ELLE Decoration

Все об актуальных трендах в дизайне интерьера, знаковых предметах декора и главных именах индустрии.

Студия Айдан Салаховой в Карраре

Художник Айдан Салахова всегда удивляет: академик, преподаватель, создатель Aidan Studio

«Это бомба!» — рапортует многотысячной аудитории инстаграма и фейсбука Ольга Свиблова из Лондона, прямо с вернисажа в Галерее Саатчи. «Откровения» Айдан Салаховой — первая персональная выставка художника из России в стенах известной галереи, что в наше непростое время действительно событие.

Айдан Салахова

Айдан Салахова на фоне классических скульптур и своей работы в мастерской Карло Николи.

ФОТОВладимир Кожарский

Для скульптуры, живописи, видео Айдан будто и не существует границ, возможно, потому, что именно границы — социальные, культурные, гендерные да и в каком-то смысле политические — оно и исследует. Стоило художнице шесть лет назад обратиться к мрамору, преимущественно мужскому материалу, как вышел казус, да еще и на Венецианской биеннале современного искусства.

студия художника в КаррареФОТОВладимир Кожарский

Члены делегации правительства Азербайджана, увидев в национальном павильоне изваяние женщины в чадре, не вдаваясь в подробности, распорядились запретить показ работы. Прямо на вернисаже скульптуру задрапировали тканью, а после убрали из экспозиции. «Было очень обидно, потому что это очень красивая работа, — вспоминает Айдан, — но зато сразу после этого я получила приглашение выставиться от лучшей галереи в Дубае — там я показала и эту работу».

Фрагменты скульптур

Фрагменты скульптур

ФОТОВладимир Кожарский

О чем же так откровенничает художница, чьи работы стойко ассоциируются с феминистским искусством? Почему с картин, инсталляций и видео она в основном переключилась на скульптуру из камня?

студия художника в КаррареФОТОВладимир Кожарский

«В двухмерном изображении, в картине, мне уже давно было тесно — тогда я занялась видео. А от инсталляций я просто устала: их трудно экспонировать, хранить, да и ими уже заполнены все выставки современного искусства, — объясняет Айдан. — Захотелось обратиться к чему-то вечному. Скульптура воздействует намного сильнее, после этого заниматься живописью уже неинтересно».

Айдан за работой в студии

Айдан за работой в студии

ФОТОВладимир Кожарский

Помог и случай: как-то в очереди на столик в ресторане в Венеции она случайно познакомилась с Карло Николи, наследным владельцем одной из самых известных мастерских по работе с мрамором в Карраре. Студия основана еще в середине ХIХ века, рядом со знаменитыми мраморными карьерами, и с тех пор ее мастера постоянно помогают художникам воплощать идеи в камне.

Выбор мрамора в карьерах Каррары

Выбор мрамора в карьерах Каррары

ФОТОВладимир Кожарский

Часто, отдыхая в Форте-дей-Марми, Айдан любовалась этими белыми скалами издалека, но теперь она могла на них взглянуть по-другому. Среди клиентов студии Николи такие звезды современного искусства, как Луиз Буржуа, Микеланджело Пистолетто, Дженни Хольцер, Илья и Эмилия Кабаковы.

Фрагмент работы Duality

Фрагмент работы Duality

ФОТОВладимир Кожарский

Вновь оказавшись там, поработав в карьерах (выбор каменной глыбы для будущей скульптуры не менее важен, чем ее изготовление) и в студии, где, несмотря на сложную механику, по-прежнему требуется немало ручного труда, художница так была покорена этими местами, что теперь половину времени проводит в Карраре. «Сестра Карло Николи, она тоже скульптор, говорила мне, что женщине-скульптору не нужны ни семья, ни муж, настолько влюбляешься в камень», — смеется Айдан.

Фрагмент работы «Любовь»

Фрагмент работы «Любовь»

ФОТОВладимир Кожарский

Первыми в вечность из ее рук отправились небольшие фигурки минаретов из белого мрамора, вызывавшие большие споры. Потом появились барельефы и большие скульптуры, изобилующие религиозной символикой, но в этих пластически изысканных женских руках и фигурах, скрытых под чадрой, было больше вопросов, чем ответов; больше красоты и тайны, чем броской провокации.

студия художника в КаррареФОТОВладимир Кожарский

К тому же художница легко обращается и к христианским образам и сюжетам, недвусмысленно указывая на общую родину основных мировых религий — Восток и их главную догму — спасение через жертву и любовь.

студия художника в КаррареФОТОВладимир Кожарский

Впрочем, двусмысленность, которой Айдан наделяет свои образы, оставляет вечности не только загадку, но и трогательное свидетельство того, что в начале ХХI века женщина думала о мире, живущем преимущественно по мужским законам.

студия художника в КаррареФОТОВладимир Кожарский

Одна из новых работ, показанная на выставке в Галерее Саатчи, «Любовь» — распластанное на полу мужское тело, слегка прикрытое драпировкой — хотя и отсылает к иконографии «Снятия с креста», кажется скорее спящим, чем мертвым, в нем больше любования, чем скорби: это ли не лучшее пожелание современному миру, увлеченному войной?

студия художника в Карраре

Женская фигура, модель Наоми Кэмпбелл, фрагмент скульптуры Duality.

ФОТОВладимир Кожарский
Доминирующая красавица напротив сидящего с поникшей головой мужчины — и победа, и усталость
студия художника в Карраре

Айдан за работой в студии Карло Николи.

ФОТОВладимир Кожарский

Рядом и другие работы — уже о брани, затеянной самими женщинами. Образ обнаженной доминирующей красавицы (слепленный с Наоми Кэмпбелл), которая стоит напротив сидящего с поникшей головой мужчины, можно прочитать и как победу, и как усталость, без которой ее не бывает.

студия художника в Карраре

Работа над скульптурой «Любовь».

ФОТОВладимир Кожарский

Айдан говорит, что и сама устала от того информационного потока, в котором мы сейчас живем. Отсюда ее орнаменты — многометровые картины, завораживающие вязью изогнутых линий, или мраморные книги без слов, в изгибах которых утопают абстрактные, но легко считываемые символы: жизнь с чистого листа, а может, наоборот, из витиеватости орнамента. «Мраморному» периоду Айдан немногим более шести лет, так что за «Откровениями» в лондонской Галерее Саатчи точно последуют другие.

студия художника в Карраре

Фрагмент скульптуры «Прикосновение».

ФОТОВладимир Кожарский

Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.