Мода

Мода – центральная тема сайта, в которой собраны самые актуальные новости индустрии, фото с модных показов, обзоры ведущих трендов сезона, эксклюзивные фотосессии, а также StreetStyle из разных стран мира.

Мода невидимого человека

Бренд Maison Martin Margiela, который существует уже более 20 лет, никогда не вписывался в ряды остальных известных миру fashion-имен.

image

Его основатель, перевернув в конце 1980-х fashion-мир с ног на голову, даже к знаменитой Антверпенской шестерке, оказавшей примерно в то же время невероятное влияние на современную моду, не имеет никакого отношения.

image

Авангардный и во многом загадочный бельгийский дизайнер основал свой Дом не где-нибудь, а в Париже, в 1988 году, выбрав штаб-квартирой небольшое помещение во втором округе. Масштабы помещению тогда, 23 года назад, как и сейчас, придают белые стены. Сегодня же рабочая студия разместилась не в маленькой комнатушке, а на 3000 квадратных метров в районе Оберкампф.

Белый цвет всегда был особенным для Дома, который и модным-то трудно назвать, это скорее Дом или студия концептуальных проектов в области моды и искусства. Как проекция чистоты и минимализма, моды без навязчивых символов и лого, белый цвет в своей простоте и в то же время многозначительности дополнял прямоугольник, заменивший именные лого. Позже к нему добавились цифры от 0 до 23, обозначающие разные коллекции, в основном очень маленькие и специализированные, чтобы главная идея не потерялась. Линия 22 - обувь, линия 1 - одежда для женщин, линия 10 - одежда для мужчин, линия 13 - объекты и публикации - книги, журналы, над последними Margiela часто работает в сотрудничестве с различными издательствами. Знаменитый бельгийский журнал A Magazine до сих пор выпускает номера, над созданием которых помогает думать команда Maison Martin Margiela.

image

За годы карьеры неординарного и невероятно талантливого дизайнера в буквальном смысле рвали на части: выставки, журналы, коллекции одна за другой, плюс коллекции для Hermes с 1998 по 2003 год. При этом никто из публики никогда не видел, как выглядит тот гений, который стоит за всем этим безумием. Презентации коллекции проходили без него, выставки в общем-то тоже, а на сайте бренда всегда говорилось о команде Maison Martin Margiela. Интервью Матрин обычно отправлял по факсу. Чести увидеть бельгийского гения удостаивались представители мира моды, которые видели его в рядах зрителей на показах. Многие обыватели думали, что самого Мартина Марджелы просто нет. Он просто модный миф. А модная общественность прозвала его «человеком-невидимкой».

image

Мартин Марджела

Как бы там ни было, именно этот «модный миф» уже спустя 7 лет со дня основания своего модного Дома показывал первую выставку в Брюсселе, и уже тогда ему было, что показать. Выставка в феврале 2007 года в миланском 10 Corso Como выглядела для знатоков истории бренда не более, чем логическим выводом всего того, что сделал маэстро, дань в духе современности, с массой знаменитых, но не известных людей, рассуждающих об авторе, словно они закадычные друзья. Редкий покупатель миланского department store понимал, кто же такой этот самый Марджела, и почему на его «переделки» нужно смотреть. После этого была еще не одна экспозиция, где все восторгались коллекциями Artisanal (линия 0), которые Мартин начал делать еще в 1994 году, но признание Палаты Haute Couture получил лишь в 2006 вместе с возможностью показать свою коллекцию весна-лето 2006 в рамках недели Haute Couture. Для меня до сих пор остается загадкой, зачем человеку, который чудеса творит в прямом смысле из любого материала, включая проволоку, пластик и элементы старых вещей, было нужно такого рода признание. Традиционный кутюр с непомерной и часто даже непозволительной роскошью материалов и шитья сложно даже рядом представить со сложными и слишком современными конструкциями Марджелы. Взять хотя бы платье из черных тонких пластин, которым можно любоваться в том же 10 Corso Como. Любоваться можно, купить нельзя.

image

Вещи из коллекции Artisanal (линия 0)

По обычаю все восхищались тонкостью шитья и превосходным кроем вещей Margiela, хотя и критикам, и журналистам прекрасно известно, что коллекции Maison Martin Margiela не о превосходстве кроя, а о пропорциях, о смене конструкции одежды и подходов к ее созданию. Критиком быть не нужно, чтобы увидеть в знаменитых жакетах или платьях другие, непривычные для большинства, но очень популярные среди модных интеллектуалов, пропорции.

image

«Беда» с пропорциями и в коллекциях Replica, и в мужской, и даже обувной линиях. Смещение «центра тяжести» в силуэте придает девушкам особую хрупкость. Расширенные плечи или непропорциональный ботинок говорят не только о тонкости натуры, и, как правило, фигуры, но и о понимании ценности вещей во времени. Еще лет через 20 экспонаты коллекций Margiela будут охранять с особой тщательностью, сродни предметам из коллекций Лувра.

image

Казалось бы в модном блоге стоит рассказать все историю Дома от и до, но в каждом абзаце все сводится к вопросам выставок и их существенной важности для Maison Martin Margiela. И в этом собственно нет ничего несправедливого по отношению к бренду. Во-первых, практически все творения MMM являются экспонатами современного искусства, а значит говорить о них можно не столько в контексте моды повседневной с отвлечением на исторические детали, сколько в контексте моды экспонированной, а экспонатами вещи Марджелы выступали огромное количество раз. Во-вторых, сейчас в лондонском Somerset House проходит выставка «Maison Martin Margiela «20» the exhibition», посвященная 20 годам творчества непревзойденного Дома, а в московском концептуальном магазине «Кузнецкий мост 20» выставка Maison Martin Margiela стартует 2 сентября (широкой публике можно будет посмотреть с 3 сентября). Наша, московская выставка, по масштабам не сравнится с лондонской. К нам приедут всего 11 экспонатов (для сравнении в Лондоне выставка разбита на 30 тематических секций с несколькими экспонатами в каждой), но зато какие это будут экспонаты - жакет из волос и жилет из игральных карт, например. Для полноты картины не хватает туфель-копыт, ставших отличительной особенностью бренда, и скопированных впоследствии другими дизайнерами.

image

Выставка «Maison Martin Margiela «20» the exhibition» в Somerset House.

Знаковые вещи, привезенные в Москву, вместе с некоторыми другими (например платьями из зеркальных пластин) определили эпоху Мартина Марджелы в Maison Martin Margiela. «Невидимому человеку» мира моды этот самый мир обязан многими нововведениями, которыми прет-а-порте и haute couture будут пользоваться еще долгие годы. Драные джинсы или одежда со швами наружу - это лишь пара примеров из того, что сегодня мы видим на улице каждый день, и что Мартин Марджела первым показал еще в 1980-х.

Новые во всех смыслах этого слова вещи всегда создавала целая творческая команда из 70 человек, результаты труда которой с Мартином и после него сильно отличаются друг от друга. В 2009 году Мартин Марджела окончательно отошел от модных дел, и неизвестно произошло ли это по его собственному желанию «посвятить себя другим проектам» или по желанию главы Diesel Group(приобрела бренд в 2002 году) Ренцо Россо. Сегодня эти выставки, отмечающие 20 лет успеха, выглядят не иначе, как прощание с гением, ознаменование конца эпохи. И уже поэтому на них стоит ходить.

Д.К.

фото: Imaxtree, NYT, Maison Martin Margiela, Somerset House


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.