ELLE Decoration

Все об актуальных трендах в дизайне интерьера, знаковых предметах декора и главных именах индустрии.

Человек-легенда: Эйлин Грей

Ирландская баронесса Эйлин Грей не одно десятилетие будоражила умы парижской богемы

Эйлин Грей

Ковер Wendingen, дизайн Эйлин Грей, 1925–1941, переиздается компанией Classicon. На фото: Эйлин Грей.

Факты

  • Эйлин Грей родилась в 1878 году в Ирландии, ее мать происходила из знатного рода баронов Грей и графов Морей.
  • Получила художественное образование в Лондоне, затем в Париже, где и провела большую часть жизни. Автор культовых предметов мебели: ширмы Brick (1923–1925), столика E1027 (1927), кресла Bibendum (1929), а также «супрематических» ковров и иконы модернистской архитектуры, дома Е1027 в Рокбрюне.
  • Эйлин Грей скончалась в своей парижской квартире в 1976 году, прожив 98 лет.
  • Сегодня ее мебель — предмет охоты коллекционеров. Ремейки по сублицензии выпускает компания Classicon.
Эйлин Грей

Ковер St. Tropez, дизайн Эйлин Грей, 1925–1940, Classicon.

В 2009 году на Christie’s продавали коллекцию Ива Сен-Лорана и Пьера Берже. Одним из самых дорогих лотов стало кресло Dragons от Эйлин Грей. Оно ушло за 28 млн долларов — столько за предмет мебели XX века еще никогда и нигде не давали. Кресло это, из дерева и кожи, по признанию критиков, больше похоже на символистскую скульптуру, чем на предмет интерьера.

Эйлин Грей

Кресла Bibendum, дизайн Эйлин Грей, модель 1929 гада, Classicon.

Грей потратила на его изготовление два года: наносила слой за слоем лак, сушила в собственной ванной, потом долго и тщательно полировала. Она могла себе позволить подолгу возиться с каждой вещью, потому что была независима и не нуждалась в деньгах: Грей принадлежала к знатному ирландскому роду.

Состояние Грей давало ей свободу. Она много работала, при этом не стремясь заработать

Но вместо того, чтобы составить счастье какого-нибудь отпрыска аристократической фамилии и стать хозяйкой родового поместья, в 20 лет она поступила в лондонскую художественную школу Slade. У этого учебного заведения было не совсем приличное реноме в высшем свете: там царили свободные нравы, студенты мужского и женского пола — о, ужас! — занимались вместе.

Эйлин Грей

Ширма с абстрактным рисунком La Destin, дизайн Эйлин Грей, красный лак, 1923.

Эйлин Грей

Апартаменты Матье Леви на рю де Лота, оформленные Эйлин Грей. Пол выложен стеклянными плитами и подсвечивается снизу. Софа Lota, кресла Dragons и Bibendum, дизайн Эйлин Грей. Фото 1933 года.

Если девушка посещала Slade, ее считали эмансипе. Но учебная программа показалась Эйлин слишком академичной. В 1902 году она уехала продолжать образование во Францию — и осталась там навсегда. Упорно практикуясь в рисунке, Эйлин совершенно не планировала становиться художницей. Но что делать — дизайну тогда еще не обучали, в архитекторы женщин не брали.

Эйлин Грей

Интерьер виллы Эйлин Грей Tempe à Pailla. Эта часть гостиной служила хозяйке кабинетом.

Она начала делать мебель на свой страх и риск, не имея специального образования. Еще в Лондоне Грей увлек-лась изучением дальневосточной техники лакировки: ходила на мастер-классы в Музей Виктории и Альберта. В Париже она познакомилась с мастером-лаковщиком японцем Сейзо Сугаварой и даже открыла с ним общую мастерскую.

Ле Корбюзье восхищался виллой Грей, горько жалея, что ее построил не он

В 1913 году на Салоне декоративных искусств она показала настенные панно, лакированные кресла, ширмы, туалетные столики и бюро, сделанные собственноручно. Предметы привлекли внимание Жака Дюкета — великого модельера, личного кутюрье Сары Бернар. Он купил у Эйлин несколько вещей, а вслед за ним к ней потянулись другие клиенты из парижского бомонда.

Эйлин Грей

Интерьер виллы Е1027 в Рокбрюне.

Грей была очень хороша собой — высокая, статная, голубоглазая, с безупречными аристократическими манерами, всегда очень элегантно и дорого одетая. Однако она слыла нелюдимой и не любила разудалые богемные сборища в прокуренных кафе. Зато ее часто видели несущейся по ночному Парижу за рулем открытого автомобиля в пальто от Пуаре и шляпе от Ланвен; рядом сидела ее воз-любленная — певица из кабаре Дамия, на заднем сиденье — их питомица, черная пантера.

Эйлин Грей

Вилла Е1027 в Рокбрюне.

Вскоре за Грей закрепилась слава экстравагантной чудачки. Но ей было безразлично, что о ней думают. Она много работала, не стремясь при этом заработать. Пока Франция сходила с ума по ар-деко, Грей уже мыслила категориями модернизма. В 1919-м парижская миллионерша Матье Леви поручила Грей оформить свою новую квартиру на рю де Лота.

Эйлин Грей

Деревянный столик Occasional, дизайн Эйлин Грей,1926–1929.

Эйлин впервые создала интерьер с нуля. Пятилетний труд увенчался триумфом: радикальный и экстравагантный, продуманный до мелочей интерьер покорил высший свет. О нем писали The Times и Guardian. Верхом эпатажа была кушетка Pirogue в виде индейской лодки — такой формы история мебели еще не знала. Леви позировала на ней для модных журналов.

Эйлин Грей

Лист с эскизами мебели Эйлин Грей. (Из собрания лондонского Музея Виктории и Альберта.)

Успех воодушевил Грей, и вместе со своим новым возлюбленным, румынским архитектором и критиком Жаном Бадовичи, который был моложе ее на 15 лет, она открыла магазин Galerie Jean Désert. Но представленную там мебель покупали неохотно. Зато хорошо расходились ковры с абстрактными рисунками. Мастерскую по их изготовлению Грей открыла еще в 1909 году вместе со своей американской подругой Эвелин Вайлд. Девушки вдвоем ездили в Северную Африку и брали уроки ковроткачества у местных мастериц.

В начале 1920-х Грей делала много ширм, состоящих из лакированных поворотных блоков. Так она создала принципиально новый предмет интерьера — «переходное звено» от мебели к архитектуре. «Ширмы были моей формой протеста против ар-деко», — писала она позже. К середине 1920-х она уже делала мебель в основном для себя и для избранных ценителей.

Эйлин Грей

Эйлин Грей в собственной квартире на рю Бонапарт, фото 1970 года.

И вместе с Бадовичи начала строить собственный дом — виллу E1027 на Лазурном Берегу, в Рокбрюне. В названии были зашифрованы их имена. Не обучавшаяся архитектуре Грей интуитивно создала образец модернистской эстетики: белоснежный дом-корабль с террасами-палубами, приподнятый на опорах, с ленточным остеклением и окнами от пола до потолка.

Эйлин Грей

Кресло Dragons, экземпляр из коллекции Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, дизайн Эйлин Грей, 1917–1919.

Внутри все было продумано до мелочей: встроенные стеллажи и шкафы, выдвижные столики и пюпитры для чтения, складывающиеся столы, поворотные зеркала и ширмы. Грей больше не увлекала символика — она думала об удобстве и многофункциональности. Некоторые вещи из дома, в том числе телескопический столик E1027 и кресло Transat, Грей потом повторила и выставила на продажу.

Эйлин Грей

Эскиз лампы Suspension Satellite из коллекции Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, один из лотов аукциона Christie’s 2009 года.

От мебели «Баухауза» и конструктивистов эти вещи отличались теплотой и юмором (взять хотя бы кресло Bibendum, навеянное человечком из рекламы шин Michelin, или Non Conformist с одним подлокотником), а также выделкой: каждую заклепку Грей подгоняла вручную. Ле Корбюзье, который жил неподалеку, восхищался виллой E1027 и в то же время ненавидел ее за то, что не он автор этого шедевра. Он часто заходил в гости. Бадовичи любил шумные сборища, Грей их сторонилась.

Эйлин Грей

Ковер Castellar, дизайн Эйлин Грей, 1925–1937, сейчас переиздается компанией Classicon.

В 1932 году она ушла, захватив с собой только одежду и столик E1027. Ле Корбюзье вскоре поселился на вилле на несколько дней... и покрыл белоснежные стены фресками. Образ гармоничного, наполненного светом корабля был уничтожен. Грей в отчаянии написала вандалу гневное письмо, требуя убрать росписи. Но ни он, ни Бадовичи не отреагировали. Тогда Грей построила другой дом, уже для себя одной — виллу Tempe à Pailla в Ментоне, тоже на Лазурном Берегу. Кстати, когда Бадовичи скончался в 1956 году, Ле Корбюзье тут же выкупил E1027 — поблизости от виллы уже стоял его Кабанон*.

Эйлин Грей

Стеклянная кабина на крыше виллы Е1027, вид изнутри.

Когда Грей после войны вернулась во Францию, выяснилось, что ее дома и квартиры разграблены, многое из созданного ею погибло. Она жила тихо, в полном забвении, пока в 1968 году знаменитый историк архитектуры Джозеф Рикверт не написал о ней статью. Начались выставки, посыпались приглашения, предметы стали появляться на торгах. Но Грей, которой было уже за 90, отнеслась к этой суете со своим обычным аристократическим равнодушием. Рекорды аукционов не трогали Эйлин: она сама знала себе цену.

Эйлин Грей

Торшер Roattino, придуманный Эйлин Грей в далеком 1931 году, не теряется на фоне современных дизайнерских объектов. Коллекция Classicon.


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.