Мода

Мода – центральная тема сайта, в которой собраны самые актуальные новости индустрии, фото с модных показов, обзоры ведущих трендов сезона, эксклюзивные фотосессии, а также StreetStyle из разных стран мира.

Мода невидимого человека

Бренд Maison Martin Margiela, который существует уже более 20 лет, никогда не вписывался в ряды остальных известных миру fashion-имен.

image

Его основатель, перевернув в конце 1980-х fashion-мир с ног на голову, даже к знаменитой Антверпенской шестерке, оказавшей примерно в то же время невероятное влияние на современную моду, не имеет никакого отношения.

image

Авангардный и во многом загадочный бельгийский дизайнер основал свой Дом не где-нибудь, а в Париже, в 1988 году, выбрав штаб-квартирой небольшое помещение во втором округе. Масштабы помещению тогда, 23 года назад, как и сейчас, придают белые стены. Сегодня же рабочая студия разместилась не в маленькой комнатушке, а на 3000 квадратных метров в районе Оберкампф.

Белый цвет всегда был особенным для Дома, который и модным-то трудно назвать, это скорее Дом или студия концептуальных проектов в области моды и искусства. Как проекция чистоты и минимализма, моды без навязчивых символов и лого, белый цвет в своей простоте и в то же время многозначительности дополнял прямоугольник, заменивший именные лого. Позже к нему добавились цифры от 0 до 23, обозначающие разные коллекции, в основном очень маленькие и специализированные, чтобы главная идея не потерялась. Линия 22 - обувь, линия 1 - одежда для женщин, линия 10 - одежда для мужчин, линия 13 - объекты и публикации - книги, журналы, над последними Margiela часто работает в сотрудничестве с различными издательствами. Знаменитый бельгийский журнал A Magazine до сих пор выпускает номера, над созданием которых помогает думать команда Maison Martin Margiela.

image

За годы карьеры неординарного и невероятно талантливого дизайнера в буквальном смысле рвали на части: выставки, журналы, коллекции одна за другой, плюс коллекции для Hermes с 1998 по 2003 год. При этом никто из публики никогда не видел, как выглядит тот гений, который стоит за всем этим безумием. Презентации коллекции проходили без него, выставки в общем-то тоже, а на сайте бренда всегда говорилось о команде Maison Martin Margiela. Интервью Матрин обычно отправлял по факсу. Чести увидеть бельгийского гения удостаивались представители мира моды, которые видели его в рядах зрителей на показах. Многие обыватели думали, что самого Мартина Марджелы просто нет. Он просто модный миф. А модная общественность прозвала его «человеком-невидимкой».

image

Мартин Марджела

Как бы там ни было, именно этот «модный миф» уже спустя 7 лет со дня основания своего модного Дома показывал первую выставку в Брюсселе, и уже тогда ему было, что показать. Выставка в феврале 2007 года в миланском 10 Corso Como выглядела для знатоков истории бренда не более, чем логическим выводом всего того, что сделал маэстро, дань в духе современности, с массой знаменитых, но не известных людей, рассуждающих об авторе, словно они закадычные друзья. Редкий покупатель миланского department store понимал, кто же такой этот самый Марджела, и почему на его «переделки» нужно смотреть. После этого была еще не одна экспозиция, где все восторгались коллекциями Artisanal (линия 0), которые Мартин начал делать еще в 1994 году, но признание Палаты Haute Couture получил лишь в 2006 вместе с возможностью показать свою коллекцию весна-лето 2006 в рамках недели Haute Couture. Для меня до сих пор остается загадкой, зачем человеку, который чудеса творит в прямом смысле из любого материала, включая проволоку, пластик и элементы старых вещей, было нужно такого рода признание. Традиционный кутюр с непомерной и часто даже непозволительной роскошью материалов и шитья сложно даже рядом представить со сложными и слишком современными конструкциями Марджелы. Взять хотя бы платье из черных тонких пластин, которым можно любоваться в том же 10 Corso Como. Любоваться можно, купить нельзя.

image

Вещи из коллекции Artisanal (линия 0)

По обычаю все восхищались тонкостью шитья и превосходным кроем вещей Margiela, хотя и критикам, и журналистам прекрасно известно, что коллекции Maison Martin Margiela не о превосходстве кроя, а о пропорциях, о смене конструкции одежды и подходов к ее созданию. Критиком быть не нужно, чтобы увидеть в знаменитых жакетах или платьях другие, непривычные для большинства, но очень популярные среди модных интеллектуалов, пропорции.

image

«Беда» с пропорциями и в коллекциях Replica, и в мужской, и даже обувной линиях. Смещение «центра тяжести» в силуэте придает девушкам особую хрупкость. Расширенные плечи или непропорциональный ботинок говорят не только о тонкости натуры, и, как правило, фигуры, но и о понимании ценности вещей во времени. Еще лет через 20 экспонаты коллекций Margiela будут охранять с особой тщательностью, сродни предметам из коллекций Лувра.

image

Казалось бы в модном блоге стоит рассказать все историю Дома от и до, но в каждом абзаце все сводится к вопросам выставок и их существенной важности для Maison Martin Margiela. И в этом собственно нет ничего несправедливого по отношению к бренду. Во-первых, практически все творения MMM являются экспонатами современного искусства, а значит говорить о них можно не столько в контексте моды повседневной с отвлечением на исторические детали, сколько в контексте моды экспонированной, а экспонатами вещи Марджелы выступали огромное количество раз. Во-вторых, сейчас в лондонском Somerset House проходит выставка «Maison Martin Margiela «20» the exhibition», посвященная 20 годам творчества непревзойденного Дома, а в московском концептуальном магазине «Кузнецкий мост 20» выставка Maison Martin Margiela стартует 2 сентября (широкой публике можно будет посмотреть с 3 сентября). Наша, московская выставка, по масштабам не сравнится с лондонской. К нам приедут всего 11 экспонатов (для сравнении в Лондоне выставка разбита на 30 тематических секций с несколькими экспонатами в каждой), но зато какие это будут экспонаты - жакет из волос и жилет из игральных карт, например. Для полноты картины не хватает туфель-копыт, ставших отличительной особенностью бренда, и скопированных впоследствии другими дизайнерами.

image

Выставка «Maison Martin Margiela «20» the exhibition» в Somerset House.

Знаковые вещи, привезенные в Москву, вместе с некоторыми другими (например платьями из зеркальных пластин) определили эпоху Мартина Марджелы в Maison Martin Margiela. «Невидимому человеку» мира моды этот самый мир обязан многими нововведениями, которыми прет-а-порте и haute couture будут пользоваться еще долгие годы. Драные джинсы или одежда со швами наружу - это лишь пара примеров из того, что сегодня мы видим на улице каждый день, и что Мартин Марджела первым показал еще в 1980-х.

Новые во всех смыслах этого слова вещи всегда создавала целая творческая команда из 70 человек, результаты труда которой с Мартином и после него сильно отличаются друг от друга. В 2009 году Мартин Марджела окончательно отошел от модных дел, и неизвестно произошло ли это по его собственному желанию «посвятить себя другим проектам» или по желанию главы Diesel Group(приобрела бренд в 2002 году) Ренцо Россо. Сегодня эти выставки, отмечающие 20 лет успеха, выглядят не иначе, как прощание с гением, ознаменование конца эпохи. И уже поэтому на них стоит ходить.

Д.К.

фото: Imaxtree, NYT, Maison Martin Margiela, Somerset House


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.