Мода

Мода – центральная тема сайта, в которой собраны самые актуальные новости индустрии, фото с модных показов, обзоры ведущих трендов сезона, эксклюзивные фотосессии, а также StreetStyle из разных стран мира.

Александр Маккуин: «Я — феминист в мужском обличье»

Как главный хулиган мира моды стал надеждой и опорой женщин, не терпящих диктата

МакКуин говорит на густом восточнолондонском наречии. К тому же очень тихо. Его речь периодически прерывается совсем детским громким смешком — когда ему нравится выданная им фраза. «Я никому не навязываю свою одежду. К тому же здесь Россия. Я не хочу прослыть очередным тираном». Своеобразным тираном МакКуин уже, правда, прослыл. Не задавайте ему вопросов о «творческих планах» и «Кем были Ваши родители?» «Мне всегда интересно поговорить с молодым умным человеком, если он будет задавать нормальные вопросы, — нервно бормочет он в самом начале интервью. — Я получил известность сравнительно давно, поэтому журналисты должны быть знакомы с моей биографией. Я не собираюсь тратить свое время на придурков, которые будут опять пытать меня на предмет моего отношения к Джону Гальяно или спрашивать про «нити», связывающие мое творчество с творчеством Юбера Живанши. Я просто человек, и если меня все это достанет, я об этом прямо скажу».

Александр МаккуинФОТОGetty Images

Рассказы о его манерах и выходках обошли не одно периодическое издание. Вот как описывает его студию, где идет подготовка к показу коллекции, корреспондент журнала Details: «Помещение выглядит так, будто террористы взорвали зоопарк. Повсюду лоскутами разбросаны шкуры, некогда принадлежавшие козе, овце, зебре и другим уж явно не домашним животным». Быть может, его двухкомнатная студия и станет эпицентром ударной волны, которая принесет нам новый шик, но сейчас там крайне скверно пахнет. В помещении стоит тяжелый дух мертвечины, отбеливателя, курева и тревоги. Кажущийся спокойным МакКуин аккуратно прикрепляет булавками кусок кожи к женской куртке, надетой на манекен. Голубыми глазами, мягким пушком на щеках и верхними зубами, выступающими из маленького рта, он напоминает моржа. Я спрашиваю у него, что это за шкура. «Крайняя плоть», — бросает он. Так, во всяком случае, мне послышалось. Его бесстрастный голос звучит так, как будто закипает где-то в глубине гортани и, словно пар, выходит наружу из носа. «Крайняя плоть?» — переспрашиваю я. «Нет! — громко отвечает он. — Я сказал: кабанья плоть. Кабанья шкура. — Он издает звук, отдаленно напоминающий усмешку или даже всхлип какого-нибудь животного. — Хотя я раньше работал и с крайней плотью», — гогоча, добавляет он. Когда пару лет назад газетные заголовки начали трубить славу молодым британским модельерам, Ли Александр МакКуин (для друзей — просто Ли) быстро стал главным героем всех публикаций. По объемам продаж он сильно отстает от таких гигантов маркетинга, как Прада и Донна Каран, однако не приходится сомневаться в том, что это одна из самых горячо обсуждаемых фигур в мире моды.

Почитатели МакКуина воздают хвалу его мастерству закройщика, богатейшему воображению и утверждают, что он вернул моде жизнеутверждающую силу и сексапильность, возродив кружева, прозрачную ткань, приспущенные брюки и широченные накладные плечи (есть, впрочем, и такие, кто именует МакКуина «МакМюглером» по ассоциации с Тьерри Мюглером, широко использовавшим накладные плечи задолго до МакКуина). Возможно ли, что вся эта вызывающая сексуальность когда-нибудь станет частью повседневной жизни? «Это зависит от вас (женщин). Я не женщина. И не трансвестит. Я все это не покупаю. Но надеюсь, что когда вас начнет тошнить от однобортного жакета, вы захотите большего».

В свои двадцать восемь он разрабатывает модели для двух линий: своей собственной, с торговой маркой McQueen (при поддержке Onward Kashiyama, японской империи готового платья) и французского Дома моды Givenchy. Когда осенью 1996 года МакКуин поступил на работу в Givenchy в качестве главного художника-модельера, многие увидели в этом едва ли не вызов обществу. Юбер де Живанши, создавший эталон элегантности в одежде своими черными платьями, которые носила «лицо» Дома великолепная Одри Хепберн, — и какой-то простолюдин, матерщинник. «Бык в бутике», — посетовал один газетный заголовок, перефразируя поговорку про слона в посудной лавке.

Александр Маккуин

«Я не умолял дать мне работу. Они (Дом Givenchy. - Прим. ред.) меня сами нашли. Значит, им нужно то, что я делаю, — раздраженно говорит МакКуин.

—Меня волнует только мнение моего начальника (Бернара Арно. — Прим. ред.). — Немного подумав, он добавляет:

—И клиентов. Все, кто находится между ними, пусть катятся к черту». Он вообще довольно часто и нервно прибегает к высказываниям в духе «он сам ко мне пришел». Рассказывая о работе над образом Бьорк для ее нового альбома Homogenic и костюмах для «Роллинг Стоунз», МакКуин фыркает: «Мне нравится музыка Бьорк, к тому же она мой друг, но я равнодушен к творчеству «Роллинг Стоунз». Они пришли ко мне, потому что им нравится моя одежда. Я им сам ничего не предлагал».

Когда год назад его спросили, чем было навеяно название его лондонского шоу «Там, в джунглях», он вспомнил документальный фильм о газелях. «Я посмотрел на газелей, которых пожирали львы и гиены, и сказал себе: «Это же про меня фильм! Кто-то постоянно охотится за мной, а если поймает, то точно так же съест. Мир моды — это ДЖУНГЛИ, полные отвратительных, алчных гиен». А теперь? «Теперь я превратился во льва. Я сам пожираю гиен», —он довольно смеется.

Свое первое платье МакКуин нарисовал в трехлетнем возрасте. Такое занятие вряд ли можно было назвать характерным для ребятишек из Степни, суровой рабочей окраины Лондона. Это казалось необычным не только сверстникам, но и его отцу, таксисту. «Неслыханное дело, чтобы в семье из восточного Лондона появился художник», — говорит МакКуин.

Александр Маккуин

Он начал учиться ремеслу модельера, когда ему было всего шестнадцать лет. Просто бросил школу и пошел работать на Сэвил-Роу, лондонский бастион высокого портновского искусства (Сэвил-Роу — улица в Лондоне, где расположены ателье дорогих мужских портных. — Прим. ред.). В ателье Anderson & Shepherd он написал мелом на пиджаках, один из которых предназначался для принца Чарльза, слова: «Здесь был МакКуин» и, в знак протеста против монархии: «Я — сука» (в очень мягком переводе). После этого перешел в ателье Gieves & Hawkes там же, на Сэвил-Роу, где трудился над брюками. Позже работал у театрального костюмера, шил разные платья, изучал тонкости портновского мастерства. Но эта работа ему не нравилась, хотя, по его же признанию, он был «окружен настоящими «королевами». В результате он отправился в Милан работать у Ромео Джильи, где из первых рук получил знания об основах производства и маркетинга современной моды. Получив образование в престижной школе моделирования и дизайна St. Martin's в Лондоне, МакКуин почувствовал себя настоящим модельером. Наиболее известными его творениями того периода были брюки «попка», которые сидели на талии так низко, что была видна ложбинка между ягодицами, и топик, заляпанный кровью и грязью. Первые показы, которые он проводил еще будучи свободным художником, имели определенный политический смысл. Так, он заворачивал манекенщиц в целлофан, «украшал» их жакеты следами от автомобильных шин или выводил чернокожую модель на подиум в наручниках. В одном сезоне он вывалял платья в грязи и прилепил к ним мертвую саранчу. Это было сделано, чтобы изобразить бедствие, ставшее причиной неурожая в Африке. В другом сезоне он устроил показ в церкви, где заявил: «Религия — это источник всех войн в мире». Такие слова стали серьезным нарушением норм, существующих в мире моды, где модельеры редко произносят что-либо более смелое, чем: «Коричневый — это новый черный» или: «Этот год мне видится в полосках».

Пару лет назад МакКуин, шотландец по происхождению, организовал шоу под названием «Насилие над Шотландией» в память о резне, которую устроила Британия в Шотландии в XVIII веке. Девушки выходили в разорванной одежде, а из-под шотландских юбок у них виднелись бинты. «Пресса меня распяла за это, — вспоминает он, — но я рад, что это сделал».

Циники поговаривают, что МакКуин тщательно просчитывает свои шаги, чтобы привлечь к себе внимание прессы. Сам же он утверждает, что всего лишь обнажает уродливую правду перед глухой ко всему публикой.

«Когда я начал устраивать свои шоу, я стремился показать журналистам то, что они как раз совсем не хотели видеть: голод, кровь, нищету. Смотришь на всю эту «фэшн-тусовку» в их дорогих прикидах и темных очках и понимаешь, что они никакого понятия не имеют о происходящем в мире. Их интересы ограничиваются рамками моды. Я трачу деньги на свои шоу для того, чтобы показать этим людям другую сторону жизни. Пусть они испытывают ненависть и отвращение — меня это вполне устраивает. Буду знать, что хоть какие-то чувства в них пробудил».

Конечно, до магазинов доходят лишь некоторые из эктравагантных, шокирующих своей откровенностью и кричащей сексапильностью моделей. «В коллекциях от кутюр я имею право выражать себя как модельер в такой степени, в какой считаю нужным. В прет-а-порте попадают лишь элементы этого самовыражения. К сожалению, все мы прекрасно знаем, что большинству нужен лишь какой-нибудь классический жакет. Но это не моя проблема», — МакКуин усмехается. Горечь по поводу ограниченного мышления массового покупателя очевидна, хотя его высказывания по этому поводу не так резки, как можно было бы ожидать. «Я никому никогда не говорил: если ты не носишь мою одежду, ты безнадежно отстал. Все очень просто: человек должен чувствовать себя хорошо в одежде. Не чувствуешь себя хорошо — не покупай. И все. Я создаю свои модели для сильной, независимой женщины, которая знает толк в вещах. Журналам мод платят за то, чтобы они говорили: надо носить это и то. А моя женщина не терпит диктата».

Александр МаккуинФОТОGetty Images

Женщина, без страха обнажающая грудь, если ей того хочется. Женщина, сбивающая с толку длиной — вернее, почти полным отсутствием длины — своей юбки. Женщина-сила, женщина-власть. Разве вы не видите в этом почтения к ней, преклонения перед ней и даже любви? Да он же чистой воды феминист, этот МакКуин. Он на нашей стороне. «Я всегда пытаюсь создать равные условия для женщин и мужчин. Я феминист в мужском обличье, — говорит он. — Я не хочу, чтобы женщина выглядела слабеньким, наивным существом, окутанным облачком шифона. Пусть этим занимаются другие. Моя женщина должна быть сильной, чтобы противостоять любому давлению на нее. У меня три сестры, и я неоднократно имел возможность наблюдать все страдания, которые доставляли им мужчины. В этом, наверно, корни моих феминистских настроений». А красота... «Красота — в сердце смотрящего, — мудро изрекает он. — Что толку пытаться быть красивой для всех? Все равно для кого-то вы будете выглядеть безобразно. А для кого-то будете воплощением прекрасного... Как я сам, например». Ответ на вопрос об отношении к собственной внешности был кратким: «Лучше спросите, что думает по этому поводу мой муж. Мой Маррей. М-а-р-р-е-й. Так и запишите».

Разговор мягко перетекает в область чувств. Страстный, романтически настроенный, наивный. Приверженец моногамного брака. Во главу угла ставит доверие. Дает людям только один шанс. Если вы не способны оценить это, второго шанса у вас не будет. Ревнив ли он? Да не то чтобы он был ревнив, просто не любит когда из него делают идиота... «Ой-ой-ой, что-то мы слишком увлеклись личным... — смеясь, кричит он. — Давайте дальше».

Наивный и романтический человек не раз кричал совершенно иные вещи. В том же журнале Details описывается такая ситуация: «...Ведущая передачи о моде на итальянском телевидении жалуется, что простояла на улице целых два часа, прежде чем ей разрешили пройти на показ. «Мне пятьдесят лет, — говорит она МакКуину, — и со мной нельзя так обращаться. Как вы вообще это объясняете?» — спрашивает она. МакКуина начинает бить дрожь, лицо его становится ярко-розовым. «Чего вы тогда пришли, если вам здесь не нравится. Не нравится — идите домой!» Сотрудник Kashiyama встает перед камерой и закрывает объектив ладонью, требуя прекратить интервью. «Если вам не нравится это е...е шоу, — орет МакКуин с такой силой, что голос его срывается, — идите на ..!»

Александр МаккуинФОТОGetty Images

Ему постоянно не хватает времени. Настолько, что он даже не смог присутствовать на показе своей коллекции для Дома Givenchy в московском метро. Прилетел — улетел. «С самого начала своей работы у «Живанши» я работаю без перерыва. У меня иногда нет времени сделать то, что делает каждое человеческое существо. Вот так вот я для вас это мягко сформулировал, хотя мог бы сказать что-нибудь грубое», — он явно доволен своей вежливостью. Не терпит вопросов о будущих коллекциях: «Ребята, я делаю 10 коллекций в год. Откуда я знаю, что будет завтра?! Это физически невозможно. Какой будет моя следующая коллекция, я начинаю понимать только тогда, когда вижу кусок ткани на манекене. Мир в том виде, в каком он сейчас существует, не имеет будущего. Давайте попробуем для начала прожить несколько дней».

Говорят, МакКуин зарабатывает около миллиона долларов в год, однако есть сведения, что его больше интересуют разные авантюры и острые ощущения, нежели деньги. Он продает под собственной маркой очки, дамские сумки, шарфы и прочие аксессуары в Японии и в то же время отказывается от многих других заманчивых предложений. «Я не произвожу духов, банных полотенец, детских одежек. Не обращайтесь ко мне за постельным бельем, потому что у меня вы его не получите. А если и получите, то оно будет все в пятнах, — говорит он. — Я бешусь, когда вижу повсюду мою одежду. Я не хочу одевать всех подряд, потому что мне не все нравятся».


Меньше всего он похож на модельера. Если представить себе этого человека в традиционном «портновском» стиле — с большими ножницами в руке, задумчиво склонившего голову набок над куском ткани, — получится очень смешно. Кто-то говорит, что он напоминает рок-музыканта... Не знаю. По-моему, он больше похож на двоечника. Он ерзает на стуле в унылом предвкушении вопросов, «которые слышал уже миллион раз». В течение разговора неоднократно произносит пресловутое английское слово из четырех букв, но при этом я ловлю в выражении его лица тень смущения. Смущение? Видеть его на лице человека, которого называют «лондонским горлопаном», «хулиганом от моды», «белой вороной»? Неожиданно.


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.