ELLE Decoration

Все об актуальных трендах в дизайне интерьера, знаковых предметах декора и главных именах индустрии.

Человек-легенда: Эйлин Грей

Ирландская баронесса Эйлин Грей не одно десятилетие будоражила умы парижской богемы

Эйлин Грей

Ковер Wendingen, дизайн Эйлин Грей, 1925–1941, переиздается компанией Classicon. На фото: Эйлин Грей.

Факты

  • Эйлин Грей родилась в 1878 году в Ирландии, ее мать происходила из знатного рода баронов Грей и графов Морей.
  • Получила художественное образование в Лондоне, затем в Париже, где и провела большую часть жизни. Автор культовых предметов мебели: ширмы Brick (1923–1925), столика E1027 (1927), кресла Bibendum (1929), а также «супрематических» ковров и иконы модернистской архитектуры, дома Е1027 в Рокбрюне.
  • Эйлин Грей скончалась в своей парижской квартире в 1976 году, прожив 98 лет.
  • Сегодня ее мебель — предмет охоты коллекционеров. Ремейки по сублицензии выпускает компания Classicon.
Эйлин Грей

Ковер St. Tropez, дизайн Эйлин Грей, 1925–1940, Classicon.

В 2009 году на Christie’s продавали коллекцию Ива Сен-Лорана и Пьера Берже. Одним из самых дорогих лотов стало кресло Dragons от Эйлин Грей. Оно ушло за 28 млн долларов — столько за предмет мебели XX века еще никогда и нигде не давали. Кресло это, из дерева и кожи, по признанию критиков, больше похоже на символистскую скульптуру, чем на предмет интерьера.

Эйлин Грей

Кресла Bibendum, дизайн Эйлин Грей, модель 1929 гада, Classicon.

Грей потратила на его изготовление два года: наносила слой за слоем лак, сушила в собственной ванной, потом долго и тщательно полировала. Она могла себе позволить подолгу возиться с каждой вещью, потому что была независима и не нуждалась в деньгах: Грей принадлежала к знатному ирландскому роду.

Состояние Грей давало ей свободу. Она много работала, при этом не стремясь заработать

Но вместо того, чтобы составить счастье какого-нибудь отпрыска аристократической фамилии и стать хозяйкой родового поместья, в 20 лет она поступила в лондонскую художественную школу Slade. У этого учебного заведения было не совсем приличное реноме в высшем свете: там царили свободные нравы, студенты мужского и женского пола — о, ужас! — занимались вместе.

Эйлин Грей

Ширма с абстрактным рисунком La Destin, дизайн Эйлин Грей, красный лак, 1923.

Эйлин Грей

Апартаменты Матье Леви на рю де Лота, оформленные Эйлин Грей. Пол выложен стеклянными плитами и подсвечивается снизу. Софа Lota, кресла Dragons и Bibendum, дизайн Эйлин Грей. Фото 1933 года.

Если девушка посещала Slade, ее считали эмансипе. Но учебная программа показалась Эйлин слишком академичной. В 1902 году она уехала продолжать образование во Францию — и осталась там навсегда. Упорно практикуясь в рисунке, Эйлин совершенно не планировала становиться художницей. Но что делать — дизайну тогда еще не обучали, в архитекторы женщин не брали.

Эйлин Грей

Интерьер виллы Эйлин Грей Tempe à Pailla. Эта часть гостиной служила хозяйке кабинетом.

Она начала делать мебель на свой страх и риск, не имея специального образования. Еще в Лондоне Грей увлек-лась изучением дальневосточной техники лакировки: ходила на мастер-классы в Музей Виктории и Альберта. В Париже она познакомилась с мастером-лаковщиком японцем Сейзо Сугаварой и даже открыла с ним общую мастерскую.

Ле Корбюзье восхищался виллой Грей, горько жалея, что ее построил не он

В 1913 году на Салоне декоративных искусств она показала настенные панно, лакированные кресла, ширмы, туалетные столики и бюро, сделанные собственноручно. Предметы привлекли внимание Жака Дюкета — великого модельера, личного кутюрье Сары Бернар. Он купил у Эйлин несколько вещей, а вслед за ним к ней потянулись другие клиенты из парижского бомонда.

Эйлин Грей

Интерьер виллы Е1027 в Рокбрюне.

Грей была очень хороша собой — высокая, статная, голубоглазая, с безупречными аристократическими манерами, всегда очень элегантно и дорого одетая. Однако она слыла нелюдимой и не любила разудалые богемные сборища в прокуренных кафе. Зато ее часто видели несущейся по ночному Парижу за рулем открытого автомобиля в пальто от Пуаре и шляпе от Ланвен; рядом сидела ее воз-любленная — певица из кабаре Дамия, на заднем сиденье — их питомица, черная пантера.

Эйлин Грей

Вилла Е1027 в Рокбрюне.

Вскоре за Грей закрепилась слава экстравагантной чудачки. Но ей было безразлично, что о ней думают. Она много работала, не стремясь при этом заработать. Пока Франция сходила с ума по ар-деко, Грей уже мыслила категориями модернизма. В 1919-м парижская миллионерша Матье Леви поручила Грей оформить свою новую квартиру на рю де Лота.

Эйлин Грей

Деревянный столик Occasional, дизайн Эйлин Грей,1926–1929.

Эйлин впервые создала интерьер с нуля. Пятилетний труд увенчался триумфом: радикальный и экстравагантный, продуманный до мелочей интерьер покорил высший свет. О нем писали The Times и Guardian. Верхом эпатажа была кушетка Pirogue в виде индейской лодки — такой формы история мебели еще не знала. Леви позировала на ней для модных журналов.

Эйлин Грей

Лист с эскизами мебели Эйлин Грей. (Из собрания лондонского Музея Виктории и Альберта.)

Успех воодушевил Грей, и вместе со своим новым возлюбленным, румынским архитектором и критиком Жаном Бадовичи, который был моложе ее на 15 лет, она открыла магазин Galerie Jean Désert. Но представленную там мебель покупали неохотно. Зато хорошо расходились ковры с абстрактными рисунками. Мастерскую по их изготовлению Грей открыла еще в 1909 году вместе со своей американской подругой Эвелин Вайлд. Девушки вдвоем ездили в Северную Африку и брали уроки ковроткачества у местных мастериц.

В начале 1920-х Грей делала много ширм, состоящих из лакированных поворотных блоков. Так она создала принципиально новый предмет интерьера — «переходное звено» от мебели к архитектуре. «Ширмы были моей формой протеста против ар-деко», — писала она позже. К середине 1920-х она уже делала мебель в основном для себя и для избранных ценителей.

Эйлин Грей

Эйлин Грей в собственной квартире на рю Бонапарт, фото 1970 года.

И вместе с Бадовичи начала строить собственный дом — виллу E1027 на Лазурном Берегу, в Рокбрюне. В названии были зашифрованы их имена. Не обучавшаяся архитектуре Грей интуитивно создала образец модернистской эстетики: белоснежный дом-корабль с террасами-палубами, приподнятый на опорах, с ленточным остеклением и окнами от пола до потолка.

Эйлин Грей

Кресло Dragons, экземпляр из коллекции Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, дизайн Эйлин Грей, 1917–1919.

Внутри все было продумано до мелочей: встроенные стеллажи и шкафы, выдвижные столики и пюпитры для чтения, складывающиеся столы, поворотные зеркала и ширмы. Грей больше не увлекала символика — она думала об удобстве и многофункциональности. Некоторые вещи из дома, в том числе телескопический столик E1027 и кресло Transat, Грей потом повторила и выставила на продажу.

Эйлин Грей

Эскиз лампы Suspension Satellite из коллекции Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, один из лотов аукциона Christie’s 2009 года.

От мебели «Баухауза» и конструктивистов эти вещи отличались теплотой и юмором (взять хотя бы кресло Bibendum, навеянное человечком из рекламы шин Michelin, или Non Conformist с одним подлокотником), а также выделкой: каждую заклепку Грей подгоняла вручную. Ле Корбюзье, который жил неподалеку, восхищался виллой E1027 и в то же время ненавидел ее за то, что не он автор этого шедевра. Он часто заходил в гости. Бадовичи любил шумные сборища, Грей их сторонилась.

Эйлин Грей

Ковер Castellar, дизайн Эйлин Грей, 1925–1937, сейчас переиздается компанией Classicon.

В 1932 году она ушла, захватив с собой только одежду и столик E1027. Ле Корбюзье вскоре поселился на вилле на несколько дней... и покрыл белоснежные стены фресками. Образ гармоничного, наполненного светом корабля был уничтожен. Грей в отчаянии написала вандалу гневное письмо, требуя убрать росписи. Но ни он, ни Бадовичи не отреагировали. Тогда Грей построила другой дом, уже для себя одной — виллу Tempe à Pailla в Ментоне, тоже на Лазурном Берегу. Кстати, когда Бадовичи скончался в 1956 году, Ле Корбюзье тут же выкупил E1027 — поблизости от виллы уже стоял его Кабанон*.

Эйлин Грей

Стеклянная кабина на крыше виллы Е1027, вид изнутри.

Когда Грей после войны вернулась во Францию, выяснилось, что ее дома и квартиры разграблены, многое из созданного ею погибло. Она жила тихо, в полном забвении, пока в 1968 году знаменитый историк архитектуры Джозеф Рикверт не написал о ней статью. Начались выставки, посыпались приглашения, предметы стали появляться на торгах. Но Грей, которой было уже за 90, отнеслась к этой суете со своим обычным аристократическим равнодушием. Рекорды аукционов не трогали Эйлин: она сама знала себе цену.

Эйлин Грей

Торшер Roattino, придуманный Эйлин Грей в далеком 1931 году, не теряется на фоне современных дизайнерских объектов. Коллекция Classicon.

Материалы по темам


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.