Красота

Читайте в рубрике красоты последние новости о бьюти-новинках, мастер-классы от экспертов макияжа и косметологии, секреты красоты звезд и бьюти-тренды с мировых подиумов.

Пионеры селективной парфюмерии

Кто стоял у истоков нишевых ароматов

Пионеры селективной парфюмерии

Селективная парфюмерия, бешено популярная в последние годы, родилась не вчера. Задолго до нас находились люди, которые сломали ольфакторные стереотипы и, нарушив все правила, придумали свои. ELLE вспомнил, чем пахли последние полвека.

1960-е

Diptyque

Diptyque

Знакомьтесь. Дизайнер интерьеров Кристин Гатро, художник Десмонд Нокс-Лит, театральный режиссер и сценограф Ив Куслан. В середине 60-х в доме 34 по бульвару Сен-Жермен они открыли магазин с авторскими мебельными тканями, которые, однако, не зацепили внимание местной публики: студентов, художников, интеллектуалов. А вот интерьерные мелочи привлекали внимание к витринам. И друзья стали привозить со всего света разные разности, в том числе аромасвечи, саше и все, что нужно для бритья и стрижек. Дело пошло. И в 1968 друзья под брендом Diptyque представили первую туалетную воду для мужчин и женщин L’Eau. Роль парфюмера взял на себя Нокс-Лит. Поскольку он ориентировался на помандеры XVIII века, то в дебютной композиции смешались зеленый мандарин, имбирь и корица. С 1993 года ароматы стали придумывать то Оливье Пешо, то Фабрис Пеллегрин, а Оливия Джакобетти смешала Philosykos с нотой инжира, получив парфюм, который без сомнения можно считать одной из самых известных нишевых композиций.

1970-е

L’Artisan Parfumeur

L’Artisan Parfumeur

Парфюмер и химик Жан Лапорт основал марку в 1976 году. Он хотел делать ароматы не как все и не как у всех. Реализовать задуманное он позвал лучших из лучших — Мишеля Альмарака, Жан-Клода Эллена, Оливию Джакобетти, Бертрана Дюшофура — и ничем их не ограничивал, в отличие от крупных производителей массовой парфюмерии. Знаковым, а по мнению многих инсайдеров, первым нишевым ароматом L’Artisan Parfumeur стал Mûre et Musc — смесь ежевики с мускусом, тогда еще в бутыльке в виде фиолетовой ягоды. Теперь же по привычным шестигранным флаконам разливают сдержанные, продуманные до последней молекулы и всегда интересные композиции.

В 2008 году под руководством Дюшофура увидела свет семи-кутюрная коллекция Mon Numero: ароматы изготавливались в единственном экземпляре. Это было еще одно ноу-хау L’Artisan Parfumeur. Позже восемь из них все-таки были перевыпущены лимитированным тиражом. На радость поклонникам.

1980-е

Annick Goutal

Annick Goutal

Анник Гуталь должна была стать пианисткой, но променяла музыкальные ноты и аккорды на парфюмерные. Ее возлюбленный из компании Robertet (конгломерат, занимающийся созданием парфюмерных ингредиентов) попросили Анник сочинить не пьесу, а запах крема для лица. Гуталь сочинила и поняла, что это ее призвание. В 1981 году она выпустила свои первые духи Folavril с манго, жасмином, цветами борониа и томатными листьями. Духи стали ее новой музыкой, зазвучавшей на коже сначала француженок, затем всех остальных.

После смерти Гуталь дело продолжила ее дочь Камилла. Вместе с Изабель Дойен на протяжении последних 15 лет они придумывают все духи, а также средства по уходу за кожей и ароматы для дома.
Марка Annick Goutal любима не только поклонниками элегантного селектива, но и приверженцами натуральных компонентов. Сицилийский лимон, дамасская роза, итальянский ирис, тубероза из Грасса — не просто названия нот, а натуральное сырье. Все продукты и флаконы производятся исключительно во Франции, часть работы делается вручную. Семейное наследие, природные ингредиенты, внимание к деталям — важные слагаемые успеха не только бренда Annick Goutal, но и нишевой парфюмерии в целом.

1990-е

Serge Lutens

Serge Lutens

В истории Сержа Лютанса талант и работоспособность объединились с фатализмом. Из-за бедности в четырнадцать лет он бросил школу и стал подметать волосы в самой престижной парикмахерской города Лиль. Уже через неделю подростку выпал шанс (или испытание) взять в руки ножницы, с помощью которых он превратил длинные волосы клиентки в элегантный боб. А на дворе-то 1956 год. За такие вольности юный Серж получил по заслугам: ради имиджевых метаморфоз к нему приезжали модницы из самого Парижа.

В 60-е он уже создавал стиль и макияж моделей для каверов французского Vogue. В 70-е разработал с нуля линию макияжа для Dior. В 80-е отвечал за имидж Shiseido. Именно владельцы Shiseido доверили своему арт-директору создание первого аромата. Отсутствие у исполнителя парфюмерного опыта их не смутило: аромат Nombre Noir по сей день входит в сотню лучших.

С 1993 года сказочник Лютенс продолжил сочинять собственные истории. Неустанный генератор идей доверяет их воплощение только Кристоферу Шелдрейку: с первого именного аромата, нетипичного восточного Ambre Sultan, до цветочно-ладанной новинки La Religieuse.

Именно бренд Serge Lutens у большинства ассоциируется с понятием нишевой парфюмерии. Своим мнением на этот счет месье Лютанс поделился с ELLE на открытии второго в мире бутика Serge Lutens (Москва, Неглинная, 14/1): «Я сам изобрел нишу, а маркетологи взяли эту концепцию и присвоили ей такое название — «нишевая парфюмерия». Со временем оно потеряло смысл, и сейчас никакой отличительной особенности от других у ниши нет. Честно говоря, меня в ароматах интересует не пустое имя, а самовыражение: либо узнаешь себя в духах, либо нет». Так или нет, но на протяжении более 20 лет Serge Lutens остается исключительным и отличным от всех.

2000-е

Frederic Malle

Frederic Malle

В 2000 внук Сержа Хефлера-Луиша (друг детства Кристиана Диора, который помог создать Parfums Christian Dior) Фредерик Маль создал парфюмерный бренд, наполненный свободой творчества. Выступая в роли креативного директора, Маль дал добро именитым парфюмерам делать что они хотят. «Избавляйтесь от всего лишнего и декоративного» - единственное правило. Свободные от формата, финансовых рамок, трендов, «носы» получают удовольствие от процесса, чтобы мы с вами наслаждались результатом. Так Маль вывел из тени в свет «серых кардиналов», а Frederic Malle стал первым в истории парфюмерии брендом, ставящим на этикетку имя создателя аромата (и в этом его отличие от L’Artisan Parfumeur).

Начав карьеру в Roure Bertrand Dupont, Маль превыше всего ценил качество сырья и гармонию композиции. Пока остальные разрабатывали маркетинговые компании и строили планы по завоеванию мира, Маль сотоварищи уделял все внимание духам. Идею сложного содержания, заключенного в простую обертку, он подсмотрел у независимого французского издательства Gallimard, выпускавшего книги Камю и Бунина в простых кремовых переплетах с красным шрифтом. Фредерика тоже не интересуют мимолетные сезонные запуски. Аромат должен полностью завладеть мыслями покупателя, а не просто «вкусно пахнуть». Такими получились букет после дождя Angeliques Sous La Pluie, «сорванный» Жан-Клодом Эллена, мускусный одеколон Cologne Indelebile Доминика Ропийона, восточный Noir Epices Мишеля Рудницка. Они и другие ароматы Frederic Malle уже стали классикой, как Бунин и Камю.

Давным-давно

Penhaligon’s

Penhaligon’s

Если копнуть глубже, в самую суть нишевой парфюмерии, то стоит вспомнить и Penhaligon’s — аптечные склянки с викторианской этикеткой, шелковым бантом на горлышке и всегда современным содержимым. У Уильяма Пенхалигона была не только цирюльня в районе Пикадилли, но и чисто британское чувство юмора. В 1872 году он выдумал аромат Hammam Bouquet с натуральными экстрактами турецкой розы и бергамота, идея которого пришла к нему после (кто бы мог подумать) вдыхания серных паров соседних турецких бань. С тех пор композиции с ярко выраженным британским акцентом стали чуть спокойнее, но масло из кожуры бергамота для них по-прежнему выжимают вручную.


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.