Отношения

Любовь и секс, психология отношений в семье, секреты успешной карьеры и высокой самооценки - узнавайте больше о себе и своих близких.

Что такое краудфандинг и как он работает?

Необязательно иметь стартовый капитал и дружественного инвестора, чтобы воплотить в жизнь идею фикс. Достаточно найти армию поклонников и попросить денег у них. Звучит немного странно, да? Александра СОРОКОВИКОВА выяснила, как работает краудфандинг

КраунфандингФОТОSoledad Bravi

Сбор денег с обычных граждан для реализации чего бы то ни было не новость: Остап Бендер собирал средства на реконструкцию Провала, а парижская мэрия — на строительство Эйфе­левой башни. С тех пор мир шагнул далеко вперед и придумал, как сделать так, чтобы просить было удобно, а отдавать — приятно. Краудфандинг (crowd funding, народное финансирование) формализовал процесс и предложил несколько технологий, однако базовые принципы остались прежними: есть энтузиаст с великой идеей, которому не хватает денег, и неравнодушные люди, в чьих сердцах мечта находит отклик.

Как это работает

Есть сайты, названия которых стали синонимом краудфандинга, например, Kickstarter и Indiegogo. За исключением некоторых деталей принцип их действия cхож: инициатор проекта описывает идею, детально объясняет, как планирует ее реализовать, показывает предстоящие расходы и определяет срок кампании по сбору средств. Доноры, или «бекеры» (backer), отдают, сколько не жалко, и почти всегда получают что-то взамен. Что именно — зависит от сути проекта. Например, если речь идет о съемках кино, жертвователей больших сумм могут пригласить на съемочную площадку, а тем, кто дал поменьше, пришлют режиссерскую кепочку или кружку с названием фильма. «Цена» каждого взноса определяется заранее, на этапе создания кампании: вы мне 5 долларов — я вам футболку, вы мне $50 000 — я вам приглашение в первый ряд на церемонию вручения «Оскара», когда фильм будет на него номинирован. Этим, пожалуй, краудфандинг формально отличается от благотворительности, с которой его регулярно сравнивают. Здесь жертвователь получает какую-то осязаемую благодарность за совершенное действие. В прошлом году Kickstarter собрал $480 млн, и есть подозрение, что люди отдают свои средства в таком объеме не только из желания получить футболку или ручку с логотипом. Американские социологи считают, что главная мотивация для доноров — чувство причастности к чему-то большому и прекрасному. Люди отдают деньги на понравившиеся проекты, чтобы стать их частью и найти единомышленников. Не каждому хватит энергии и фантазии создать нечто важное, зато, объединившись, можно сделать много хорошего. В силу вступает принцип разделения обязанностей — одни фонтанируют идеями, другие помогают претворять их в жизнь.

Быть знаменитым полезно

Часто донорами выступают люди, так или иначе связанные с тем персонажем, который просит денег, и не принципиально, личное знакомство их объединяет или виртуальное. Поэтому быть звездой и собирать деньги на важный для всех нас проект — очень выгодное мероприятие. Зак Брафф (Джей Ди из сериала «Клиника»), например, собрал на Kickstarter три миллиона долларов вместо двух запланированных на съемки фильма «Жаль, что меня здесь нет». Сценарий Брафф написал вместе с братом, ­пообещал главную роль исполнить сам и пригласить на съемочную площадку Кейт Хадсон и Джима Парсонса (Шелдон Купер из «Теории большого взрыва»). Съемки закончились в сентябре 2013-го, и ждать выхода фильма в прокат осталось совсем недолго. Представьте, с каким энтузиазмом пойдут в кино люди, которые отдали собственные доллары, чтобы фильм был снят! И неважно, что они заплатили дважды, — смысл жизни ведь не в деньгах, а в том, чтобы делать великие вещи. Кстати, для доноров Зак придумал самые разнообразные подарки: те, кто пожертвовал больше $20, первыми услышали саундтрек к фильму, больше $40 — получили футболку Wish I was here, больше $10 000 — приглашение присоединиться к съемочной группе. Другой звездный гуру краудфандинга — Джеймс Франко. Он решил экранизировать три собственных рассказа из сборника «Пало Альто» — «Мемория», «Убивая животных» и «Йосемит». Деньги, вырученные от проката, актер планировал направить на благотворительный проект «Искусство Элизиума», который организует для больных детей уроки рисования с участием знаменитых художников. Франко обратился к фанатам на Indiegogo и собрал $328 000 из $500 000 запланированных. За взнос в $20 можно было получить аудиозапись, в которой актер читает свои рассказы, за $100 — подписанную открытку, за $700 — картину авторства Франко, за $10 000 — возможность поучаствовать в мастер-классе «Искусство Элизиума» с Франко и членами съемочной группы. И Франко, и Брафф отправились на краудфандинговые сайты не просто так, а после беспрецедентного события: в марте прошлого года на Kickstarter собрали миллион долларов за 4 часа 24 минуты на экранизацию полнометражного фильма «Вероника Марс». Всего за месяц фанаты пожертвовали $5,7 млн, в то время как создатели рассчитывали на два. У этого проекта красивая история: шесть лет назад сериал о школьнице, расследующей преступления, закрыли после трех сезонов. Автор «Вероники Марс» Роб Томас долго убеждал кинокомпании снять полноценный фильм, однако понимания не находил. Warner Brothers пообещала взяться за работу, если Томас найдет $2 млн и продемонстрирует заинтересованность зрителей в проекте. Почти шесть миллионов долларов и 92 000 ­доноров стали весомым аргументом, и весной ­этого года фильм выйдет на экраны. Главную роль в нем исполнит звезда сериала Кристен Белл. Однако не только массовая культура способна объединить людей в общем порыве. Не так давно программистка из Финляндии Линда Лиукас собрала $300 000 (вместо заявленных $10 000) на издание занимательного учебника по программированию для маленьких девочек.

Как повторить успех

Для проведения успешной кампании нужно соблюдать следующие правила. С душой и фантазией рассказать о проекте. Желательно снять небольшой видеоролик, ­который представит вас, команду и то, что вы уже сделали (создатели Kickstarter и Indiegogo говорят, что почти 80 % успешных проектов имели видеопрезентацию). Использовать всю мощь своих социальных связей, чтобы максимально громко заявить о проекте. Twitter, Facebook, Вконтакте, Instagram — обязательные атрибуты успешной кампании. Чем больше незнакомых людей узнает о вас и ваших творческих планах, тем больше денег вы сможете собрать. Не действуйте в одиночку. Соберите команду, которая в течение всей кампании будет общаться с пользо­вателями и отвечать на их вопросы (это невероятно ответственный этап — вы не просто собираете деньги, вы формируете лояльное ядро вокруг вашего будущего продукта), монтировать ролики и писать регулярные апдейты по проекту, взаимодействовать со СМИ. Многие стартаперы на своем опыте убедились, что работа над краудфандингом без близкой команды единомышленников — прямой путь к провалу. Будьте искренними и не жалейте своего времени и сил на людей, которым вы и ваша идея небезразличны.

Пять сайтов для краудфандинга, о которых вам нужно знать

www.kickstarter.com Американский сайт гордится тем, что за пять лет жизни помог энтузиастам собрать $971 млн и объединил 5 млн жертвователей (средняя сумма взноса каждого — $195). Kickstarter специализируется на творческих развлекательных проектах — комиксах, видеоиграх, фильмах, музыке, дизайне, фотографии — и технологических разработках. Легендой проекта в 2012 году стали умные часы Pebble — они синхронизируются с телефоном и позволяют принимать звонки, писать sms и управлять проигрывателем. Изобретатели намеревались собрать за месяц $100 000, а собрали $10 млн, создав сайту Kickstarter славу самой крутой краудфандинговой платформы мира. Сбор средств на сайте идет следующим образом: инициатор проекта объявляет необходимую сумму и определяет дедлайн. Если срок подошел к концу и собрана не вся сумма, деньги возвращаются жертвователям. Этим суровым подходом Kickstarter отличается от других, более либеральных, но менее посещаемых площадок. Если же необходимые средства собраны, сайт удерживает 5% комиссии и переводит сумму счастливому энтузиасту. После этого информация о проекте не может быть отредактирована или удалена и остается на сайте навечно. Собирать деньги на этой платформе могут только граждане США и Великобритании, жертвовать же можно из любой точки земного шара, и Kickstarter страшно гордится тем, что получает переводы даже из Антарктиды (всем известно, что пингвины — страстные поклонники краудфандинга).

www.indiegogo.com Сайт работает уже шесть лет и специализируется на социально значимых для планеты проектах. Например, шведский No More Woof — переводчик с собачьего на ­человеческий — за два месяца собрал $22 000. Устройство, по виду напоминающее наушники, закрепляется у собаки на голове, снимает энцефалограмму, обрабатывает ее и озвучивает через динамик. Пока машина безошибочно определяет голод, любопытство и усталость питомца. Другая громкая, если не сказать скандальная, кампания на Indiegogo посвящена подготовке частной миссии на Марс в 2018 году — планируется построить корабль, долететь до Красной планеты и основать там первое человеческое поселение. Собрано почти $300 000 из $400 000 запланированных. Конечно, этой суммой проект не ограничивается: предприимчивый голландец собрал уже несколько миллионов долларов с претендентов на роль колонизаторов, а основной доход ­намерен ­получить с рекламы. Собранные на Indiegogo средства уходят инициатору, даже если финансовая цель не была достигнута. Однако есть смысл побороться за выполнение плана: если проект собрал столько денег, сколько запланировал, Indiegogo оставляет за собой 4%, если меньше — комиссия будет 9%. Важно, что Indiegogo позволяет организовывать ­кампании гражданам всех стран.

www.gofundme.com На сайте собрано почти $200 млн на самые разные проекты — от творческих до благотворительных. Платформа отлично подходит для финансирования частных проектов с социальным подтекстом. Например, в прошлом году жертвователи собрали $46 000 для самого высокого человека в США, чтобы тот мог сшить себе подходящую обувь. Для юного композитора из необеспеченной семьи, принятого в музыкальный колледж, собрали $8 000 — и он смог заплатить за учебу. Прелесть платформы в том, что нет необходимости ставить предельные сроки — кампания заканчивается в тот момент, когда инициатор посчитает нужным. Более того, энтузиаст получит собранные деньги при любых обстоятельствах — даже если не «дотянул» до заявленной суммы. Обратная сторона демократичных условий — комиссия в 7,9 % от собранной суммы и 30 центов с каждой транзакции. География gofundme широкая: инициировать сбор денег могут граждане США, Великобритании, Австралии и Евросоюза. Платежи можно делать из любой страны.

www.boomstarter.ru Российский аналог американского проекта появился чуть меньше двух лет назад и уже достаточно популярен. Можно предложить проект, подходящий под одну из 12 категорий: дизайн, еда, игры, издания, искусство, мода, музыка, театр, технологии, фильмы, фотография, видео. Вот некоторые рекордсмены платформы: трехлетняя океанская экспедиция по изучению планктонных организмов «Акватилис» собрала почти два млн рублей, фильм «28 панфиловцев» — 3,2 млн рублей, а мягкая игрушка «Жора с ушами» (госслужащий с попой вместо головы) — 123 000 рублей.Условия игры повторяют Kickstarter: инициатор получает деньги только в том случае, если его финансовая цель достигнута. После завершения кампании проект нельзя редактировать или удалять. Если собрано меньше запланированной суммы, деньги возвращаются жертвователям. Сервис оставляет за собой 5 % от собранной суммы. Столько же ­уходит платежным системам.

www.planeta.ru За полтора года российская платформа помогла собрать 54 млн рублей на организацию творческих и общественно-полезных проектов. Здесь Олег Куваев собирает деньги на серии «Масяни» (от 150 000 рублей), Евгений Гришковец — на видеоверсию спектакля «+1» (900 000 рублей), «Би-2» — на запись альбома Spirit (1,2 млн рублей), а «Король и Шут» — на съемки фильма о группе (1,5 млн рублей). У проекта мощная социальная направленность: рекордсмен в разделе «Благотворительность» — центр творчества для людей с аутизмом «Антон тут рядом»: за месяц до окончания кампании 337 человек внесли 559 000 рублей.


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.