Отношения

Любовь и секс, психология отношений в семье, секреты успешной карьеры и высокой самооценки - узнавайте больше о себе и своих близких.

ELLE обсуждает: как стать богатым и знаменитым

Секреты успеха в интернете.

image

Кажется, секрет, как стать богатым и знаменитым, раскрыт: нужно запустить свой проект в интернете и ждать, когда придут деньги и слава. Проверить, правдивы ли слухи о легком успехе в Сети, ­решилась Анна Васильева.

Почему каждый может завести бизнес в интернете? Потому что в Сети возможно все. Чтобы запустить цифровой бизнес, не нужно брать в аренду землю, строить комбинат, закупать сырье. К диджитал-стартаперу не придет мафия, у него не угонят фуры с апельсинами, а его склад с товаром не подожжет пьяный сторож. В онлайн-режиме все просто и прозрачно. Здесь правит интеллект, совсем как в шоу знатоков «Что? Где? Когда?», где, если верить слогану, «заработать человек может исключительно своим умом». На волне увлечения интернет-бизнесом в моду вошли новые декорации: выпускники именитых вузов больше не осваивают кабинеты в офисах-небоскребах, не карабкаются по корпоративной лестнице в Mackenzie и «Делойт». Вчерашние студенты полюбили шарфы, вытянутые свитера, в которых лень куда-либо взбираться, зато легко осваивать коворкинговые пространства — большие офисные залы, где можно арендовать стол и стул на день, неделю или месяц. Но поменялась ли сумма от перестановки мест слагаемых? Сколько следующих модным тенденциям предпринимателей смогут действительно добиться успеха?

МОЛОДО, ЗЕЛЕНО

На поиск историй о том, как восходят звезды в интернете, я отправилась в самое модное место тусовки начинающих предпринимателей — в коворкинговое пространство. Прошагав сотню метров в глубь Нескучного сада, я почти потерялась между лип, гаревых дорожек, весеннего воздуха и мамаш с колясками. Наконец впереди возник ярко-красный одноэтажный дом с огромными, во всю стену окнами. Над входом красовалась белая точка (уж не точка ли в истории оффлайн-бизнеса?), а на фасаде было написано: «Рабочая станция». Поднявшись на бревенчатое крыльцо, я попала в офис нового тысячелетия. В огромном зале, словно в библиотеке, были расставлены лампы и столы. Через гигантские, во всю стену окна пробивалось солнце, а за окнами шелестели деревья. За столами на диванах у окон сидели молодые люди и девушки. Все с ноутбуками, все удивительного вида: кто-то с дредами, кто-то с фиолетовой шевелюрой, кто-то вовсе без волос. У огромной плазменной панели группа увлеченных предпринимателей проводила презентацию. Судя по активной жестикуляции и бледным лицам, они показывали проект инвестору. «Недавно к нам заходил американский миллиардер. Вот у этого самого экрана оценивал идеи молодых бизнесменов, — раздался голос у меня за спиной. — А до этого — Собянин и Капков побывали». Рядом со мной стояла Екатерина Фадеева, пиар-менеджер «Рабочей станции». Вдвоем мы отправились на экскурсию по коворкингу. «Наше пространство вмещает около 80 человек, — продолжала Екатерина. — Здесь почти каждый ведет собственный проект, оплатив право пользоваться рабочим местом и Wi-Fi. В таком офисе легко знакомиться и находить единомышленников и партнеров. Мы часто проводим мини-презентации среди коворкеров. Иногда прямо на таких встречах рождаются новые команды и проекты». Я кивнула. «Вот эти, — Катя указала на группу молодых людей за перегородкой, — стартаперы, которые разработали сервис быстрого микрофинансирования. Человек обращается за кредитом, и решение о выдаче принимается на основе его аккаунта в социальных сетях. Если у вас кончились деньги, а до зарплаты еще пара дней, через этот сервис легко взять кредит на пару тысяч рублей». «Невероятно, — воскликнула я. — А можно познакомиться с создателями?» Катя отошла, чтобы узнать, есть ли желающие рассказать мне о проекте, но участники группы затрясли головами: им некогда — бизнес не ждет.

image

Сюжет сна, который спит и видит сетевой стартапер, одинаков: гениальная, никому не известная идея получает блестящее программное воплощение, пораженный проектом инвестор дает деньги, после чего происходит триумфальный запуск. Уверенность подогревают истории чужого успеха. Такого, который настиг геолокационное приложение для гей-знакомств Grindr. О нем в одночасье узнала вся Британия, когда в эфире автошоу Top Gear актер Стивен Фрай продемонстрировал его ведущему Джереми Кларксону. «Ближайший гей сейчас находится в девяти милях от нас», — объявил Фрай, который своей нетрадиционной ориентации не скрывает, глядя на экран своего смартфона. «Отлично, давай туда съездим», — предложил Кларксон. Поездка стала для Grindr столь удачной, что в течение следующей недели приложение скачали более 40 тысяч человек.

image

В России тоже есть свои истории успеха. Предприниматель Елена Масолова стала знаменитой, продав американскому аккумулятору скидок Groupon свой сайт под названием Darberry. В результате сделки ей удалось заработать 50 млн и стать живой легендой рунета. Как? Элемент чуда, безусловно, присутствует в интернет-бизнесе. Только в цифровом пространстве можно за считаные месяцы ­вырастить крупную компанию — тот же Groupon достиг оборота в 1 млрд меньше чем за два года. Можно ли так быстро раскрутить бизнес в реальной жизни? Конечно нет — даже супермаркет на МКАД не сможет привлечь 40 тысяч новых посетителей за одну неделю. Однако настораживает то, что после Масоловой, история которой случилась еще в 2010 году, никому больше не удалось сорвать большой куш.

Миллиардер Алишер Усманов, в 2009 году потративший баснословную сумму в 1 млрд на акции Facebook и Groupon, уже два года спустя заявил, что рынок интернет-стартапов сильно перегрет и идет на спад, а инвестиции в интернет становятся все менее прибыльными. В 2012 году бизнесмен подкрепил слова действиями: сразу после выхода Facebook на биржу он продал треть принадлежавших ему акций социальной сети, а заодно избавился и от своих акций в Groupon. По оценкам экспертов, в результате продажи ему удалось получить огромную прибыль — к моменту сделки купленные ранее акции выросли в цене в несколько раз, а в мае 2013-го Усманов может заработать еще больше, если воспользуется своим правом продать оставшиеся. Но то, что миллиардер теряет интерес к диджитал-стартапам, вовсе не делает всемирную сеть менее привлекательной для тысяч молодых предпринимателей.

ОПТИМИЗИРУЙ ЭТО

В январе 2013-го клуб Digital October и компания PricewaterhouseCoopers опубликовали рейтинг 50 самых перспективных стартапов России за последние полгода. Кажется, в этом списке есть все, что можно и нельзя себе представить: вот мобильные карты, по которым легко ориентироваться в торговых центрах, вот приложения электронного учета рабочего времени сотрудников, вот служба интернет-поиска пропавших вещей. Ресурс YouDo.com предлагает любой вид наемного труда на час, например, человека, который за 300 рублей готов сбегать за лекарствами или за 500 написать эссе на тему «Русская православная церковь в XVI веке». Однако, несмотря на высокий авторитет компаний, составлявших список, его участники вызывают стойкое состояние дежавю.

Чем глубже анализируешь, какого рода услуги появляются в сфере диджитал-стартапов, тем сильнее ощущение, что новые идеи — это хорошо забытые старые. Объявлениями работников на час, интернет-магазинами одежды и социальными сетями давно набит интернет. То, что считается успешным инновационным стартапом, с высокой вероятностью уже имеет проверенные и известные аналоги. Например, известный в России ресурс Tulp.ru, аккумулирующий отзывы потребителей о ресторанах, клубах, роддомах и других заведениях, — копия популярного в США ресурса Yelp.com. Даже легендарное Darberry Масоловой было по большому счету всего лишь адаптированным для России клоном Groupon.

Оказывается, в сфере интернет-стартапов копирование скорее признак успеха, чем недостаток: у проекта с проверенной на других рынках идеей гораздо выше шанс получить инвестиции. «Создание проекта по аналогу — нормальный бизнес, — уверен Андрей Бурин, топ-менеджер, которому всего за восемь месяцев удалось совершить бизнес-чудо и увеличить посещаемость сайта знакомств Teamo.ru в 10 раз — на данный момент аудитория сервиса составляет 5,5 млн человек. — Запуск существующих моделей на новом рынке — это очень серьезный творческий труд, а новая яркая идея не факт, что выстрелит. К тому же если у бизнеса есть аналоги, это не значит, что концепция скопирована. Идея могла возникнуть в голове того самого человека, который ее реализует».

Несмотря на то что большая часть стартаперов занята творческой адаптацией проверенных сервисов, мне все же удалось найти несколько оригинальных проектов. Мария Косенкова, сооснователь Startup Women — ресурса и сообщества для девушек-предпринимателей, рассказала мне о Virtual Interactive Podium. Его авторы занимаются интеграцией реальных объектов в виртуальное пространство. Они разработали «виртуальную примерочную» для интернет-магазинов одежды. Вроде бы идея не нова, но до девушек никому в мире не удавалось реализовать ее с применением научного подхода. По словам сооснователя проекта Инги Нахмансон, в его основе уникальные 3D-технологии, которые позволяют дома с помощью веб-камеры примерять одежду, причем точность сканирования фигуры покупательницы — плюс-минус один сантиметр. Опознать параметры женщин настолько верно под силу только профессиональным стилистам.

image

Предпринимательницам уже удалось получить крупный заказ и продать свои услуги бренду Topshop. Но единственный, пусть даже удачный пример не смог изменить моего скепсиса по отношению ко всеобщему увлечению стартапами. «Мне кажется, сегодня у каждой женщины на детской площадке есть свой интернет-проект, — высказала я свои сомнения Марии Косенковой. — Но между хобби и реальным бизнесом большая разница. Женские стартапы — это история про то, как занять себя чем-нибудь, пока муж на работе?» — «Нет, это не история про то, как «полезно расслабиться», — это история про серьезный бизнес. Несмотря на то что программисты в основном мужчины, сейчас в России очень активно растут сервисы, ориентированные на женскую аудиторию. В отличие от студентов-математиков этими проектами вполне могут заниматься молодые мамы, имеющие большой профессиональный опыт, но пересмотревшие свои жизненные ценности после рождения ребенка». — «Когда же запускать, если у тебя маленький ребенок?» — «По ночам, когда он спит. Или пока гуляет с бабушкой. Если задаться целью, можно даже няню нанять».

Оказалось, сегодняшний рынок женских стартапов создали не просто мамы, а женщины, опыту и силам которых позавидует любой топ-менеджер. Например, Александра Шафорост, владелица интернет-магазина и пекарни The Marc, окончила Harvard Business School, получила степень МВА в бизнес-школе INSEAD, а также училась в New Jersey City University, после чего работала в крупнейших консалтинговых компаниях по всему миру. В один прекрасный момент она, родив ребенка, решила вернуться в Россию и запустить свою компанию по производству печенья. Другая девушка, основательница сервиса Tulp.ru Таисия Кудашкина, много лет проработала в США, в том числе директором по маркетингу и рекламе в 3DFun Inc — компании-разработчике игровых интернет-приложений для Facebook и MySpace.

История стартапа Таисии и вовсе вызывает трепет: на девятом месяце беременности она сдавала сложнейший экзамен GMAT в Стэнфорд. Прямо во время экзамена, длившегося около пяти часов, модератор подошел к ней с претензией: «Главное, чтобы у вас тут воды не отошли». Через год после рождения ребенка она запустила сервис, аккумулирующий отзывы пользователей, — Tulp.ru. Переговоры с инвесторами вновь вела с огромным животом — ждала второго. Доверять беременной женщине инвесторы не спешили: финансирование для проекта удалось найти, лишь когда младшему ребенку исполнилось пять месяцев. «История захватывающая, но не про легкую славу, а про титанический труд...» — задумалась я. Как выяснилось, все же бывают случаи, когда успех достается предпринимателям гораздо легче.

ЦУКЕРБЕРГ ПОЗВОНИТ

В школах стартапов любят начинать лекции с рассказа о том, как студент-программист в одночасье стал состоятельным человеком. Особенно популярна легенда о том, как основатель венчурного (вкладывающего средства в инновационные виды бизнеса) фонда ABRT Андрей Баронов, будучи американским студентом, написал программу «специальная системная утилита для проверки отказа устойчивости паролей для Windows NT». Он и его партнер выложили программу на веб-сайт. На следующий день Андрей получил звонок из Bank of America и предложение купить 20 000 копий. Студенты продали каждую по 20. Прибыль посчитать нетрудно.

Еще одну историю я узнала совершенно случайно. На выходе из кафе, где мы встречались с Марией Косенковой, меня буквально за руку поймал незнакомый мужчина: «Вы ищете невероятные истории бизнеса в Сети? Тогда вам ко мне!» Как оказалось, полтора года назад он с партнерами запустил школу актерского мастерства и ораторского искусства. Первых учеников набрали с помощью сайта odnoklassniki.ru. Через полгода, запустив серию мастер-классов на сайте и устроив пиар-акцию в социальных сетях, он набрал первую сотню слушателей, но об успехе говорить все еще не приходилось. «И вот однажды утром в офисе раздался звонок, — рассказывал молодой человек. — Звонил мужчина, он представился как Петр и сказал, что ему нравится идея нашей школы. Затем спросил, сколько стоит индивидуальное выездное занятие с нашими педагогами. Я назвал сумму. Он сказал: «ОК» — и мы распрощались». Через месяц в дверь школы постучался юноша, с виду курьер. Он передал владельцу конверт и, перед тем как попрощаться, попросил порекомендовать службу такси — он в городе недавно и еще не знает телефонов. Владельца школы слегка смутила одна деталь — в качестве пункта назначения юноша назвал таксисту отель Hilton. В конверте, который остался в руках, лежали три билета бизнес-класса в Сургут и записка: «Берите педагогов и прилетайте. Нам нужно чудо!»

image

Команда села в самолет. В аэропорту Сургута их встретил водитель и долго вез куда-то мимо пламенеющих нефтяных вышек, пока не остановился у скромного двухэтажного дома. Навстречу вышел мужчина: «Петр, — представился он. — Через две недели мой коллега должен встретиться с очень влиятельным человеком, но от волнения он часто теряет дар речи. Что вы можете сделать?» Оказалось, преподавателей школы выбрали, чтобы помочь бизнесмену преодолеть страх перед публичным выступлением. Так команда стартаперов получила первый крупный заказ, а следовательно, деньги на дальнейшее развитие.

И все же заказчик-миллиардер, неожиданно озолотивший предпринимателя на этапе запуска проекта, — это скорее исключение из правил. Большинству бизнесменов приходится развивать проект за счет привлечения инвестора. Но чем более популярными становятся диджитал-стартапы, тем более разборчивыми становятся те, кто дает деньги.

В России различные венчурные фонды просеивают до полутора тысяч проектов в год в поисках тех, кто достоин инвестиций. Существует даже правило: шанс на финансирование получает проект, который имеет аналог за границей, рынок сбыта не менее 50 млн и принесет первую выручку не позднее чем через полгода после финансовых вливаний.

«Суровая реальность в том, что проекты на уровне идеи, пусть даже яркой и необычной, уже никому не интересны, — поясняет Мария Косенкова. — Инвесторам нужен уже работающий бизнес, с отработанной бизнес-моделью, со сложившейся командой и сильным лидером. Но, поверьте, иногда предпринимателю дешевле взять кредит в банке, чем тратить время на поиск инвестиций на этапе прототипа. В это время у команды проекта должны быть другие приоритеты. А привлекая фонд, вы тратите огромное количество сил и времени, отдаете ему большую долю (особенно если это всего лишь прототип), теряете свободу. И важно помнить, что инвестор — не волшебник. Он вкладывается только с одной целью — в разы увеличить свою прибыль».

Особенно популярны инвестиции в молодые команды программистов. Программный продукт — самая дорогостоящая часть любого инновационного интернет-проекта. Когда разработкой технологии занимаются молодые энтузиасты, готовые работать ночами за минимальные деньги, на этой, самой дорогой, части можно сэкономить. Однако в пылу азарта стартаперы часто не понимают, что деньги просто так никто раздавать не будет, а на лекциях, посвященных рассказам о пользе венчурных фондов, об этом почему-то не предупреждают.

ОСТРОВ СОКРОВИЩ

В зале Digital October, куда я пришла на выступление владельцев стартап-инкубатора с романтичным названием Rainmaking Джордана Милна и Мартина Бьяуго, было настоящее столпотворение. В гардеробе слушатели напирали друг на друга, а в зале наблюдался явный дефицит свободных стульев. Найдя один, я с удовольствием устроилась и приготовилась слушать доклад о том, как, не жертвуя семьей и совестью, можно запустить стартап и успешно управлять им откуда-нибудь с пляжа на Багамах. Оказалось, что выступавшие приехали из Копенгагена представить свою книгу «Меньше, но лучше: работать надо не 12 часов, а головой». Сами авторы, как они утверждали, консультировали молодых стартаперов во всем, что касается успешного запуска.

Когда вместо скучной лекции Мартин Бьяуго предложил формат откровенного общения лектора с аудиторией, зал одобрительно загудел. Первым с места поднялся скромный молодой человек и спросил: «Если вы знаете, как запустить прибыльный интернет-проект и жить на островах, почему сами не занимаетесь запусками, а создали венчурный фонд?» — «У нас уже есть несколько собственных бизнесов», — замялся Мартин, после чего, вопреки первоначальному намерению, предложил «не отвлекаться на вопросы».

Понимая, почему лектор не хочет говорить о преимуществах владения фондом и предпочитает вербовать стартаперов, аудитория зааплодировала вопросу. Но организаторы выступления не разделяли всеобщего веселья — у слишком навязчивого представителя аудитории тут же отобрали микрофон. После этого я стала продвигаться к выходу — слушать пропаганду инвестиционных фондов больше не хотелось. Мне вслед донеслись слова: «Как минимум два месяца в году я стараюсь проводить с семьей на Багамах». В Багамы до конца жизни я, как ни убеждайте, не поверю. И все же коллеги нашли историю, которая способна поколебать самого отъявленного скептика.

В одном издательском доме работал сисадмин. Два года он выполнял рутинные задания, не получая ни премий, ни повышения. А однажды просто встал со стула, подошел к начальнику и показал SMS из банка — на его счету лежал 1 млн. «Можно я не буду отрабатывать у вас две недели?» — спросил сотрудник. Собрал вещи и ушел. Миллион он заработал, не сходя с рабочего места, запустив сервис для создания мобильных приложений. То есть к идее стать стартапером можно относиться по-разному, но миллион в руках — отличная реклама такого образа жизни.


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.