Красота

Читайте в рубрике красоты последние новости о бьюти-новинках, мастер-классы от экспертов макияжа и косметологии, секреты красоты звезд и бьюти-тренды с мировых подиумов.

Самые необычные ароматы

Молекулярные способности парфюмерии не знают границ. Вы можете благоухать лимонным сорбетом, газоном или снегом. Как необычные синтетические компоненты уживаются с традиционными и почему ­химия прочно вошла в аромажизнь, узнали Нина Набокова и Саша Парсадонова

духиФОТОFred Meylan

На самом деле синтетические ноты — явление не XXI и даже не XX века. К искусственным компонентам обратились еще в 1880-х годах. Тогда они применялись в небольших количествах для воссоздания звучания цветов и фруктов, эфирные масла которых нельзя было получить традиционным методом. Со временем развитие химии позволило имитировать почти любой запах. Первыми этим воспользовались концептуальные и нишевые бренды. В 1998 году марка Comme des Garçons ошеломила общественность авангардным парфюмом Odeur 53. Аромакритики оказались в замешательстве: дать новинке привычную характеристику из серии «цветочно-фруктовый» или «ориентально-пряный» было нельзя. В ольфактивной структуре парфюма 53 синтетических компонента, в том числе раскаленный песок, электрическая лампочка, прибрежная галька и клей. На каждом человеке Odeur 53 раскрывается по-своему и ускользает от любых заготовленных ярлыков. Успех Comme des Garçons подтолкнул другие селективные марки к экспериментам с необычными нотами. В начале 2000-х консервативный французский бренд L’Artisan Parfumeur одни за другими выпустил духи с аккордом молока, лакрицы, сахарной ваты и прочих съедобных и несъедобных вещей. Дальше — больше. Словно соревнуясь, носы начали предлагать избалованной публике благоухать книжной пылью (Paper Passion), беконом (Bacon Classic), свеженапечатанными банкнотами (Money) и т. д. Пока одни марки продавали свои творения по заоблачными ценам как нечто эксклюзивное, парфюмерная библиотека Demeter поставила выпуск неординарных ароматов на поток. Среди 317 ее произведений — запахи краски, грозы, чистых окон и кленового сиропа.

Из плоти и крови

Пожалуй, дальше всех в деле эпатажа зашел французский бренд Etat Libre d’Orange. Его творения обескураживают и названиями («Дворцовая шлюха», «Толстый электрик», «Антигерой»), и композициями, воспевающими запахи плотских утех. Так, дебютные духи Sécrétions Magnifiques («Чудесные выделения») строились на аккорде крови и спермы. «Конечно, это могло оттолкнуть некоторых покупателей, — философствует Этьен де Свардт, создатель и идеолог Etat Libre d’Orange. — Но это был наш замысел — воссоздать ­вкусы и запахи полового акта». Концепцию своей компании Этьен описывает так: «Чтобы оставаться на плаву, надо творить, а значит — идти против течения». Парфюмерным свободомыслием отличается и немец Геза Шоен, со­здатель новаторского бренда Escentric Molecules. В основе его духов — секретная молекула Iso E Super, усиливающая и преображающая природный запах человеческой кожи. Обыватели приписывают этому компоненту свойства феромона. Сам Геза подобные инсинуации отрицает: «Не знаю, откуда взялось это убеждение. Хотя еще до появления марки я с друзьями часто ходил по берлинским барам надушенный Iso E Super, и успех у противоположного ­пола был феноменальным».

ароматы

La Tentation de Nina, Nina Ricci, с пирожным макарун; Bornéo 1834, Serge Lutens, с какао; Prada Candy Florale, Prada, с лимончелло; Flagrant Délice, Terry de Gunzburg, с молоком

ФОТОАлена Полосухина

Точка возврата

Примечательно, что до основания собственных компаний Этьен и Геза трудились в крупных косметических корпорациях и, естественно, делились с боссами провокационными идеями. Как можно догадаться, бунтарские порывы отклика не находили. Зато сейчас коммерчески ориентированные бренды все чаще используют нетрадиционные ноты. До крови и прочих физиологических подробностей дело пока не дошло, но резина, металл и винил уже вошли в парфюмерный обиход. «Потребители устали от одинаковых ароматов и начали все чаще обращаться к нише, — объясняет Энн Готлиб, создательница многих успешных композиций Marc Jacobs и Calvin Klein. — Мы стали терять клиентуру. Пришлось искать способы реанимировать спрос. Надо признать, мы слишком долго делали «безопасные» ароматы. Казалось, чем привычнее, нейтральнее, тем лучше. Но сейчас мы взяли курс на яркость и уникальность. Пример тому — композиция Reveal, Calvin Klein, с аккордом соли. Он звучит так же сексуально, как кожа после бурной ночи». Некоторые бренды с помощью нетривиальных аккордов осо­временивают классические композиции. Так, в версии Red мужского бестселлера Hugo, Hugo Boss, появился урбанистический металлический привкус. А в интерпретации Mirror Edition, L’Eau par Kenzo, Kenzo, градус повышен с помощью нот водки.

ароматы

Rise, Beyonce, с базиликовым сорбетом; Valentino Uomo, Valentino, с шоколадным кремом; 212 VIP Rosé, Carolina Herrera, с шампанским; Signorina, Salvatore Ferragamo, с панакотой

ФОТОАлена Полосухина

Фальшивая нота

Экспансии нестандартных компонентов способствовали предписания IFRA (Международной парфюмерной организации). Многие натуральные ингредиенты оказались вне закона как потенциальные аллергены. Носам пришлось чаще обращаться к лабораторному синтезу. В итоге они перестали ограничиваться банальными нотами фруктов и цветов. Наступило время безудержных экспериментов. Черная икра? Проще простого! В 2010 году марка Thierry Mugler представила аромат Womanity c этим высоковалютным аккордом. Не переживайте, ни один осетр не пострадал. Изысканный деликатес был воссоздан с помощью уникальной методики молекулярной экстракции. «В свое время Дом Thierry Mugler прославился кондитерскими духами Angel, — говорит Пьер Олас, арт-директор парфюмерного направления Thierry Mugler. — Womanity открыл направление соленых запахов. Кто бы мог подумать, что рыбные ноты могут быть столь элегантными и соблазнительными». Вполне возможно, одной икрой дело не ограничится и в ближайшем будущем нас ждут композиции с нотами устриц, креветок и водорослей.

ароматыФОТОFred Meylan

Залить за вороник

Спросом у ольфактологов пользуются и алкогольные ноты. Хотя, возможно, эту идею им подсказали маркетинг-отделы марок. Провокационные аккорды мартини, коньяка, шампанского и виски как нельзя лучше говорят о дерзком характере аромата и его обладателя. К этому приему прибегают не только селективные, но и коммерчески ориентированные компании. Замечено, что в мужских композициях обычно доминирует крепкий алкоголь: виски (24 Old Bond Street, Atkinsons), бренди (Apple Brandy, by Kilian) и ром (Jazz Club, Maison Martin Margiela). Девушкам же «наливают» в основном шампанское (212 VIP Rosé, Carolina Herrera), пинаколаду (Flora by Gucci Glorious Mandarin, Gucci) и кампари (Eau My Gold!, Paco Rabanne).

Потянуло на сладкое

Но популярнее всего сейчас всевозможные гурманские запахи. Конфетный Bonbon, Viktor & Rolf, источает ноты карамели. Tentation de Nina, Nina Ricci, воспроизводит запах малинового пирожного макарун. Соблазнительный Prada Candy Florale, по меткому сравнению парфюмера Даниелы Андрие, пахнет как букет цветов в лавке с мороженым. А марка Chabaud выпустила сливочную коллекцию из трех ароматов с аккордами сгущенки, молока с печеньем и ванильного коктейля. Причи­ны успеха таких композиций легко объяснимы: сладости с детства ассоциируются с чем-то приятным, праздничным и зачастую запретным. Кто из нас не слышал мамино заветное: «Много сладкого вредно!»? С помощью десертных парфюмов мы подсознательно пытаемся компенсировать лишения детства. А еще доставить себе гастрономическую радость без вреда для силуэта.

ароматы

La Vie Est Belle L’Absolu de Parfum, Lancôme, с пралине; Parisienne, YSL, с винилом; Womanity, Thierry Mugler, с черной икрой; L’Eau par Kenzo Mirror Edition, Kenzo, с водкой

ФОТОАлена Полосухина

Состояние овоща

На этом парфюмерные экзерсисы не заканчиваются. Ольфактолог Givenchy Франсуаза Донш предрекает, что скоро в моду войдут вегетарианские композиции с нотами моркови, тыквы, салатных листьев и перца. Уже несколько лет она работает в этом направлении. «Овощные запахи станут новым сегментом в парфюмерии, — считает Франсуаза. — В Европе все начали вести здоровый образ жизни, покупать фермерские продукты и заниматься садоводством. Эта тенденция может перей­ти и на ольфактивное искусство». Впрочем «огородные» ароматы уже сегодня можно найти в магазинах. Но пока только у селективных брендов. Например, сочный аккорд моркови есть в запахе I Love Les Carottes, Honoré des Prés. А сладкое звучание тыквы — в парфюме Like This, Etat Libre d’Orange.

«Огородные» ароматы с нотами МОРКОВИ и тыквы уже сего­дня можно найти в МАГАЗИНАХ»

Равные права

Не волнуйтесь, синтетические ноты не вытеснят классические ингредиенты. В большинстве композиций они мирно соседствуют и прекрасно дополняют друг друга. «Цветочные абсолю делают духи глубокими и роскошными, а искусственные ноты придают стойкость», — объясняет парфюмер Романо Риччи, создатель марки Juliette Has a Gun. Более того, роза, ирис, удовое дерево, пион и жасмин сейчас переживают настоящий ренессанс. При этом каждая марка заявляет, что их сырье самое качественное, ценное, редкое и аутентичное. Такая конкуренция нам, как покупателям, только на пользу. Ароматы получаются все интереснее, сложнее и глубокомысленнее. И по большому счету неважно, из натуральных или синтетических компонентов они созданы. Как говорит Жан-Клод Эллена, бессменный арт-директор парфюмерных коллекций Hermès, «не пытайтесь докопаться до мельчайших деталей композиции и понять каждую ноту. Важно, как звучит аромат, а не из чего он сделан».

ароматы

Bonbon, Viktor & Rolf, с карамелью; Angel Eau Sucrée, Thierry Mugler, с меренгой; Man 2, Comme des Garçons, с чернилами; Crayon, Demeter, с запахом карандаша; Hugo Red, Hugo Boss, с аккордом металла

ФОТОАлена Полосухина

Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.