ELLE Decoration

Все об актуальных трендах в дизайне интерьера, знаковых предметах декора и главных именах индустрии.

Вкладывать или нет в высокий дизайн?

Проблема, во что вложить деньги, стала для тех, у кого они еще остались, почти неразрешимой. Котировки акций падают, недвижимость дешевеет на глазах. Возможно, высокий доход принесут инвестиции в высокий дизайн?

Чентротавола С26, дизайн Марко Занусо, 2006 год, тираж 6 шт. Продается в Galerie Italienne, Париж.

Чентротавола С26, дизайн Марко Занусо, 2006 год, тираж 6 шт. Продается в Galerie Italienne, Париж.

Проблема, во что вложить деньги, стала для тех, у кого они еще остались, почти неразрешимой. Котировки акций падают, недвижимость дешевеет на глазах. Возможно, высокий доход принесут инвестиции в высокий дизайн?

ВОПРОС РЕБРОМ

Во что вложить нажитые непосильным трудом сбережения — в акции Газпрома или в стул от модного дизайнера? Сегодня этот вопрос звучит как насмешка, но еще недавно для многих он был весьма актуален. С начала девяностых цены на классику дизайна и объекты наших современников, выпущенные ограниченным тиражом, росли как на дрожжах. Дизайн казался выгодным полем для инвестиций. Но финансовый кризис смешал все карты. По данным авторитетного справочника artprice.com, с весны 2009 года объекты звезд, выставленные на торги по заоблачным ценам, все чаще продаются дешевле эстимейта или вообще не находят покупателей. Что происходит? Мыльный пузырь непомерно вздутых цен лопнул раз и навсегда? Или это лишь временный спад, которым можно и нужно пользоваться, скупая шедевры за бесценок? Попробуем разобраться.

ОБСТАНОВКА НАКАЛЯЕТСЯ

Итак, что же представляет собой современный рынок дизайна? В целом там действуют те же психологические механизмы, что и на арт-рынке. В периоды экономического спада, такие как сейчас или, к примеру, в годы Великой депрессии, люди тянутся к старому искусству и антиквариату. Произведения, созданные несколько веков назад, кажутся символами стабильности и благополучия. Инвестиции в «доброе старое» рождают иллюзию защищенности. В периоды интенсивного экономического роста все происходит ровным счетом наоборот. Капиталы растут как на дрожжах, шальные деньги не страшно вкладывать в то, что нравится сейчас, а не в «вечные ценности». Люди окружают себя необычными остромодными вещами и экспериментируют напропалую.

Финансовые кризисы заставляют задуматься: стоит ли тратиться на то, что было создано не больше полувека назад, а по ценам конкурирует с антик-вариатом XVIII века и полотнами старых мастеров? И дизайна это касается еще в большей степени, чем искусства. Насколько безопасны инвестиции в дизайнерские объекты? Да и вообще — инвестиции это или просто дорогостоящая прихоть? Галеристы, специализирующиеся на дизайне, очень не любят, когда им задают такие вопросы. «О том, какую прибыль объект может принести в будущем, нас спрашивают только неопытные новички! — презрительно пожимают плечами Клеменция и Дидье Кржентовски, владельцы парижской лаборатории экспериментального дизайна Galerie Kreo. — Такие вопросы сразу выдают человека, только задумывающегося о том, чтобы начать собирать коллекцию. Наши постоянные клиенты покупают не ради инвестиций, а по зову души!» Продавцам с большей или меньшей долей лукавства вторят сами коллекционеры. «Когда я покупаю дизайнерские объекты, я лишь в последнюю очередь думаю о том, выгодное ли это вложение, — говорит парижский коллекционер Марсель Бриан, — я полагаюсь на спонтанный импульс, который можно сравнить с любовью с первого взгляда. Я люблю приобретать необычные, дерзкие вещи, над устройством, формой и назначением которых приятно поломать голову. Коллекционируя современный дизайн, я мысленно пытаюсь заглянуть в будущее». И все же, мерцают ли в дымке этого будущего золотые россыпи? Рассмотрим три группы предметов, всегда вызывающие наибольший интерес у инвесторов.

image

Комод-скульптура Polymorphous Cat, дизайн Франсуа-Ксавье Лаланна, 1968 год, тираж 2 шт. В 2002-м продана за ⁄195 250.

Двери из плексигласа, дизайн Жана Пруве, 1949 год. В 2004-м проданы за $680 000. Этажерка Adesso Perro, дизайн Этторе Соттсасса, 1992 год. В 2004-м продана за ⁄7768. Стеклянные вазы, тоже работы Соттсасса, ушли с аукциона за ⁄350–1000 каждая.

Двери из плексигласа, дизайн Жана Пруве, 1949 год. В 2004-м проданы за $680 000. Этажерка Adesso Perro, дизайн Этторе Соттсасса, 1992 год. В 2004-м продана за ⁄7768. Стеклянные вазы, тоже работы Соттсасса, ушли с аукциона за ⁄350–1000 каждая.

ОБЪЕКТЫ ЖЕЛАНИЯ

1. «КЛАССИКА ДИЗАЙНА» (1950–1960-е годы) Во Франции послевоенные 1950-е годы стали переломными для дизайна благодаря работам Жана Пруве, Шарлотты Перриан и Ле Корбюзье. Их творения ныне признаны классикой дизайна и переиздаются до сих пор, а цены на оригиналы 50–60-х годов достигают сотен тысяч долларов. Так, пара дверей из плексигласа от Жана Пруве (самого дорогого французского дизайнера) 1949 года в 2004-м была продана на аукционе Sotheby's за $680 000. Но абсолютный ценовой рекорд XX века принадлежит не французам, а итальянцу. В том же 1949 году итальянский архитектор и дизайнер самолетов и автомобилей Карло Моллино изготовил в единственном экземпляре стол с невероятно чувственными скульптурными формами. На летних торгах 2005 года аукционный дом Christie’s выручил за него $1 314 500! Подобных предметов на рынке чрезвычайно мало. Самые известные шедевры давным-давно осели в государственных и частных коллекциях. Хороший выбор классики дизайна предлагают Galerie Jean-Louis Danant и Galerie Yves Gastou (Париж), Gordon Watson (Лондон).

2. ПОСТМОДЕРНИЗМ: ГРУППА MEMPHIS (1980-е годы) Граница между современным искусством и дизайном начала размываться во второй половине XX века, когда в дизайн ворвались китч и поп-арт. В 1980- е годы миланская группа Memphis буквально «взорвала» привычные представления о предметах интерьера. Члены группы Этторе Соттсасс, Марко Занини, Алессандро Мендини и Широ Курамата поразили мир объектами, созданными вопреки всем правилам. Скульптурные формы, пестрящие яркими красками поверхности, абсурдистский юмор — эти вещи были созданы не столько для того, чтобы служить человеку, сколько для того, чтобы его развлекать. «Революцию в области дизайна, совершенную группой Memphis, можно сравнить разве что с появлением мини-юбок. Как женщина впервые получила право показывать свои ноги, так мебели была дарована возможность «самовыражаться» в цвете и не существовавших прежде формах», — утверждает Альберто Бьянки Альбричи, директор компании Memphis Milano, перевыпускающей объекты группы. К обычной мебели эти вещи имели такое же отношение, как изыски «от кутюр» к повседневной одежде. Неслучайно группа так полюбилась итальянским кутюрье. Объекты от Memphis хранятся в частных коллекциях Валентино, Дольче и Габбана, Донателлы Версаче. Цены на оригиналы варьируются от $600 до $130 000. На вершине ценовой пирамиды — основатель группы Этторе Соттсасс и Широ Курамата. Невесомый диван с романтичным названием How High the Moon (1986), выполненный Кураматой из никелированной проволоки, в 2007 году ушел с аукциона Sotheby’s за $132 000. В последнее время, отмечает тот же Альбричи, эксцентричными итальянцами всерьез заинтересовались и российские коллекционеры. На объектах от Memphis специализируется миланская Design Gallery Milano и Design Gallery 52 (Ницца).

image

Шезлонг Lockheed Lounge, дизайн Марка Ньюсона, 1985 год, тираж 10 шт. Шкаф Altro Destino, дизайн Этторе Соттсасса, 1992 год, тираж 8 шт. Продается в Galerie Kreo. Цена ⁄45 000.

Стеллаж Carlton, дизайн Этторе Соттсасса, 1981 год.

Стеллаж Carlton, дизайн Этторе Соттсасса, 1981 год.

3. НА ГРЕБНЕ МОДЫ: ДИЗАЙН-АРТ (1990–2000-е) Термин «дизайн-арт» (Design Art) возник в англосаксонских странах в 1990-е го-ды. Им обозначались полудекоративные, часто бесполезные предметы на грани искусства и дизайна, лишь для проформы сохраняющие форму столов-стульев. Но на самом деле мебель как произведение искусства, этакие авангардные скульптуры и инсталляции, «приносящие мечту в быт» (по словам арт-критика Пьера Рестани), появилась на рынке еще в 1950-е годы. В то время как скандинавы оставались преданными чисто функциональному, «честному» дизайну, французы, итальянцы, бельгийцы и американцы муд-рили с сюрреалистическими формами и цветовыми сочетаниями в духе Дали и Магритта. Барные стойки, консоли и комоды в форме носорогов, собак, страусов работы Франсуа-Ксавье Лаланна, выполненные в 1950–1960-е годы, современному коллекционеру обойдутся от $50 000 до $150 000. Самые ценные образцы дизайн-арта можно найти на аукционах Phillips de Pury и Christie's.

Дизайн-арт отличают несколько признаков. Этими предметами, как правило, неудобно пользоваться, поскольку они лишь напоминают мебель. Они изготовлены в сложной технике и в ограниченном количестве экземпляров (limited editions) и, следовательно, стоят очень дорого. Это направление набрало силу лишь недавно, но уже играет важную роль на рынке дизайна. Именно дизайн-арт является главным «виновником» ценовых рекордов последних лет.

Кстати, современные галеристы не любят разделение на функциональный дизайн и дизайн-арт. «Зачем устанавливать границы между прикладным и «чистым» искусством? — вопрошает директор парижской галереи Ив Гасту (подробнее о нем в ELLE ДЕКОР № 86). — Они дополняют друг друга, сосуществуя в едином художественном процессе. Кто сказал, что плохо соединять скульптуру и мебель?»

image

Диван How High The Moon, дизайн Широ Кураматы, 1986 год. В 2007-м продан за $132 000. Комод Scarpa, дизайн Алессандро Мендини для Bisazza, 2002 год, тираж 8 шт. Продается в Galerie Kreo. Цена ⁄60 000. Стул Rover Chair, дизайн Рона Арада, 1981 год.

Стул Miss Blanche, дизайн Широ Кураматы, 1988 год.

Стул Miss Blanche, дизайн Широ Кураматы, 1988 год.

НЕ КОРЫСТИ РАДИ

Итак, на что же делать ставку? Это зависит от того, насколько вы склонны к риску. Если вы по натуре не азартный игрок, сконцентрируйтесь на поиске исключительно «брендовых» имен 1950–1960-х годов, постепенно отходящих в область «старого» дизайна, но выглядящих так, будто созданы вчера. Если азарт — ваша стихия, отправляйтесь в галереи, занимающиеся экспериментальным дизайном: они ищут новые имена и поддерживают самые отчаянные проекты дизайнеров. В этой области работают молодая лондонская галерея Carpenters Workshop Gallery, парижские Kreo, Galerie Italienne и Tools Galerie, амстердамская Droog и десятки других от Нью-Йорка до Кельна. В этом случае коллекционер защищен от подделок, так как приобретает если не из первых, то из вторых рук предмет, выполненный в 10–12 экземплярах. Лет через десять-двадцать он может вырасти в цене в десятки и даже сотни раз… а может и не вырасти! Общая рекомендация одна. Покупайте предметы, созданные не для массового рынка, возбуждающие ваше любопытство своей неординарностью. Такая коллекция будет дорого стоить поколения спустя. По мнению большинства галеристов, настоящим коллекционерам кризис нипочем. У этих людей другая мотивация — покупают то, что любят. А истинные чувства останутся в цене при любых колебаниях рынка.

image

Стол Compas, дизайн Жана Пруве, 1950 год. Столик Tavolino, дизайн Алессандро Мендини для Bisazza, 2008 год, тираж 8 шт. Продается в Galerie Kreo. Цена ⁄35 000. Стол Arabesque, дизайн Карло Моллино, 1949 год. В 2008-м продан за $1 314 500.


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.