №1471, Москва. Окончил Московский государственный педагогический университет

«Я стал учителем через год после начала учебы в университете, в 18 лет. Я сам учился в той же школе, многих ребят тогда знал как ученик ученика, а тут вдруг меня начали называть по имени-отчеству. Разница в возрасте со старшеклассниками составляла всего 2—3 года! Естественно, у некоторых учащихся возникло желание позаигрывать со мной, найти мои слабые стороны и попытаться по-дружески договориться. Я сразу дал себе установку — не стараться своим либерализмом (если не сказать пани­братством) завоевать популярность. Поэтому наше общение достаточно быстро вошло в нормальное русло. Допускаю свободную форму общения с учениками только на психологических тренингах.

Я не стараюсь завоевать популярность за счет пани­братства.

Так уж получилось, что учителями работают в основном представительницы прекрасного пола. Мне, как молодому мужчине, они помогают найти внутренний стержень. Однажды после последнего звонка ко мне подошла одна из представительниц родительской общественности и сказала: «Мужчины в школе очень нужны!» И я рад, что в последнее время увеличился процент преподавателей мужского пола. Такая хорошая тенденция наметилась благодаря увеличению зарплаты работников в нашей сфере. Раньше я стеснялся отвечать на вопрос, останусь ли я работать в школе надолго. Сейчас с абсолютной уверенностью могу сказать, что да!»


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.