Мода

Мода – центральная тема сайта, в которой собраны самые актуальные новости индустрии, фото с модных показов, обзоры ведущих трендов сезона, эксклюзивные фотосессии, а также StreetStyle из разных стран мира.

Золотая клетка: потрясающая история рисунка Burberry

Фирменная клетка Burberry — такой же символ Англии, как полосатый флаг или циферблат Биг-Бена. ELLE о феномене знаменитой марки

К Burberry у англичан отношение двойственное. С одной стороны, конечно, исторический лейбл, великое имя. Габардиновый тренчкот, оставшийся от дедушки. Выбрасывать жалко (все-таки память!), носить глупо (куда в нем пойдешь дальше собственного огорода?). С другой стороны, самая экспортируемая из всех английских марок. Успех в странах третьего мира огромный. Торговый оборот год от года только растет. Во всех японских путеводителях главный магазин Burberry на Haymarket значится сразу после Биг-Бена, Вестминстерского аббатства и Букингемского дворца. Туристы знают: домой без подарка в виде платка, шарфа или сумки в знакомую бежево-коричневую клетку лучше не возвращаться. Отсюда и обширная сеть магазинов duty free в аэропорту Хитроу, прочно оккупированная Burberry. Для островного английского сознания в таком буме есть всегда что-то сомнительное. Не говоря о том, что любой успех у иностранцев здесь скорее аргумент «против», чем «за».

Burberry

Ситуация с Burberry cтала заметно меняться лишь пять лет назад после прихода нового президента компании, энергичной г-жи Роз Мари Браво. До этого назначения г-жа Браво возглавляла самый престижный универмаг Нью-Йорка Saks Fifth Avenue, занимая одно из ключевых мест в иерархии модной индустрии Америки. С Burberry начался ее новый, лондонский период. Она привнесла в работу компании американский динамизм, стремительность, вкус к новизне и риску, сделав ставку на молодых дизайнеров и новый лондонский шик. Символично, что лицом Burberry cтала Кейт Мосс — коронованная принцесса английской моды 90-х годов. Сочетание этих имен говорило о многом и прежде всего о том, что традиции и современность рука об руку дружно шагают в светлое завтра под развевающимся знаменем в коричневую клеточку. Об этом повествовали и рекламные фотографии Марио Тестино, сделанные в жанре черно-белого репортажа со светской вечеринки, где на фоне богатых лондонских интерьеров позировали группы разновозрастных персонажей, включая столетних бабушек и годовалых младенцев, облаченных, как и полагается, с головы до пят в Burberry. Установка на британскую эксцентричность, возведенную в статус международного лейбла, сразу себя оправдала. Из категории фирмы на экспорт Burberry быстро перекочевала на более престижную позицию — одной из главных законодательниц английской моды. И вот уже Мадонна в клетчатом пальто отправляется за покупками на Бонд-стрит вместе со своей дочерью Лурдес. И сиятельная пара Бэкхемов, облаченная в клетчатые шарфы и куртки, демонстрирует свой патриотизм и приверженность английским вкусам. И красавец Джуд Ло как надел, так и носит, не снимая, свою любимую кепку Burberry, делающую его неуловимо похожим на охотника за фазанами из фильмов про английскую загородную жизнь.

Именно так одевались в начале 1920-х годов, отправляясь на охоту: твидовый пиджак цвета ненастья, с вельветовыми заплатами на локтях, гетры, колючий свитер с высоким воротом и непременная кепка в черную клеточку. В случае непогоды этот костюм дополнял еще и габардиновый тренчкот — гениальное изобретение отца-основателя Томаса Барберри, спасшее немало жизней в холодные годы войн и разнообразных испытаний, включая экспедицию Амундсена к Южному полюсу и первые трансантлантические перелеты. Тренчкот как символ мужественности и стойкости, благородства и отваги. Очень мужская одежда. Надежная, простая, вечная. Стоит ли говорить, что на нее сразу же положили глаз женщины. Под предлогом военного времени тренчкот стал обязательной униформой всех боевых спутниц и подруг. Голливудский фильм «Касабланка» навсегда канонизировал его как главную одежду 40-х годов. Тренчкот был в гардеробе у Ингрид Бергман, и у Марлен Дитрих, и у Риты Хейуорт. Наши девушки тоже не отставали от мировой моды: широкие плечи, узкая талия, перетянутая ремнем, накладные карманы, туфли на танкетках. Тренчкоты Серовой и Целиковской, сшитые в мосфильмовских ателье, — это тоже в каком-то смысле наш ответ Burberry, хотя о самом существовании английской фирмы тогда мало кто у нас знал.

Burberry

Собственно, за основу новой женской коллекции и был взят этот вечный образ девушки в непромокаемом плаще, мерзнущей где-то на перроне или на лавочке в парке. Ей холодно, и ее хочется согреть. Ей одиноко, и ее хочется обнять. Кейт Мосс замечательно справилась с этой ролью беззащитной женственности, обретающей своего главного спутника в виде плаща от Burberry. Он не предаст, не изменит, не уйдет к другой, как ее бывший любовник Джонни Депп. Burberry будет с ней всегда. И в этой изначальной надежности была заложена какая-то очень позитивная, правильная программа, которая нашла мгновенный отклик у модниц всего мира.

Но чтобы добиться настоящего успеха, мало быть только надежным, надо стать сексуальным. На следующий сезон Кейт Мосс уже наденет под знакомый плащ бикини в классическую клеточку, заставив замолчать даже самых упертых критиков, считающих, что фирма Burberry должна оставаться в рамках однажды найденного стиля и жанра.

Команда Роз Мари Браво доказала, что это не так. Что компания должна развиваться, осваивая новые рубежи и территории, что неправильно, если марка ассоциируется только с дождем и непогодой. Что солнце светит повсюду, а значит, и клетка Burberry обязана заполучить свое место под ним на пляжах Орландо, Флориды или Ривьеры. По сути, каждый сезон Burberry теперь запускает две линии: Burberry Prorsum, экспериментальную, суперсовременную, имеющую довольно ограниченную дистрибьюцию, а также Burberry London, более традиционную, с использованием знакомых образов, предназначенную для широкой продажи. И это не считая постоянно обновляющейся коллекции аксессуаров, детской одежды, линий для новорожденных. С последними отчасти связан и выпуск новых духов Burberry Touch, ставших два года назад одним из главных бестселлеров. Их нежный, чистый аромат потрясающе совпал с рекламным образом, построенным на осторожном жесте мужчины, едва касающегося обнаженного живота беременной Стеллы Теннант. И снова классическая тема Burberry: тема обретенной защиты, покоя, укрытия.

Когда я рассказал об этих своих наблюдениях художественному директору Burberry Кристоферу Бейли, он весело расхохотался: «Да, в этом что-то есть! Но тогда Burberry просто повезло, что Стелла ждала ребенка и согласилась позировать для рекламы. Все-таки, согласитесь, это была целая революция — использовать для рекламных целей беременную женщину на восьмом месяце. И куда только профсоюзы смотрели?»

Кристофер молод, худ, подвижен. Его волосы морковного цвета стоят дыбом, как будто в стерильное пространство его офиса на Haymarket ворвался весенний ветер. Мы сидим за огромным стеклянным столом в пустой комнате. «Я люблю свободные пространства. Чтобы ничего лишнего. Так легче сосредоточиться на главном», — говорит Кристофер. «Наверное, особенно когда тебя окружают разные великие тени и тебе изо дня в день объясняют про традиции Burberry?» — пытаюсь шутить я.

КРИСТОФЕР БЕЙЛИ Нет, мое кредо построено на абсолютном уважении и даже преклонении перед брэндом. Считаю, что всегда надо уважать своих клиентов и историю Дома, насчитывающую более 140 лет. Но при этом надо учитывать вкусы и требования сегодняшнего дня. Искать какую-то новую формулу, сочетающую классику и современность. Собственно, этим я здесь и занимаюсь. Обожаю спонтанные, внезапные решения. Не люблю долгих и мучительных расчетов. Моду надо делать легко.

Кристофер Бейли

Кристофер Бейли

ELLE Наверное, в этом сказывается ваш опыт работы с Томом Фордом для Gucci, а еще раньше — для Donna Karan. Вы работали с американцами, ваш нынешний шеф, г-жа Браво, — тоже американка. Можно ли в связи с этим говорить об американском влиянии на Burberry?

К.Б. Вы знаете, для меня, как человека, отвечающего за стиль Burberry, очень важно, что я англичанин. Однако мой американский опыт тоже нельзя списывать со счетов. Мне близка американская ментальность, их ребячливая готовность к смеху, к веселой игре. Их страстность и всегдашний энтузиазм. Английской моде порой не хватает этого простодушного драйва, который, кстати, есть в американцах и который я хотел бы привнести в стиль Burberry.

ELLE А что является для вас главным стимулом в творчестве?

К.Б. Люди. Общение. Но не на больших, многолюдных приемах, куда ходят, чтобы просто засветиться, а в тесной компании, где можно говорить и быть уверенным, что тебя услышат. Обожаю читать исторические биографии. У меня на ночном столике всегда несколько таких книг. Читаю попеременно то одну, то другую.

Я обожаю спонтанные решения и не люблю долгих, мучительных расчетов. Моду надо делать легко

ELLE И кто сейчас ваш герой?

К.Б. Марианн Фейтфул. Потрясающая женщина и певица. Я только недавно закончил читать ее биографию.

ELLE Вы всегда представляете того, кому предназначены ваши коллекции? Кто будет носить ваши вещи?

К.Б. Я никогда не думал о том, чтобы обзавестись своей музой. Мне вообще кажется, что институт муз при больших Домах моды себя уже изжил. Есть клиенты, которых ты знаешь и любишь, есть звезды, которые нужны для рекламы. Собственно, и все. Когда я думаю о Burberry, то представляю себе множество человеческих типов, индивидуальностей, возрастов. Наверное, вы обратили внимание, что в наших рек- ламных кампаниях снимаются не профессиональные модели, а зачастую люди с улицы. Но в этом-то и заключается уникальность нашей марки. Burberry идет всем!

ELLE Как известно, эмблемой Burberry является знаменитая бежевая клетка. Судя по вашим последним коллекциям, вы ее вначале перекрасили в густой красно-коричневый колер, а потом и вовсе почти упразднили. Можно спросить, зачем?

К.Б. Дело в том, что количество разнообразных подделок и вариаций на тему нашей клетки превзошло все допустимые пределы. В какой-то момент наступает то, что на языке людей шоу-бизнеса называется «лимит зрительских симпатий». Наступил он и для клетки Burberry. Теперь мы стараемся вводить ее очень экономно, приучая наших покупателей к тому, что лого Burberry — это роскошь, раритет. На некоторых вещах она выглядит чуть более тусклой, даже потертой. На ней как будто лежит печать времени и всех тех испытаний, через которые ей пришлось пройти за последние 80 лет. Но она навсегда остается символом Burberry и того, что принято считать английским стилем.


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.