Мода

Мода – центральная тема сайта, в которой собраны самые актуальные новости индустрии, фото с модных показов, обзоры ведущих трендов сезона, эксклюзивные фотосессии, а также StreetStyle из разных стран мира.

Вивьен Вествуд: Королева панков

История успеха главной бунтарки мира моды

Она породила стиль «панк», знала взлёты, избежала многих падений. Сегодня Вивьен Вествуд – признанная королева лондонской моды. Представляем вам зажигательную блондинку, через руки которой прошло столько одежд. Теперь ее фантазия устремлена в легендарную эпоху, предшествующую Французской революции.

«Девочкой, в 50-е годы мне хотелось слиться с толпой, но при этом тянуло к крайностям… Тогда вошли в моду маленькие серьги в форме маргариток, и я сделала себе пару серег из таких огромных маргариток, какие обычно носят в петлице. Когда я вошла в них в танцевальный зал, тромбонист перестал играть, поднял руку и сказал: «Вы только посмотрите на эту девицу!».

ВествудФОТОGetty Images

Вот и сегодня в студии все, бросив свои дела, со священным трепетом глядят, как Вивьен Вествуд экипируется для фотосьёмок. Каркас уже на месте: тугой корсет, сквозь который было бы видно, как бьется сердце, если бы не вшитые внутрь накладные конические груди; прорезиненные панталоны и проволочный каркас, фиксированный чуть выше зада, так что он выступает подобно парусу. Туфли-лодочки на 25 сантиметров приподнимают ее над полом, придают силуэту устремленность вперед. Она словно балерина на пуантах. Поставив ногу на табуретку, она снимает одну туфлю с истерзанных пальцев, прокладывая кусочки ткани в особо натертых местах (а вообще советует пользоваться резиновыми балетными напалечниками – «или выпить пару рюмок»). Вены в вырезе декольтированного платья подводят синим карандашом для век.

Вся эта сцена напоминает пантонимический фарс или полузабытую картину одевания королевы Елизаветы I к приему испанских послов. Умышленная экстравагантность и в то же самое время — величественность. В свои 54 года эта маленькая белоголовая законодательница моды с напудренным лицом, пышно взбитыми волосами и сигарой в зубах, нетвердой походкой передвигающаяся по студии, более чем когда-либо приковывает к себе взгляды...

Вот уже двадцать лет она удивляет, дразнит и шокирует мир. С постоянством и холодной решимостью профессионального убийцы. Ее призвание — не столько мода, сколько скандал. Вивьен Вествуд создает модели, будто подбрасывает бомбы. Или осветительные ракеты, которые всегда вспыхивают там, где их никто не ждет. «Единственная возможность ниспровержения лежит в области непопулярных идей — вот там-то я и работаю», — заявляет бывшая мадонна панков, добавляя: «Единственный путь в будущее — это оглянуться назад».

ВествудФОТОGetty Images

Американская пресса включает ее в число шести лучших модельеров мира, причем Вествуд — единственная, кто не является мульти-миллионером, и единственная женщина в этом списке. Она уже давно работает изолированно и более чем маргинально. Ее считают, особенно во Франции, оракулом во всем, что касается шика и облика. Но подобно стилю Оскара Уайльда, ее стиль может быть полностью осмыслен только в оппозиции к лицемерию английского общества, которое она с наслаждением бичует.

«Хотите хорошо выглядеть — нужно потрудиться»,— мудро изрекает Вествуд. Стоит тридцатиградусная жара. Она только что прошла пешком немалое расстояние от своего дома до офиса в полосатой пурпурно-белой юбке до щиколоток и шнурованных ботинках в стиле Айвенго. (От вчерашнего наряда остался только жутковатый иссиня-черный лак на ногтях и подведенная розовым ниточка бровей.) «Дело в том, что вовсе не обязательно носить экстравагантные вещи. Мало кто купит такой корсет и проволочный каркас, — произносит она неторопливо и убежденно. (Она привыкла проповедовать необращенным.) — Но утрированный силуэт, над которым я работаю уже десять лет, все же сделал свое дело. Влияние моих моделей на моду часто не осознается, в них видят лишь стремление эпатировать публику».

ВествудФОТОGetty Images

Не исключено, что Вивьен Вествуд сильнее всех влияет на моду. Кто первый стал применять в одежде резину, заполнившую ныне улицы?

Кто задолго до японцев и деструкционистов порол, кромсал, строчил швами наружу, продевал голову в пройму, надевал белье поверх платья? Вествуд изобрела юбки-тюбики («tube» skirts) задолго до того, как мы их стали покупать; ее мини-крини (mini crini) предвосхитили грибы-дождевики (the puff-ball). А сегодня, когда большинство модельеров вернулись к структурному моделированию (structured tailoring) 50-х и 60-х годов, Вествуд потратила четыре года на то, чтобы добиться предельной точности линий. «Все мои идеи, — говорит она без тени обиды, — воспроизводятся другими модельерами в сглаженной форме. Говорят, что моя одежда чересчур экстравагантна, что ее нельзя носить. Но никто не может сказать, что то, что я делаю, — плохо».

ВествудФОТОGetty Images

Философия дизайна и репутация Вествуд построены на отказе считаться с чем бы то ни было — с условностями, практическими соображениями, диктатом рынка, с самой жизнью, которую мы ведем. Для нее не существует неписаных правил, определяющих что допустимо, а что нет с учетом возраста и приличий, недаром она появлялась на публике в прозрачном белье с фиговым листом на соответствующем месте. Все, что она делает, призвано выделить человека из толпы.

Школьницей в Дербишире она первой тянула руку, вызывая насмешки соучеников своим энтузиазмом. В 60-х годах, когда было принято бросать учебу, чтобы попробовать свои силы в творчестве, она ушла из художественной школы в Харроу, проучившись там всего один семестр («ведь я принадлежала к рабочему классу и хотела зарабатывать себе на жизнь»), вышла замуж за менеджера танцевального зала, родила ребенка и стала работать учительницей. В 70-е годы она нашла применение для своего бунтарства с помощью Малкома МакЛарена, который и стал ее соавтором в изобретении «punk look» — стиля одежды для движения панков. «Конечно, я выполняла не все его просьбы,— вспоминает Вествуд.— Однажды он захотел, чтобы я отправилась в музей Мадам Тюссо и подожгла там восковые фигуры Битлз».

Однако то, что она выполняла, было гораздо более радикальным. «Все началось с интереса к любым формам молодежного бунтарства, от тедди-бойз до рокеров. Позднее мы привнесли туда элемент секса». Экспериментальные магазины одежды Вествуд и МакЛарена «Let It Rock», открытый в 1973 году, и «Тоо Fast to Live, Too Young to Die» год спустя были переименованы в «Sex». Именно тогда они вводят в моду стиль «раб» (bondage).

В 1976 году они помогли оформиться движению панков, предложив для них одежду, подходящую к настрою этого самого анархичного из всех молодежных движений. Магазин стал называться «Seditionaries» («Все для бунтарей»). Вествуд и МакЛарен изобрели брюки в стиле «раб»: Вествуд пришила сзади клапан, а МакЛарен придумал шлейку, соединяющую брючины на уровне коленей. Вместе они создали своеобразный вариант шотландских юбок (customized kilts), рубашки, разрезанные на полоски, и одежду из поливинилхлорида. Вествуд выпустила к юбилею королевы майку с ее портретом, где в королевскую губу была продета английская булавка, и мгновенно стала самой знаменитой женщиной Великобритании — после самой королевы.

ВествудФОТОGetty Images

МакЛарен стал самопровозглашенным магом уличной эстетики, и в течение нескольких лет Вествуд претворяла его фантазии в модели одежды. Он создал Bow Wow Wow и Адама Анта, а она окончательно оформила пиратскую моду: пышные рубашки и кушаки с кистями стали униформой неоромантиков. За пиратами последовали Дикари, Девушки из Буффало, а также многослойное сочетание жилет-рубашка-платье-леггинсы, которое составило основу гардероба 80-х. К1985 году и приходу мини-крини Вествуд рассталась с МакЛареном, устремившись на поиски новой элегантности, основанной на традиционных покроях и тканях («Хотя и сегодня многие откажутся назвать мою одежду элегантной, особенно те, кому нравится стиль телеведущих» ,— улыбается она).

В 51 год, покорив столько высот, избежав стольких падений, дважды названная лучшим модельером года, Вивьен Вествуд в 1992-м, наконец, получила из рук королевы Орден Британской Империи, что-то вроде Ордена Почетного Легиона во Франции. Великолепная дама сочла нужным оповестить журналистов о том, что явилась в Букингемский дворец без нижнего белья под платьем. Не меньшая смена курса обозначилась, когда Вивьен сбрила свою платиновую шевелюру. Осознав, по ее собственному признанию, всю способность системы к регенерации низвергнутых догм, Вествуд решила впредь ее игнорировать и обратиться к культуре прошлых эпох, особенно к эпохе Возрождения и Просвещения. Она не устает говорить на тему оболванивания народа и демагогичности демократической псевдокультуры, прикрывающей нищету нашего потребления. Мадонна панков планирует открыть салон, где бы собирался художественный или литературный кружок, подобно тем, что существовали в Париже с XVII до начала XX века.

Это новое настроение она объясняет влиянием своего нового 27-летнего мужа Андреаса, которого она встретила, когда преподавала в Венской Академии прикладного искусства, и замуж за которого вышла в 1992 году. За два года до этого Вивьен обосновалась в доме №6 по Davies Street. Расположенный в элегантном окружении известных антикваров и лучших лондонских поставщиков, ее магазин ориентирован теперь на новых, более зрелых, предпочитающих классический стиль клиентов (конечно, среди них могут быть и прежние, повзрослевшие почитатели Вествуд). Разумеется, меж сверкающих драгоценных камней в ее короне все еще попадаются там и тут вздыбленные фаллосы и матросские татуировки. Роман с аристократическим миром пеньюаров только усилил ее пренебрежительное отношение к общепринятому. «В прошлом мода в большой степени была связана с демонстрацией того, что у вас есть деньги и вкус. Эти две вещи не связаны между собой, но демократическая мода, исполненная зависти и предрассудков, начисто лишена представления о вкусе. «Я не хуже тебя» — вполне здравый подход, но «ты не лучше меня» — уже никуда не годится. Тот, кто хочет произвести впечатление, должен отмежеваться от посредственности. Люди боятся оказаться на виду и стать предметом пересудов. В прошлом они умели оставаться выше этого».

Если бы проповеди Вествуд о необходимости критериев не произносились с характерным чеширским говорком и какой-то простодушной бравадой, если бы она не признавала в открытую, что до встречи с МакЛареном не прочла почти ни одной книги и ни разу не была в театре, Вивьен Вествуд показалась бы невыносимым снобом.

Ее высмеивали все — от Барри Хамфриса и Стива Кутана до Сью Лоли — в последний раз во время демонстрации моды в передаче «Wogan», где публика просто ревела от смеха при появлении на подиуме моделей из ее коллекции. «Не думаю, что следует смеяться»,— спокойно сказала Вествуд и продолжала терпеливо представлять каждую модель. Публичное осмеяние на национальном телевидении послужило своеобразным подтверждением ее роли пророка. В то же самое время Вествуд первая признает, что чувство юмора — единственное качество, необходимое для того, чтобы носить ее модели. Отношение к ней бульварной прессы она также воспринимает философски. «Я нравлюсь газетам, потому что они считают меня сумасшедшей. А мне нравится, когда я нравлюсь».

Материалы по темам


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.