Красота

Читайте в рубрике красоты последние новости о бьюти-новинках, мастер-классы от экспертов макияжа и косметологии, секреты красоты звезд и бьюти-тренды с мировых подиумов.

Арома-кутюр

Нестандартные, чуждые законам рынка, сделанные с душой и любовью нишевые ароматы сегодня приравнивают к произведениям искусства! Как, кто и зачем со­здает благоухающие шедевры, выясняла Мария Тараненко.

image

Нестандартные, чуждые законам рынка, сделанные с душой и любовью нишевые ароматы сегодня приравнивают к произведениям искусства! Как, кто и зачем со­здает благоухающие шедевры, выясняла Мария ТАРАНЕНКО

Буквально пару сезонов назад я писала ворчливые статьи на тему, что парфюмерия топчется на месте. Марки боятся новаторства, риска и предпочитают эксплуатировать коммерчески проверенные парфюмы. Придумывают всевозможные версии, играют с концентрацией, упаковкой и меняют рекламу. Сегодня же ситуация, с одной стороны, осталась прежней, а с другой — кардинально изменилась. У знаменитых аромапроизводителей по-прежнему застой, зато в нишевых брендах творчество бьет ключом. Почувствовав апатию мировых парфюмерных гигантов, независимые парфюмеры воспользовались ситуацией. И стали наперегонки создавать самые разные ароматы, не заморачиваясь исследованиями рынка, поддержкой существующих духов и т.д. Они просто творили, не останавливаясь ни перед лихими сочетаниями нот, ни перед дороговизной компонентов, ни перед угрозой провала. И каждое их детище находит своих покупателей. Устав от синтетического однообразия массовой парфюмерии, мы с благодарностью вдыхаем эти нерастиражированные, продуманные комбинации нот с ярко выраженной индивидуальностью. Еще недавно любителей непростых парфюмов по запредельной цене мы считали чудаками, а теперь сами не жалеем крупных сумм на аромаэксклюзивы. Благоухать не так, как все, — главный тренд сезона. Да, цена нишевой парфюмерии, как и любых предметов роскоши, по определению высока. Но именно к ним независимые парфюмеры и относят свои произведения.

РАЗНОЧИНЦЫ

Кто же они, эти творцы ароматного будущего? Как ни странно, их много. Здесь есть новички-везунчики, маститые аксакалы и воротилы бизнеса. Кто-то — профессионал с кипой дипломов, а иной еще вчера и понятия не имел о том, как создаются ароматы. Речь не только о наших современниках. К примеру, основательница марки изящных парфюмов Annick Goutal Анник Гуталь была пианисткой и моделью. Но судьба занесла ее в косметическую индустрию. Вначале Анник создавала отдушки к кремам, а в 1980 году запустила собственную парфюмерную линию. После смерти мадам Гуталь в 1999 году бренд возглавила ее дочь Камилла. Она создает ароматы совместно с парфюмером Изабель Дойен.

ОТЕЦ НИШИ

Другую «старую» по современным меркам нишевую марку основал бывший стилист, визажист и фотограф Серж Лютанс. 12 лет он посвятил работе с Домом Dior, а в 1980 году стал работать с компанией Shiseido. Там Лютанс и создал свои первые необычные ароматы. В 1990 году он представил миру Féminité du Bois на основе aтласского кедра. Это была бомба, предвосхитившая появление эксклюзивной ароманиши в массовых брендах. Серж Лютанс предложил Shiseido создать изысканный салон ароматов Salons du Palais-Royal. Только там можно было стать обладателем уникальных парфюмов, которые он стал выпускать под своим именем: Ambre Sultan, Fleurs d’Oranger или Iris Silver Mist. Его ароматы полюбились знаменитостям, которые наперебой расхваливали в интервью содержимое пузатых бутылочек из Пале-Рояль. И тогда все, кто желал ощутить себя в кругу избранных, отправились за духами в бутик Лютанса. Игра на амбициях сработала. Salons du Palais-Royal быстро стал культовым парижским местом.

ТРИ ТОВАРИЩА

Еще один известный парижский адрес — бульвар Сен-Жермен, 34. Именно здесь в 1961 году трое друзей открыли бутик тканей и аксессуаров Diptyque. Особую популярность снискали их ароматические свечи, успех которых перекинулся и на ароматы в лаконичных флаконах. Вдохновением для выпуска первого из них послужил рецепт благоухающей помады XVI века. Экзерсис на тему ретро снискал успех. За ним последовали новые нестандартные композиции. Сегодня бренд Diptyque по праву считается элитарным. И ­хотя продаются его ароматы во многих престижных парфюмерных магазинах, знатоки предпочитают покупать продукцию Diptyque именно на бульваре Сен-Жермен. Культовая парфюмерия имеет свои традиции. Небольших магазинчиков с нестандартными ароматами в Париже достаточно много. Равно как и в Лондоне, Флоренции, Мадриде, Нью-Йорке и прочих мегаполисах. Их продукция была рассчитана на постоянных клиентов, любопытных туристов и одержимых аромаманьяков, жадных до нестандартных запахов. Но теперь многие из этих лавочек расправили крылья, прославились и стали экспортировать свои элитарные духи в разные страны, подпитывая мировую моду на парфюмерный эксклюзив.

image

Ароматы: Love in Black, Creed; Blue Agava & Cacao, Jo Malone; No 1, Clive Christian; Back to Black, by Kilian; Bois des Iles,Chanel; Lumière Noire pour femme, Maison Francis Kurkdjian; Harâm, Brecourt; Lady Vengeance, Juliette Has a Gun; Seven Veils, Byredo; Inlé, Memo; Aoud Gourmet, M. Micallef

image
БИЗНЕС-ПРОЕКТ

Но все же главный шаг в альтернативном развитии парфюмерии сделал Фредерик Маль. В 2000 году этот гений бизнеса придумал собственный парфюмерный Дом с уникальной концепцией. Он просто дал возможность «подработать» именитым парфюмерам, работающим на тот или иной аромагигант. Главной приманкой была политика невмешательства и обещание свободы творчества. Месье Маль, подобно литературному издателю, «публиковал» личные произведения знаменитых «носов», подписанные их собственными именами (а не названием бренда, которому они служат). Ставка на тщеславие сработала. Великие творцы стали наперегонки создавать красивые композиции. Это позволило им выйти из тени, неплохо заработать, а также... прославить бренд Frederic Malle.

ХУЛИГАНСКИЕ ВЫХОДКИ

И понеслось! Нишевая история стала набирать обороты. Эксклюзивные аромамарки вырастали как грибы после дождя. К удивлению и возмущению именитых «носов» их конкурентами стали молодые и наглые выскочки. Создание независимых ароматов стало модным хобби у французской «золотой молодежи». Наследники миллионных состояний решили спасти великую французскую парфюмерию от мировой глобализации. И, надо признать, у многих это неплохо получилось. Состоятельные юнцы не боятся экспериментов, хулиганства и эпатажа. Яркий пример — скандальный Этьен де Свардт, создавший марку со смешным названием Etat Libre d’Orange («Свободная апельсиновая республика»). Конек этого новоявленного «носа» — провокационные ароматы с развратными названиями. Чего стоит Putain des Palaces («Дворцовая шлюха») или Sécrétions magnifiques («Чудесные выделения»). Равнодушными эти антиобщественные парфюмы не оставляют никого. В них либо влюбляются с первого вдоха, либо категорически отвергают.

ПРИЧУДЫ НАСЛЕДНИКОВ

А Романо Риччи, правнук знаменитой Нины Риччи? Молодой красавец-весельчак, не снимающий мафиозной шляпы, пять лет назад решил поразвлекаться с парфюмерией. И запустил забавный парфюм под иронично-гангстерским брендом Juliette Has a Gun. Шалость удалась! Аромат моментально стал хитом и распродался в модном парижском бутике Colette за считаные дни. Романо задумался, рассмеялся и продолжил свои аромазабавы. Теперь его более чем современные запахи невероятно популярны у юных дев от Москвы до Нью-Йорка.

Килиан Хеннесси — наследник великой коньячной империи — также взялся за парфюмерное ремесло. Но его стиль — сложные, сексуальные, волнующие ароматы, которые буквально сводят с ума противоположный пол. Свои творения этот сноб оценивает в астрономические суммы, но его поклонниц это не отпугивает.

МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ

Кто только не создает сегодня ароматы: профессиональные парфюмеры, спортсмены, путешественники, менеджеры! Так, бывший баскетболист Бен Горхэм стал автором утонченных композиций Byredo. Какая связь между спортом и высокой парфюмерией? Никакой! Просто Бену одинаково метко удается составлять комбинации нот и попадать мячом в корзину. Такой вот одаренный человек.

Культовый бренд Le Labo создали Фабрис Пено и Эдуард Роши. Выходцы из L’Oréal, они признаются, что, устав от маркетинга, анализов рынка и цифровых прогнозов, решили просто заняться аромаискусством. Концепция Le Labo пришлась по душе любителям эксклюзива. В нью-йоркском магазине все композиции создаются у вас на глазах. В Москве пока такой лаборатории нет, но сами ароматы уже продаются. Равно как и запахи Memo, создательница которых Клара Моллой вдохновляется своими многочисленными путешествиями. Ее коллекция — своеобразный томный гид по городам и странам.

Пусть эти творцы находятся только в начале своего пути и кому-то их творения кажутся дилетантскими и незрелыми, они имеют собственный почерк. А ведь именно его сегодня не хватает большинству растиражированных марок.

СОВЕТ СТАРЕЙШИН

Успех разносортного молодняка обеспокоил профессионалов. Именитые парфюмеры также решили выйти из тени и создать собственные марки. Великая Оливия Джакобетти придумала экоароматы Honoré des Prés, приведя в восторг любителей органики и защитников природы. Харизматичный и плодовитый Франсис Куркджан (на его счету несколько десятков бестселлеров, созданных для многих известных Домов) наконец-то основал личную марку. И без ложной скромности нарек ее своим именем: Maison Francis Kurkdjian. Точно так же поступил и самопровозглашенный профессор парфюмерии Роже Дав. Подобрать себе аромат Roja Parfums можно двумя путями. Либо найти среди существующих творений, либо заказать непосредственно у мэтра. Правда, цена в этом случае увеличится на пару нулей.

image

Ароматы: Bluebell, Penhaligon’s; L’Eau Froide, Serge Lutens; Blanc Violette, Histoires de Parfums; Mûre et Musc, Nuit de Tubéreuse, La Chasse aux Papillons, все — L’Artisan Parfumeur; Oltremare, Bois 1920; Pink Quartz, Olivier Durbano; Prudence, Prudence; Eau Radieuse, Humiecki & Graef; Aoud Musk, Montale; Petite Chérie, Annick Goutal

image
ОТВЕТНЫЙ УДАР

А что же парфюмерные Дома и марки с мировыми именами? Неужели они спокойно реагируют на массовый отток покупателей к нишевым парфюмам? На самом деле это их действительно не очень беспокоит: процент капризных любителей эксклюзива невелик. Но, с другой стороны, чтобы сохранить свою элитную репутацию, многие бренды организовали собственные нишевые подразделения. У ароматов, которые создаются для этих линий, нестандартная композиция и баснословная цена. Их не рекламируют, помещают в аскетичные флаконы и ставят лишь в самые респектабельные точки продажи. За каждым парфюмом стоит своя история, концепция и работа известных парфюмеров.

ДАНЬ МОДЕ

В линии в Les Exlusifs de Chanel есть как воссозданные ароматы времен Мадемуазель, так и новые запахи, воспевающие основные ценности Дома. Любимую ткань Коко Шанель джерси прославляет туалетная вода Jersey, а обожаемый ею бежевый цвет — парфюм Beige. В честь китайских коромандельских ширм, украшавших квартиру Коко, назван аромат Coromandel. Интересно, какую веху в жизни Шанель отобразит следующий запах?

В La Collection Privée, Dior, за каждым ароматом также стоит факт имени Кристиана Диора. Запах Granville назван именем родного города кутюрье, аромат New Look 1947 наречен в честь знаменитой коллекции, направившей моду в иное русло. А в саду Milly-La-Forêt маленький Кристиан любил гулять с мамой.

Armani Privé — линия драгоценных ароматов от известного кутюрье. Эти запахи не прославляют никаких исторических ценностей. Каждый — самодостаточное произведение искусства, созвучное высокой моде. Первую четверку в 2004 году маэстро «опробовал» на своих друзьях. Собрал похвалы и запустил в продажу.

Топ-ароматы Hermessence, создаваемые Жан-Клодом Эллена для Дома Hermès, содержат самые дорогие ингредиенты и отсылают к роскошным путешествиям по разным странам. Как и любят клиенты Hermès.

ДРАГОЦЕННЫЕ ЗАПАХИ

Могучие ювелирные Дома давно и успешно занимаются парфюмерией. Но, следуя мировой моде на эксклюзив, тоже решили обзавестись эксклюзивными сериями парфюмов. Les Heures de Cartier воспевают знаменитые часы марки, а Collection Extraordinaire — красоту садовых цветов, которые так любят в Van Cleef & Arpels.

Другая нишевая стратегия — реанимация старых, часто уже не издаваемых запахов. Винтажные парфюмы, выпускаемые ограниченным тиражом, стали очень популярным подарком на юбилеи родственникам. Да и самим себе, чтобы оживить светлые воспоминания прошлого. Игрой на ностальгических чувствах занимаются в Lancôme и Guerlain. Правда, из трио когда-то популярных ароматов Lancôme — Mille & Une Roses, а также Balafre и Peut-Etre — нам знаком только первый. Зато есть повод познакомиться и с двумя другими ретрохитами.

БЕЗ КРАЙНОСТЕЙ!

Открыв для себя новое аромапространство, многие начинают презрительно относиться к популярным ароматам. Это чистой воды снобизм и субъективизм. Ведь далеко не все нишевые ароматы обладают впечатляющим звучанием. Но их критиковать не модно! Даже если эти «шедевры» пахнут опилками, плесенью или бабушкиным сундуком. Зато большинство новых запусков известных марок (многие из которых, к слову, очень удачны) подвергаются жесточайшему разносу. Доморощенные парфюмерные критики в интернете пытаются перещеголять друг друга в резкости эпитетов. Им и в голову не приходит, что над созданием мировых аромапремьер корпят те же самые парфюмеры, которые в свободное время составляют столь обожаемые всеми композиции для Фредерика Маля или собственных брендов. И оскорбления коммерческих творений этих гуру созвучны обвинениям в халтуре и непрофессионализме. А их великие ароматворцы точно не заслужили.

image

Ароматы: Roses Jasmine, Mancera; «Moscow-Москва» 01, Guerlain; Divine, Boadicea The Victorious; Original Musk Oil, Kiehl’s; Mille & Une Roses, Lancôme; L de Lolita Lempicka, Lolita Lempicka; Lumière Noire pour homme, Maison Francis Kurkdjian; Eau Particulière, Diptyque; Nectarine Blossom & Honey, Jo Malone; Lys Carmin, Van Cleef & Arpels; Beyond Love, by Kilian

Фото: Nasser Mecili; Олег Оболонский & Li


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.