Мода

Мода – центральная тема сайта, в которой собраны самые актуальные новости индустрии, фото с модных показов, обзоры ведущих трендов сезона, эксклюзивные фотосессии, а также StreetStyle из разных стран мира.

Русский сюжет в судьбе Ива Сен-Лорана

После 40 лет триумфов и мировой славы великий кутюрье покинул мир высокой моды. ELLE о влиянии России на его жизнь и творчество

По странному совпадению о своем прощании с высокой модой Ив Сен-Лоран объявил в православное Рождество, 7 января. Россия всегда смутно присутствовала на каком-то дальнем плане его жизни, оставаясь малоизученной территорией его тайных фантазий, мгновенных озарений и неразгаданных снов. Она была далеко и близко. Далеко, потому что препятствием был язык, которого он не знал, снег и холод, которых он не переносит, хмурая толпа в бесформенных черных пальто, впервые увиденная им из окна лимузина, возившего его по Москве зимой 1988 года.

Ив Сен-ЛоранФОТОGetty Images

Но эта же толпа выстраивалась в бесконечную очередь, чтобы попасть на его выставку в Доме художника на Крымском Валу. Из этой толпы к нему тянулись незнакомые руки с сувенирами на память, с какими-то бедными и трогательными подарками и просто за автографами. «Нигде не принимают артистов так, как в России», — заверяла его Марлен Дитрих. И это чистая правда! Речь шла даже не о восторгах и аплодисментах, к которым он за 40 лет своих триумфов успел привыкнуть. Тут было что-то другое, какая-то бескорыстная славянская нежность, безоглядная готовность обожать, протянутые руки с цветами и матрешками...

Надо сказать, что в отличие от остального мира Ива Сен-Лорана в России любили абсолютно платонически. В середине 80-х годов никто даже в самых смелых мечтах не помышлял о том, чтобы носить его создания как обыденную одежду. Только редким счастливцам дано было узнать ароматы его знаменитых духов. Но и этого казалось достаточно. Один глоток парижского воздуха, смешанный с запахом Opium или Rive Gauche, один кадр «дневной красавицы» Катрин Денев — вот и все наши представления об Иве Сен-Лоране. И даже когда в середине 1990-х годов открылся его первый бутик на Большой Никитской, успешного бизнеса не получилось. Потому что уже тогда его вещами полагалось любоваться издали, а не трогать грубыми руками. Им было место под стеклом в музее, а не в гардеробе с антимолью. В России еще раньше, чем на Западе, Ив Сен-Лоран стал мифом и легендой, в которые, по странной прихоти судьбы, оказались вплетены некоторые русские имена и мотивы.

Не могу говорить о нем в прошедшем времени. Но великая страница моды уже перевернута

Например, сюжет с Лилей Брик. Впервые они встретились в аэропорту Шереметьево. Вместе с Пьером Берже Сен-Лоран возвращался из Токио с полуторачасовой остановкой в Москве. Старая дама в зеленой норковой шубе, так выделявшаяся на фоне зимней транзитной публики, сразу привлекла его внимание. Уже в самолете он пошлет ей и ее спутнику В.А. Катаняну по бокалу шампанского. Они познакомятся, и начнется их роман-дружба. Что-то вроде новой главы из «Гарольда и Мод». Как и герой романа Хиггинса, он несколько раз покушался на самоубийство, так же страдал от одиночества и природной застенчивости, так же тяжело переживал деспотизм обожаемой матери. Сен-Лорана тянуло к сильным, самодостаточным, эпохальным женщинам. Возраст не имел для него значения. Главное — личность, внутренняя значительность, дар влюблять в себя и влюбляться самой. Все это было в Лиле Брик. И еще голос! «Голос — как струнный квартет», — напишет их общий приятель, другой Лилин поклонник последних лет, знаменитый фотограф Жан-Мари Банье, без устали запечатлевавший ее и Ива. Занятные получились кадры: тридцатилетние молодые французы вокруг восьмидесятилетней женщины из Советского Союза. Люди моды 1970-х у ног музы великого пролетарского поэта Вл. Маяковского. Но в этом неожиданном сочетании имен и лиц, в этой перекличке голосов и судеб и заключалась особая магия стиля Ива Сен-Лорана, где подлинность и вымысел, мужское начало и женское, мода и вечность находятся в постоянном и сложном взаимодействии.

При этом сам Сен-Лоран никогда не подчинялся диктату коммерческой стратегии и чужих вкусов. Он неустанно искал красоту. И находил ее в юной тогда еще Катрин Денев и престарелой Лиле Брик, на сафари в Кении и на песчаных пляжах Марокко, в дождливых пейзажах Лондона и сиреневом воздухе осеннего Парижа. Он вдохновлялся черными кружевами мах Гойи и кринолинами менин Веласкеса, живописью Матисса и Пикассо. Буйство красок художников дягилевских «Русских сезонов» взволновало его настолько, что в 1976 году он откроет своей коллекцией целое направление в современной моде, получившее название «русская революция». Платки babouсhka, которые по примеру гоголевской Солохи повяжут все европейские модницы 1970-х, — еще один русский след в истории Сен-Лорана. Так же как и странное для европейского слуха прозвище Moujik (Мужик), придуманное Лилей Брик для его первой японской бульдожки. Потом их сменилось несколько, но все они были Мужиками, и каждый становился чем-то вроде символа Дома Yves Saint Laurent.

Сейчас, когда смотришь на фотографии самого Ива Сен-Лорана 1960—1970-х годов, невозможно вообразить себе, что этот застенчивый очкарик в белом накрахмаленном халате мог кому-то что-то диктовать, приказывать, требовать. Скорее — робко нашептывать. Безмолвно молить. Даже когда он отрастит длинные волосы, обзаведется бородой и сбросит свой докторский халат, рискнув сфотографироваться совершенно голым, все равно ничего не изменится. Взгляд из-под очков будет таким же испуганным, а выражение лица таким же тревожным и жалким. Князь Мышкин, чудом умудрившийся избежать психушки, заработавший миллионы и даже сумевший удержать при себе свою Настасью Филипповну — великолепную Катрин Денев, — вот кто такой Ив Сен-Лоран. «Я никогда не покидал семейства неврастеников», — процитирует он Пруста в своей прощальной речи. В великом театре моды ХХ века он сам отведет себе амплуа «неврастеника». Хотя это не совсем так. Ив Сен-Лоран — последний романтик эпохи. Художник восторженных порывов и озарений. Последний артист «нутра», творивший по наитию, а не по трезвому компьютерному расчету. Впрочем, кто знает, сложись у него все иначе, мир никогда не увидел бы его главных взлетов. Например, знаменитую куртку military, подпоясанную солдатским ремнем, в сочетании с длинной замшевой юбкой, высокими сапогами-ботфортами и цветным платком, повязанным на манер наших рабфаковок, — образ женщины 1970-х. Или прозрачную блузку из невесомого муслина, облюбованную Роми Шнайдер, которую в Америке прозвали see-through, то есть «сквозь нее видно все». Сен-Лоран первым реабилитирует банальные сочетания черно-белого, придумав свою собственную версию маленького черного платья. Недрогнувшей рукой заберет из мужского гардероба классический смокинг и отдаст его женщинам, предписав в обязательном порядке носить его с высокими каблуками и только на голое тело. И, наконец, розовый цвет — цвет тайной страсти Сен-Лорана, эта почти непристойная фуксия, стыдливо расцветшая едва ли не во всех его коллекциях, чтобы потом заполонить собой все витрины и прилавки мира. Но там, где одни рисковали впасть в пошлость, а другие — в эпигонство, Ив Сен-Лоран творил высокое искусство. Там, где его соперники находили только скучную школярскую этнографию, он, подобно Колумбу, открывал свои материки и страны, перенося нас в сияющий мир, «волшебный край», далекий от учебников географии. Африка, Марокко, древние инки, русские матрешки, монгольские халаты — все шло в дело, все сгорало в ненасытной топке его фантазий, чтобы обрести новую форму на белых листах ватмана.

«Я рожден для того, чтобы создавать платья, равно как и линии, — признавался Сен-Лоран. — Самое прекрасное для модельера — это найти линию и не отклоняться от нее. Моя профессия — моя защита. Если перестану создавать одежду, я умру».

Ив Сен-ЛоранФОТОGetty Images

Год назад я встретил его в Театре Мариньи на «Даме с камелиями», куда он пришел, как и все, посмотреть на Изабель Аджани. Он был один. Грузный, с трудом одолел невысокую лестницу, долго и близоруко искал свое место в партере. В его подчеркнуто горделивой позе и невидящем взгляде, устремленном к сцене, читался какой-то скрытый вызов. Он знал, что все бинокли обращены к нему, знал, что даже без них видны его дряхлость и немощь, последствия бурной молодости, бесчисленных стрессов и увлечения наркотиками. Но он не собирался ничего скрывать. Как не скрывал своего раздражения по поводу воцарения американца Тома Форда на заветной территории его Rive Gauche. Но тогда Сен-Лоран, похоже, еще был готов бороться.

Если я перестану создавать одежду, то я умру. Моя профессия – это моя защита

7 января он объявил миру, что складывает оружие. Он устал доказывать всем и себе самому, что красота может что-то там спасти. Ничего она не может спасти. Ее саму надо спасать. А у него уже больше нет сил. Трепещущая линия его судьбы, его искусства оборвалась, как на кардиограмме. Дальше сценарий известен: слезы, вздохи, заламывания рук, прощальное гала в Центре Помпиду, собравшее весь Париж, а после показа долгая, нескончаемая овация и море цветов. Он, как всегда, выйдет на поклоны, но задержится на подиуме чуть дольше обычного, и будет жалко улыбаться в объективы, шепча одними губами единственное слово — merci. Потом в последний раз в ателье на авеню Марсо сошьют на заказ платья и костюмы для нескольких давних клиенток. И Дом потихоньку замрет в ожидании новых хозяев. До весны. Как у его любимого Чехова в «Вишневом саде».

…Все запомнили момент, когда Сен-Лоран, дочитав до конца свою прощальную речь, вдруг оторвался от заготовленных бумаг и, медленно обведя зал долгим взглядом, серьезно произнес: «Я вас никогда не забуду». Тогда никто не нашелся, что сказать ему в ответ, но сегодня мы знаем точно: Ив Сен-Лоран никуда не уходит. Он будет оставаться с нами до тех пор, пока люди не разучились мечтать и стремиться к красоте и пока бьется сердце хоть бы одной из его поклонниц, потерявших свой рай 7 января 2002 года.

Ив Сен-ЛоранФОТОGetty Images

Звезды о Иве Сен-Лоране:

Катрин Денев: «Я была дневной и вечерней» Он сопровождал меня в течение всей моей актерской карьеры. По-настоящему мы познакомились во время съемок «Дневной красавицы» Луиса Бунюэля. Его деликатность и одновременно великолепная точность взгляда поразили меня. Существует две женщины от Ива Сен-Лорана: дневная и вечерняя. Одна в костюме-смокинге, защищенная, готовая к встрече с внешним миром, — и та, что вечером надевает прозрачную муслиновую блузку, надушенную Opium. Я была обеими, и сейчас мне очень трудно. Не могу говорить об Иве в прошедшем времени. Он все еще здесь, с нами. Он, конечно же, будет продолжать делать то, что ему нравится, но Дом Yves Sant Laurent закрыт. Великая страница моды перевернута.

Летиция Каста: «Подлинная изысканность» Как вернуть Иву Сен-Лорану то, что он подарил женщинам? Невозможно! Как отблагодарить его за то, что он вернул нам элегантность, дал нам свободу и смелость быть самими собой? У него хватило смелости закрыть свой модный Дом, который он создал сорок лет назад с таким размахом и изысканностью. Я люблю его.

Ив Сен-ЛоранФОТОGetty Images

Лулу де Ля Фалез, бессменный ассистент Ива Сен-Лорана: «Памятник века» Наши отношения с Ивом — это тридцать лет счастья. Мой первый и последний модельер. Человек, с которым я общалась каждый день на протяжении стольких лет! Мне кажется, это великолепно — вот так уйти, когда ты еще на вершине славы, а не потому что впал в маразм и тебя выставляют за дверь. Он останется памятником, как все великие люди этого века. Впрочем, о нем еще никогда не говорили так много.

Эди Слиман: «Молчать с ним было легко» Прекрасно помню свой первый день на авеню Марсо. Взволнованный, я долго ждал, когда он появится в своем кабинете. А когда наконец он пришел, я понял, что не смогу выдавить из себя ни звука. Он рассматривал мои эскизы в абсолютном молчании. Но молчать с ним было легко. От Ива я взял строгость, чувство меры и научился ценить линию больше, чем мгновенные эффекты.

Последний романтик, творивший по наитию, а не по компьютерному расчету

Том Форд: «Он создал гардероб современной женщины» Я очень уважаю господина Сен-Лорана. Его влияние на моду бесспорно. Сорок лет назад Ив создал гардероб современной женщины, и он существует до сих пор. Его работы всегда были для меня путеводной звездой, так же как и для всего моего поколения. И мне очень жаль, что Ив не рисует больше высокую моду.

Жан-Поль Кнотт: «Достойный уход» Меня смущает необходимость говорить о нем, как будто мы его хороним. Ведь это не так! Его Дом был для меня прекрасной школой, местом, где мало говорят. Там я научился деликатности и человеческим отношениям. Его уход под стать его образу. Все обставлено в высшей степени достойно. Еще одно доказательство того, что Ив Сен-Лоран никогда не лжет.

Ив Сен-ЛоранФОТОGetty Images

Соня Рикель: «Он сохранил свою тайну» Ив Сен-Лоран, сверхэмоциональный человек, щедрый и яркий художник, верный друг, покидает мир моды. Человек страстный, высокообразованный, сумасшедший, он стал священным идолом моды ХХ века. Миллионы раз он воскрешал девиз: «Платье, женщина, жизнь». Никаких уступок возрасту, никаких поблажек себе. Он один умудрился сохранить свою тайну, свои фантазии, свои страхи и химеры. А теперь он решил проститься с той профессией, которую так любил. Ив Сен-Лоран — исключительный человек. Я преклоняюсь перед ним.

Пьер Берже: «Занавес, господа!» 7 января он, как всегда, был рядом с мэтром. Все эти 40 лет Пьер Берже находился скорее рядом с Сен-Лораном, чем в его тени. Друг, компаньон, исповедник, директор Дома. Таковым он останется до конца, особенно в тот момент, когда будет вполголоса шептать речь, озвученную самим мэтром перед объективами. Он заранее знал ее наизусть. Потом Берже сам взял слово. Интеллигентный, веселый и авторитарный, все как обычно. Он срежиссировал этот уход, и он же будет вести переговоры о конце предприятия высокой моды Сен-Лорана. Его заключение: «Занавес, господа! Я снимаю шляпу».


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.