Красота

Читайте в рубрике красоты последние новости о бьюти-новинках, мастер-классы от экспертов макияжа и косметологии, секреты красоты звезд и бьюти-тренды с мировых подиумов.

Самые необычные ароматы

Молекулярные способности парфюмерии не знают границ. Вы можете благоухать лимонным сорбетом, газоном или снегом. Как необычные синтетические компоненты уживаются с традиционными и почему ­химия прочно вошла в аромажизнь, узнали Нина Набокова и Саша Парсадонова

духиФОТОFred Meylan

На самом деле синтетические ноты — явление не XXI и даже не XX века. К искусственным компонентам обратились еще в 1880-х годах. Тогда они применялись в небольших количествах для воссоздания звучания цветов и фруктов, эфирные масла которых нельзя было получить традиционным методом. Со временем развитие химии позволило имитировать почти любой запах. Первыми этим воспользовались концептуальные и нишевые бренды. В 1998 году марка Comme des Garçons ошеломила общественность авангардным парфюмом Odeur 53. Аромакритики оказались в замешательстве: дать новинке привычную характеристику из серии «цветочно-фруктовый» или «ориентально-пряный» было нельзя. В ольфактивной структуре парфюма 53 синтетических компонента, в том числе раскаленный песок, электрическая лампочка, прибрежная галька и клей. На каждом человеке Odeur 53 раскрывается по-своему и ускользает от любых заготовленных ярлыков. Успех Comme des Garçons подтолкнул другие селективные марки к экспериментам с необычными нотами. В начале 2000-х консервативный французский бренд L’Artisan Parfumeur одни за другими выпустил духи с аккордом молока, лакрицы, сахарной ваты и прочих съедобных и несъедобных вещей. Дальше — больше. Словно соревнуясь, носы начали предлагать избалованной публике благоухать книжной пылью (Paper Passion), беконом (Bacon Classic), свеженапечатанными банкнотами (Money) и т. д. Пока одни марки продавали свои творения по заоблачными ценам как нечто эксклюзивное, парфюмерная библиотека Demeter поставила выпуск неординарных ароматов на поток. Среди 317 ее произведений — запахи краски, грозы, чистых окон и кленового сиропа.

Из плоти и крови

Пожалуй, дальше всех в деле эпатажа зашел французский бренд Etat Libre d’Orange. Его творения обескураживают и названиями («Дворцовая шлюха», «Толстый электрик», «Антигерой»), и композициями, воспевающими запахи плотских утех. Так, дебютные духи Sécrétions Magnifiques («Чудесные выделения») строились на аккорде крови и спермы. «Конечно, это могло оттолкнуть некоторых покупателей, — философствует Этьен де Свардт, создатель и идеолог Etat Libre d’Orange. — Но это был наш замысел — воссоздать ­вкусы и запахи полового акта». Концепцию своей компании Этьен описывает так: «Чтобы оставаться на плаву, надо творить, а значит — идти против течения». Парфюмерным свободомыслием отличается и немец Геза Шоен, со­здатель новаторского бренда Escentric Molecules. В основе его духов — секретная молекула Iso E Super, усиливающая и преображающая природный запах человеческой кожи. Обыватели приписывают этому компоненту свойства феромона. Сам Геза подобные инсинуации отрицает: «Не знаю, откуда взялось это убеждение. Хотя еще до появления марки я с друзьями часто ходил по берлинским барам надушенный Iso E Super, и успех у противоположного ­пола был феноменальным».

ароматы

La Tentation de Nina, Nina Ricci, с пирожным макарун; Bornéo 1834, Serge Lutens, с какао; Prada Candy Florale, Prada, с лимончелло; Flagrant Délice, Terry de Gunzburg, с молоком

ФОТОАлена Полосухина

Точка возврата

Примечательно, что до основания собственных компаний Этьен и Геза трудились в крупных косметических корпорациях и, естественно, делились с боссами провокационными идеями. Как можно догадаться, бунтарские порывы отклика не находили. Зато сейчас коммерчески ориентированные бренды все чаще используют нетрадиционные ноты. До крови и прочих физиологических подробностей дело пока не дошло, но резина, металл и винил уже вошли в парфюмерный обиход. «Потребители устали от одинаковых ароматов и начали все чаще обращаться к нише, — объясняет Энн Готлиб, создательница многих успешных композиций Marc Jacobs и Calvin Klein. — Мы стали терять клиентуру. Пришлось искать способы реанимировать спрос. Надо признать, мы слишком долго делали «безопасные» ароматы. Казалось, чем привычнее, нейтральнее, тем лучше. Но сейчас мы взяли курс на яркость и уникальность. Пример тому — композиция Reveal, Calvin Klein, с аккордом соли. Он звучит так же сексуально, как кожа после бурной ночи». Некоторые бренды с помощью нетривиальных аккордов осо­временивают классические композиции. Так, в версии Red мужского бестселлера Hugo, Hugo Boss, появился урбанистический металлический привкус. А в интерпретации Mirror Edition, L’Eau par Kenzo, Kenzo, градус повышен с помощью нот водки.

ароматы

Rise, Beyonce, с базиликовым сорбетом; Valentino Uomo, Valentino, с шоколадным кремом; 212 VIP Rosé, Carolina Herrera, с шампанским; Signorina, Salvatore Ferragamo, с панакотой

ФОТОАлена Полосухина

Фальшивая нота

Экспансии нестандартных компонентов способствовали предписания IFRA (Международной парфюмерной организации). Многие натуральные ингредиенты оказались вне закона как потенциальные аллергены. Носам пришлось чаще обращаться к лабораторному синтезу. В итоге они перестали ограничиваться банальными нотами фруктов и цветов. Наступило время безудержных экспериментов. Черная икра? Проще простого! В 2010 году марка Thierry Mugler представила аромат Womanity c этим высоковалютным аккордом. Не переживайте, ни один осетр не пострадал. Изысканный деликатес был воссоздан с помощью уникальной методики молекулярной экстракции. «В свое время Дом Thierry Mugler прославился кондитерскими духами Angel, — говорит Пьер Олас, арт-директор парфюмерного направления Thierry Mugler. — Womanity открыл направление соленых запахов. Кто бы мог подумать, что рыбные ноты могут быть столь элегантными и соблазнительными». Вполне возможно, одной икрой дело не ограничится и в ближайшем будущем нас ждут композиции с нотами устриц, креветок и водорослей.

ароматыФОТОFred Meylan

Залить за вороник

Спросом у ольфактологов пользуются и алкогольные ноты. Хотя, возможно, эту идею им подсказали маркетинг-отделы марок. Провокационные аккорды мартини, коньяка, шампанского и виски как нельзя лучше говорят о дерзком характере аромата и его обладателя. К этому приему прибегают не только селективные, но и коммерчески ориентированные компании. Замечено, что в мужских композициях обычно доминирует крепкий алкоголь: виски (24 Old Bond Street, Atkinsons), бренди (Apple Brandy, by Kilian) и ром (Jazz Club, Maison Martin Margiela). Девушкам же «наливают» в основном шампанское (212 VIP Rosé, Carolina Herrera), пинаколаду (Flora by Gucci Glorious Mandarin, Gucci) и кампари (Eau My Gold!, Paco Rabanne).

Потянуло на сладкое

Но популярнее всего сейчас всевозможные гурманские запахи. Конфетный Bonbon, Viktor & Rolf, источает ноты карамели. Tentation de Nina, Nina Ricci, воспроизводит запах малинового пирожного макарун. Соблазнительный Prada Candy Florale, по меткому сравнению парфюмера Даниелы Андрие, пахнет как букет цветов в лавке с мороженым. А марка Chabaud выпустила сливочную коллекцию из трех ароматов с аккордами сгущенки, молока с печеньем и ванильного коктейля. Причи­ны успеха таких композиций легко объяснимы: сладости с детства ассоциируются с чем-то приятным, праздничным и зачастую запретным. Кто из нас не слышал мамино заветное: «Много сладкого вредно!»? С помощью десертных парфюмов мы подсознательно пытаемся компенсировать лишения детства. А еще доставить себе гастрономическую радость без вреда для силуэта.

ароматы

La Vie Est Belle L’Absolu de Parfum, Lancôme, с пралине; Parisienne, YSL, с винилом; Womanity, Thierry Mugler, с черной икрой; L’Eau par Kenzo Mirror Edition, Kenzo, с водкой

ФОТОАлена Полосухина

Состояние овоща

На этом парфюмерные экзерсисы не заканчиваются. Ольфактолог Givenchy Франсуаза Донш предрекает, что скоро в моду войдут вегетарианские композиции с нотами моркови, тыквы, салатных листьев и перца. Уже несколько лет она работает в этом направлении. «Овощные запахи станут новым сегментом в парфюмерии, — считает Франсуаза. — В Европе все начали вести здоровый образ жизни, покупать фермерские продукты и заниматься садоводством. Эта тенденция может перей­ти и на ольфактивное искусство». Впрочем «огородные» ароматы уже сегодня можно найти в магазинах. Но пока только у селективных брендов. Например, сочный аккорд моркови есть в запахе I Love Les Carottes, Honoré des Prés. А сладкое звучание тыквы — в парфюме Like This, Etat Libre d’Orange.

«Огородные» ароматы с нотами МОРКОВИ и тыквы уже сего­дня можно найти в МАГАЗИНАХ»

Равные права

Не волнуйтесь, синтетические ноты не вытеснят классические ингредиенты. В большинстве композиций они мирно соседствуют и прекрасно дополняют друг друга. «Цветочные абсолю делают духи глубокими и роскошными, а искусственные ноты придают стойкость», — объясняет парфюмер Романо Риччи, создатель марки Juliette Has a Gun. Более того, роза, ирис, удовое дерево, пион и жасмин сейчас переживают настоящий ренессанс. При этом каждая марка заявляет, что их сырье самое качественное, ценное, редкое и аутентичное. Такая конкуренция нам, как покупателям, только на пользу. Ароматы получаются все интереснее, сложнее и глубокомысленнее. И по большому счету неважно, из натуральных или синтетических компонентов они созданы. Как говорит Жан-Клод Эллена, бессменный арт-директор парфюмерных коллекций Hermès, «не пытайтесь докопаться до мельчайших деталей композиции и понять каждую ноту. Важно, как звучит аромат, а не из чего он сделан».

ароматы

Bonbon, Viktor & Rolf, с карамелью; Angel Eau Sucrée, Thierry Mugler, с меренгой; Man 2, Comme des Garçons, с чернилами; Crayon, Demeter, с запахом карандаша; Hugo Red, Hugo Boss, с аккордом металла

ФОТОАлена Полосухина

Материалы по темам


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.