ELLE Decoration

Все об актуальных трендах в дизайне интерьера, знаковых предметах декора и главных именах индустрии.

25 фактов о московском метро

15 мая 2015 года Московскому метрополитену исполняется 80 лет

1. День открытия московского метрополитена – 15 мая 1935 года, когда в 7 утра первый поезд отошел от станции «Сокольники». Билет стоил 50 копеек и действовал 35 минут.

20 фактов о московском метро

2. Первые две линии московского метро: от «Сокольников» до «Парка культуры» и от «Смоленской площади» до «Библиотеки имени Ленина». Станций было 13: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные ворота», «Кировская» (сейчас: «Чистые пруды»), «Дзержинская» (сейчас: «Лубянка»), «Охотный ряд» («Проспект Маркса»), «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов» («Кропоткинская»), «Парк культуры и отдыха имени Горького», «Имени Коминтерна» («Калининская», сейчас: «Александровский сад»), «Арбатская» и «Смоленская».

Схема Московского метрополитена 1937 г.

Схема Московского метрополитена 1937 года.

ФОТОwww.metro.ru

3. Слово «метрополитен» в Москве произнесли впервые в 1901 году. А слово «метро» было изначально мужского рода. Поэтому лозунги на советских плакатах звучали так: «Наш метро — лучший в мире!»

Станция метро “Электрозаводская”.

Станция метро “Электрозаводская”. Дата открытия: 15 мая 1944 года.

Станция метро “Электрозаводская”.

Станция метро “Электрозаводская”.

4. Причина, по которой возникла идея внеуличных железных дорог, банальная — пробки! Главными «проблемными» местами столицы начала XX века были Каланчевская (трех вокзалов) и Лубянская площади.

Каланчевская площадь.

Каланчевская площадь. Фото начала XX века.

ФОТОНаум Грановский

5. В 1902 году инженеры П. А. Балинский и Е. К. Кнорре предложили первый проект метро с центральной станцией у Храма Василия Блаженного, от которой во всех стороны расходились поезда с вагонами первого, второго и третьего класса. При этом первые поезда должны были двигаться по воздуху — по эстакадам, лишь изредка ныряя в тоннели. Однако городская дума отклонила проект, вынеся резолюцию: «Господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать…». Причины отказа — преждевременность проекта, а также существовавшее на тот момент трамвайное лобби (трамвай в те годы был главным видом городского транспорта и приносил значительную часть прибыли в казну).

6. В 1923 году при Управлении московских городских железных дорог был учрежден подотдел по проектированию метрополитена в составе одного человека. Через семь лет — в 1930 году — проект был готов: семь станций в духе советского конструктивизма, из которых нереализованной осталась лишь одна — на Красной площади, под мавзолеем.

Вход на станцию "Сокольники".

Вход на станцию "Сокольники".

ФОТОГеоргий Петрусов c сайта www.oldmos.ru

7. Строительство метро развернулось в ноябре 1931 года, когда в мерзлую землю у дома №13 на улице Русаковской вошли первые лопаты, частично позаимствованные у дворников. Через два месяца, в январе 1932 года Москва уже превратилась в одну большую стройку. Копали везде, во дворах и на площадях, копали прямо под домами, подпирая их домкратами. Тогда метро еще предполагалось наземным, вроде городской электрички. Под землей должен был пролегать лишь короткий отрезок трассы в самом центре.

Вход на станцию "Кропоткинская".

Вход на станцию "Кропоткинская".

ФОТОGetty

8. 27-летний инженер Управления Метростроя Вениамин Маковский в начале 1932 года предложил опустить метро на 35-метровую глубину (высота 10-этажного дома). Все высказались против (опыта подобных работ не было), но Иосиф Сталин «дал добро». Проект нового метро глубокого заложения был сделан за неделю.

Первый поезд на Покровской линии.

Первый поезд на Покровской линии.

9. Первое метро строили харьковчане — проходчики, шахтеры, горные инженеры из Донбасса. Разнообразие и непредсказуемость зыбкого московского грунта с огромными «плывунами» приводила к оползням и авариям. Тогда приняли решение перенять зарубежный опыт — из Англии был привезен проходческий щит, который англичане начали использовать за 110 лет до этого (в 1825 году) при прокладке канала под Темзой. И тогда строительство столичной подземки пошло быстрее и безопаснее.

10. В рекордно короткие сроки была выполнена огромная работа. Если 20 км подземки в Нью-Йорке строились 7 лет, в Лондоне 10 км строились 4 года, то в Москве 16,8 км тоннеля были построены за время чуть более двух лет. Чтобы найти рабочие руки, была развернута массовая агитация — к делу привлекли тысячи комсомольцев-добровольцев.

Вход на станцию "Парк Культуры".

Вход на станцию "Парк Культуры".

11. О внешнем облике станций задумались за полгода до открытия метрополитена. По указанию товарища Сталина художники и архитекторы должны были продемонстрировать достижения советской власти. Эта задача была выполнена: мраморные стены, богатая отделка, скульптуры и барельефы — станции московского метрополитена должны были стать подземными дворцами. Неудивительно, что сейчас 44 из них считаются объектами культурного наследия.

Станция "Киевская" кольцевая.

Станция "Киевская" кольцевой линии.

12. Первый эскалатор в мире был представлен на Парижской выставке 1901 года в качестве концепт-кара, а первые действующие модели появились в лондонском метро только в 1932 году. Чтобы опускать людей на большую глубину, советскими метростроевцами был куплен один эскалатор за 200 тысяч золотых рублей с одной целью — разобрать, повторить и увеличить в длину.

13. При строительстве станции «Арбатская» жертвой пала церковь святителя Тихона Амафунтского (1756 год), стоявшая на Арбатской площади. Ее разобрали, отправили в камнедробилки и пустили на бетон для стройки.

Церковь святого Тихона Амафунтского, разрушенная при строительстве станции "Арбатская".

Церковь святого Тихона Амафунтского, разрушенная при строительстве станции "Арбатская".

14. Станция «Маяковская», открытая в 1938 году, была первой в мире колонной станцией глубокого заложения. Станция подобного типа представляет собой центральный и два боковых зала, опирающиеся на общие колонны, и отличается большой пропускной способностью. Для отделки колонн использовались стальные ленты, изготовленные в самолетной мастерской Туполева, и мозаики из смальты, сделанные в ленинградской мастерской мозаичиста Владимира Фролова по эскизам художника Александра Дейнеки. Именно «Маяковская» стала центром подземной жизни и главным бомбоубежищем в годы Великой Отечественной войны: чтобы разместить 50 тысяч человек, здесь строили деревянные настилы не только на рельсах станции, но и в перегонах.

Станция "Маяковская".

Станция "Маяковская".

ФОТОGetty
Мозаики по эскизам Дайнеки на станции "Маяковская".

Мозаики по эскизам Дайнеки на станции "Маяковская".

Станция "Маяковская" в годы войны.

Станция "Маяковская" в годы войны.

Мозаики по эскизам Дайнеки на станции "Маяковская".

Мозаики по эскизам Дайнеки на станции "Маяковская".

15. Автор станции «Площадь революции» архитектор А. Н. Душкин предполагал, что станцию будут украшать не статуи, а бронзовые барельефы на революционную тематику. Но результаты конкурса скульпторов не удовлетворили архитектора. Было решено обратиться к опытному скульптору М. Г. Манизеру, который предложил вместо барельефов установить объемные скульптуры. Душкин был против, но руководство приняло сторону Манизера. Эти статуи, ставшие одним из символов московского метро, в военном 1944 году были эвакуированы в Среднюю Азию.

Станция "Площадь революции"

Станция "Площадь революции"

ФОТОGetty
Станция "Площадь революции"

Станция "Площадь революции".

ФОТОGetty

16. Метрополитен первоначально носил имя Л. М. Кагановича не случайно. Решение строить метро в Москве было личным решением наркома путей сообщения и второго человека в стране. Бывший сапожник, сын зажиточного крестьянина с Украины, без единого класса образования Лазарь Моисеевич Коганович с жаром взялся за строительство подземки. Кстати, именно ему принадлежит идея надземного павильона станции метро «Арбатская» в виде звезды. С 1955 года метрополитен носил имя В. И. Ленина.

Павильон-звезда станции "Арбатская".

Павильон-звезда станции "Арбатская".

ФОТОGetty
Павильон-звезда станции "Арбатская".

Павильон-звезда станции "Арбатская".

17. Никита Сергеевич Хрущев возник на политической арене благодаря тому же Кагановичу, который привез его из Харькова и сделал своей правой рукой. Хрущев ежедневно спускался под землю, чтобы проинспектировать работы по строительству метрополитена, который должен был стать «лучшим в мире».

Один из первых эскизов метро. 1930-е годы.

Один из первых эскизов метро. 1930-е годы.

ФОТОGetty

18. Мозаику, которая украшает «Новокузнецкую», собирали в блокадном Ленинграде. Ее автор — русский мастер-мозаичист Владимир Фролов со своими учениками. Работали сначала три человека, потом один Фролов. В темноте и холоде. Закончив работу, Фролов умер от истощения. Мозаики вывезли по Ладоге на одном из последних кораблей. Но в Москве их уже никто не ждал. Проект «Павелецкой» (для которой первоначально предназначались мозаики) был изменен, и тогда И.Г. Таранов, архитектор станции «Новокузнецкой», решил установить мозаики на своей станции. Кстати, именно мастерской Фролова мы обязаны красотой внутреннего убранства питерского Храма Спаса-на-Крови, мозаику для которого мастера собирали 10 лет.

Мозаики станции "Новокузнецкая" собирались в блокадном Ленинграде.

Мозаики станции "Новокузнецкая" собирались в блокадном Ленинграде.

Станция "Новокузнецкая".

Станция "Новокузнецкая".

19. Строительство метро не прекращалось и в годы войны. Строились Покровская, Замоскворецкая и Кольцевая линии.

20. Тому, что в московском метро две «Арбатские» и две «Смоленские», обязан случай, произошедший в годы войны. В 1941 году авиабомба попала в тоннель мелкого заложения между станциями «Арбатская» и «Смоленская». И тогда было принято решение о строительстве этих же станций, но на большей глубине. Новый участок, дублирующий предыдущий, строился в тайне и открылся в 1953 году, став неожиданностью для москвичей. Старые станции затем были восстановлены и открыты в 1958 году в составе Филевской линии.

Станция "Арбатская" Арбатско-Покровской линии.

Станция "Арбатская" Арбатско-Покровской линии.

21. Кольцевая линия строилась 11 лет и открылась в 1950—1954 годах, связав между собой основные железнодорожные вокзалы и став апофеозом советского метростроя. Здесь и фарфоровая «Таганская», и древне-римские кессонированные потолки и плафоны из флорентийской мраморной мозаики «Белорусской», и «алтарь» «Октябрьской», и последняя неоконченная работа архитектора Алексея Щусева — станция «Комсомольская».

Станция "Комсомольская" кольцевой линии.

Станция "Комсомольская" кольцевой линии.

Так называемый "алтарь" на станции "Октябрьская" кольцевая.

Так называемый "алтарь" на станции "Октябрьская" кольцевая.

Станция "Октябрьская" кольцевая.

Станция "Октябрьская" кольцевой линии.

Станция "Белорусская" кольцевой линии.

Станция "Белорусская" кольцевой линии. Плафоны украшены мраморной мозаикой.

22. Станцию «Новослободскую» украшают «первые советские» витражи. Их автор — сын палехского иконописца Павел Корин. Основой узоров на них стал рисунок с риз средневековых священников, найденный Кориным в Ленинской библиотеке. А изготовлены витражи были в Риге старыми латышскими витражистами, которые остались без работы после закрытия лютеранских церквей.

Кадр из фильма “Москва слезам не верит” (1979 год).

Кадр из фильма “Москва слезам не верит” (1979 год).

Станция метро "Новослободская".

Станция метро "Новослободская".

23. Финальная сцена из фильма «Я шагаю по Москве» снималась на станции «Университет» (реж. Георгий Данелия, сын метростроевца и сам архитектор по образованию). Герои садятся по очереди в поезда, движущиеся в разных направлениях, но поскольку на тот момент станция «Университет» была конечной (в кадр попал указатель «Посадки нет»), один из поездов на самом деле уезжал в оборотный тупик.

Кадр из фильма "Я шагаю по Москве" (1963 год).

Кадр из фильма "Я шагаю по Москве" (1963 год).

24. Свое 80-летие столичное метро отметит открытием 8 новых станций. 12 июня должна открыться станция «Котельники». В работе находится большой участок Люблинско-Дмитровской линии от «Марьиной рощи» дальше на север города. На этом отрезке должна открыться двухсотая станция Московского метрополитена — «Петровско-Разумовская».

25. Станции московского метрополитена — рай для палеонтологов-любителей. Ведь в каменной облицовке станций и переходов можно обнаружить целые окаменевшие экосистемы, коралловые рифы, заросли губок и множество раковин самых разнообразных моллюсков, скелеты иглокожих и иглы морских ежей. Подробная карта «сокровищ» здесь: www.paleometro.ru

Окаменевшие раковины можно встретить в мраморной облицовке метро.

Окаменевшие раковины можно встретить в мраморной облицовке метро.

По материалам документального фильма «Советская империя. Метро».


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.