Мода

Мода – центральная тема сайта, в которой собраны самые актуальные новости индустрии, фото с модных показов, обзоры ведущих трендов сезона, эксклюзивные фотосессии, а также StreetStyle из разных стран мира.

Виват, матриархат! Александр Васильев о моде будущего

Длинное? Короткое? Серое? Или красное? На пороге нового столетия знаток старинной и современной русской моды поделился с ELLE своими прогнозами

ELLE Какие глобальные изменения ждут нас в наступившем веке?

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВ Обычно требуется около полувека, чтобы идеи прошлого вновь предстали перед подрастающим поколением романтическими и привлекательными, поэтому поначалу мы сознательно отбрасываем наследство прошлого. И в женском, и в мужском силуэте мы в одночасье считаем всю одежду, носившуюся предыдущим поколением, старомодной, неудобной, непрактичной. Мода ХХI века родилась, как это обычно бывает при смене веков, уже в 1990 годах. Вслед за кувейтским кризисом и падением Берлинской стены Европа и Америка вошли в затяжной экономический кризис, и мода последних лет суть порождение 1990 годов, которые прямой поступью вошли в новое тысячелетие. Сперва это был стиль гранж, затем экологически чистая мода, вслед за ними гламурная, технологическая, этническая и мода исторического максимализма. Самые последние глобальные стили моды — гламурный минимализм и исторический максимализм — находились в постоянной борьбе и, как я и предсказывал ранее, именно гламурный минимализм победил. При этом новые тенденции моды основаны на полной сумятице и неразберихе в модном лагере. Моды обычно меняются кардинально в больших и малых войнах, а мы сейчас переживаем достаточно миролюбивое время, если не считать балканского и кавказского конфликтов. Таким образом, экономически и по- литически мода сегодня лишена мощного толчка к переменам, который она имела в прошлые исторические моменты.

Васильев

ELLE К чему же идет основное направление моды?

А.В. В первую очередь к тому, что роли нautе couture и prêt-à-porter резко разделяются. Сегодня мир моды hautе couture — несколько десятков человек, даже не сотни. Многие Дома моды живут исключительно тем, что продают свои модели богатым клиенткам в Саудовскую Аравию — страну, которая никогда не славилась большими модницами. Цены на платья высокой моды зашли так далеко, что, если раньше можно было обойтись двадцатью тысячами долларов, сегодня придется выложить сто тысяч за нарядное шелковое вышитое или, например, подвенечное платье, которыми особенно славится Дом Кристиана Лакруа во Франции.

Я вижу XXI век веком женского правления . Женщине больше не надо будет самоутверждаться, наряжаясь в мужчину

ELLE Но тенденция демократизации коснулась всех Домов моды. И потом — есть направление prêt-à-porter, которое ориентируется на более демократичные, молодежные, уличные взгляды на одежду.

А.В. Prêt-à-porter сегодня также неспособно продиктовать массе народа во всем мире, как надо одеваться. Роль диктатора взяли на себя молодежные журналы, звезды кино молодого поколения и особенно большие магазины, начиная от фирмы Zara и заканчивая H&M, которые продуцируют в Китае и в странах Восточной Европы модную удобную дешевую одежду. Цветовыми сочетаниями и материалами она соответствует взглядам сегодняшнего дня на положение в моде. При всем уважении к творчеству молодых стилистов никак нельзя назвать господствующие сегодня в коллекциях «Зима-2000» черный, серый, белый и красный цвета приятными и чарующими. При бешеной пропаганде серого цвета его нельзя признать самым выигрышным и удобным — как для женщины, так и для мужчины. Тем не менее он полностью соответствует ситуации в больших городах Европы и Америки: он гармонично сочетается с архитектурой, городским транспортом, цветом асфальта и модной сегодня идеей человека-невидимки в большом городе. Если раньше люди старались одеваться как можно более броско, даже вызывающе, чтобы привлечь к себе внимание, сегодня мода преследует совсем другие цели. Пройти незамеченным, далеко не таким декоративно-привлекательным, чем прежде, есть цель но- вого модного силуэта. В первую очередь такая ситуация порождена неспокойным социальным положением в больших городах. Недавно в Париже я был свидетелем того, как дама в немыслимо роскошной норковой шубе с золотыми аппликациями, с крокодиловой сумочкой и в безумно дорогих бриллиантовых кольцах выходила из «Мерседеса» последней модели. Моментально с обеих сторон она была атакована мотоциклистами в шлемах — и сумочки как не бывало. Дама тут же вынула из кармана мобильный телефон и позвонила в полицию, приговаривая, что необходимо немедленно аннулировать кредитные карточки, что были в сумочке. Внешний вид и аура бешеного богатства дамы на очевидцев подействовали так негативно, что никому не пришло в голову ей посочувствовать – пожали плечами и разошлись. Так вот, если вы не хотите, чтобы что-то подобное случилось с вами на улице в ХХI веке, а такие ситуации будут повторяться все чаще, следуйте моде. В наступившем веке не стоит выглядеть чересчур богатой. Когда я встречаю богачей на улицах Европы, поражаюсь, насколько скромно они хотят одеться — как простые клерки.

ELLE Кому же адресованы последние коллекции?

А.В. Коллекции prêt-à-porter, которые мы видим на подиумах Милана, Парижа, Нью-Йорка, Лондона или Токио, чаще всего ориентированы на самое молодое поколение. Если раньше мода все-таки учитывала интересы людей среднего возраста, то теперь главными потребителями являются молодые люди от 18 до 29 лет, которые стремятся стать основными покупателями модной продукции. Несмотря на то что реклама нautе couture остается самой загадочной и эффективной исключительно за счет дорогих марочных духов и аксессуаров, стотысячное платье купят одна, две, десять женщин в мире, а вот колготки от Christian Dior или Yves Saint Laurent — миллионы. Поэтому prêt-à-porter сегодня переходит в другую возрастную категорию, которая мыслит уже критериями следующего века.

ELLE Наверняка это будут критерии перемен. Назовите самые главные.

А.В. Изменений уже сейчас хотят все: ищут новый силуэт, новый цвет, новые материалы. Но новых цветов в природе не существует, а те цветосочетания, которыми мы уже располагаем, созданы или естественным образом, или химическим путем, или с помощью компьютерных технологий. Не найдя нового цветосочетания и не придя к новому силуэту, поскольку фигура человека не изменится кардинально, мы обратимся к новым материалам. Это будут сотканные и созданные искусственно материалы, которые уже занимают огромное место в коллекциях практически всех Домов. Если раньше одежда была сшита руками или на машинке, сегодня мы подходим к тому, что одежда может быть склеена, сварена или соединена химическим путем. Это и есть одно из главных направлений моды. С другой стороны, если раньше искусство кроя, поднятое на высочайшую высоту парижскими портными, начиная с тридцатых и заканчивая восьмидесятыми годами двадцатого века, было искусством ради искусства, то сегодня больше ценится неумение конструировать одежду и неумение ее скроить. Фальшивые складки, асимметричный крой и непонятное построение одежды являются одной из ведущих линий моды. Если раньше дама стремилась обзавестись жакетом или пальто, подчеркивающими достоинства и скрывающими недостатки фигуры, то теперь кусок шотландского пледа, обернутый вокруг бедер и застегнутый булавкой, или бушлат из меха на плечах — самые модные и практичные элементы одежды. Перемены в искусстве кроя сильно отразились на развитии моды. Те же кардинальные перемены касаются аксессуаров. Если раньше мы стремились к подобию натурального бархата, меха, замши, шелка, теперь все наоборот. Искусственные материалы, каучук, резина, фальшивая замша, корова, стриженная под пони, норка, щипанная и выкрашенная под кролика, — вот нынешние самые модные элементы, к которым раньше вообще не обращались. Материалы-имитаторы и новые, ранее никогда не виданные, будут важным направлением в моде наступившего века. В обуви самым главным является функционально-механическое направление, берущее начало от спортивной одежды, главным образом от кроссовок. На форме обуви сильно отразится век электроники, когда все обозначается цифрами, и даже камеры и фотоаппараты переживают новую эволюцию с переходом к цифровому методу. В ходу будут силуэты автомобилей, мобильных телефонов, принтеров, автоответчиков. То же касается аксессуаров типа сумок, рюкзаков и папок. Такие верные спутники человека, как шляпы, уже исчезли из всех коллекций. В двадцатом веке смерть шляпы была обусловлена новыми стрижками: крепить ее булавками стало просто не к чему, и шляпа стала климатическим элементом. В дождь и холод мы будем носить шляпу, но как элемент моды она утратила значение.

Васильев

ELLE Вы начали говорить о цвете. Жизнь по-прежнему будет протекать в черно-бело-серых тонах?

А.В. В ближайшие два-три года нового века мы будем жить в гамме, которая будет сочетать очень темные и тусклые цвета с очень яркими разнообразными цветами, которые нам предсказывают коллекции «лето 2000—зима 2001». Тем не менее я не пророчу им никакого успеха. Мода-унисекс настолько прочно вошла в сознание каждого человека, что женщины, уже в 80-е годы доказывая свое равенство с мужчинами в профессиональной и политической жизни, взяли у мужчин все элементы одежды: брюки, рубашки, жакеты, мужские пальто, обувь на низком каблуке в разных вариациях. Мужчины же по социально-политическим причинам никогда не смогут адаптировать женскую юбку, несмотря на потуги гениального Жан-Поля Готье и компании. Мода идеи унисекс никогда не позволит мужчинам освоить розовый, голубой, персиковый цвета, считающиеся приоритетом женщины. Един- ственный «женский» цвет, который мужчины смогут применить, это ярко-красный, который во многих коллекциях для мужчин присутствует уже сегодня, впрочем, в сочетании с серым и черным. Цветом будущего станет белый, и скоро надо ожидать абсолютно белых коллекций как для мужчин, так и для женщин.

ELLE К концу века все устали от ожидания. Можно ли говорить о скорой революции?

А.В. Самых больших перемен следует ожидать к 2005 году, когда модельеры вернутся к некоторым классическим канонам, напрочь отброшенным сегодня. Я пророчу возвращение к крою как к исторической традиции, возвращение моды на вытачки, узкие талии, поднятый бюст и обтягивающие брюки. Женщине не надо будет больше ничего доказывать, весь конец прошедшего века она только и занималась борьбой за права — женские и политические. Теперь женщина заняла если не в политике, то в экономике уж точно абсолютно равноценное с мужчиной положение. Я вижу ХХI век веком женского правления и смею надеяться, что и в политике женщина займет очень важные позиции, и ей не надо будет так самозабвенно самоутверждаться, наряжаясь в мужчину и тем самым доказывая, что она ему равна.

ELLE Но женщина все равно будет продолжать меняться. В какую сторону?

А.В. К 2010 году окончательно восторжествует тенденция к изменению человеческого тела, которую я могу проследить уже сегодня. Несмотря на все лифтинги и пластические операции, мы будем стареть, разве что певица Шер всегда останется сверкать, как рождественская неоновая елка. Проблема старения будет главной заботой наступившего века. Всевозможные медицинские аппараты и инъекции помогут женщинам физически не стареть как можно дольше и консервировать красоту. Тем не менее большие изменения грядут в области лица и головы. Сегодня в моде отчетлива видна тенденция поиска нечеловеческих черт — и у мужчин, и у женщин. Все ищут связей с инопланетянами, и на этом пути бритые головы и металлические украшения в виде пирсинга, когда прокалывают даже все, что ниже подбородка, должны проложить путь в будущее. Вперед к инопланетянам и одновременно назад к варварам — этот тезис будет в большей степени подпитываться культурой непросвещенных народов Африки и Океании, пигмеев, папуасов и жителей Амазонии, чем искать опору в историческом контексте корсетов, кринолинов и турнюров.

ELLE Вы знаете примеры?

А.В. В Японии, очень передовой стране по части моды, все уже перекрашивают волосы в рыжие, розовые, синие и вообще разноцветные тона, завивают их по-африкански и снова выпрямляют. В Европе этого пока еще нет — разве что в Англии во времена панков мы наблюдали такое. Всевозможные привнесения нечеловеческих черт в облик человека — еще одна главная тенденция будущих изменений. Линзы с металлическим отблеском, как мы уже видим в коллекции Маккуина, нечеловеческих оттенков лаки для ногтей, странные варварские татуировки, металлические, бисерные, каменные украшения, которые роднят нас с африканской и азиатской культурой.

ELLE К чему могут привести подобные преобразования?

А.В. Еще одна важнейшая тенденция, которая выживет, — эскапизм. Это обращение к этническому прошлому народов Африки, Азии и Америки, в первую очередь к народному костюму, к орнаментам и вышивке, домотканым тканям, батикам в новом преломлении — все используют всё. Я уверен, что в будущем трудно будет определить, происходит ли ваша юбка из Индонезии, а платье из Сомали — настолько в мире все будет перемешано. В этом салате женщины будут стараться находить что-то экстравагантное, например, живя в северной Европе, походить на жительниц тропиков, хотя никаких изменений в климате не предвидится.

Материалы по темам

Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Если вы забыли пароль, вы можете восстановить его здесь
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.
Извините,
произошла ошибка!
Пробуйте еще раз