ELLE Decoration

Все об актуальных трендах в дизайне интерьера, знаковых предметах декора и главных именах индустрии.

Человек-легенда: дизайнер Йозеф Франк

Архитектор и дизайнер Йозеф Франк шел наперекор главенствующим в его время идеям функционализма и упрощения быта, создавая уютные виллы и ткани с фантастическими цветами и тропическими лесами

Человек-легенда: дизайнер Йозеф Франк

Факты

  • Йозеф Франк родился в 1885 году в Вене, умер в 1967 году в Стокгольме.
  • 1908: получил дип-лом архитектора.
  • 1919–1931: строил дома для рабочих.
  • 1930: вместе с Оскаром Влахом создал знаменитую виллу Beer.
  • 1934: начал сотрудничать со шведской маркой Svenskt Tenn.
  • 1952: кавалер золотой медали шведского короля за достижения в литературе и искусстве.
  • 1965: лауреат Большой госпремии Австрии по архитектуре.
Человек-легенда: дизайнер Йозеф Франк

Интерьер декорирован предметами и тканями, созданными Йозефом Франком для шведской компании Svenskt Tenn. Кушетка, 1937–1938 годы, обита тканью Mirakel («Чудо»). Эта ткань — одна из ранних, создана Й. Франком еще в конце 1920-х годов — по сей день выпускается Svenskt Tenn.

Архитектор Йозеф Франк родился в 1885 году в Вене в зажиточной еврейской семье. В начале XX века этот город был центром новейших течений в искусстве, архитектуре и философии. Не поддаться духу творческой свободы было невозможно. Но, выбрав свою профессию, он не соблазняется богемностью вальсирующей столицы, а идет своим путем. Окончив в 1908 году Высшую техническую школу в Вене, он защищает диссертацию по архитектуре итальянского Ренессанса. Ему не было и 35 лет, когда его пригласили читать лекции в венскую Высшую школу прикладных искусств.

Шкаф

Шкаф Cabinet 522 обит тканью Celotocaulis, Svenskt Tenn. Йозеф Франк создал его в 1934–1935 годах, переняв традицию анг-лийских мебельщиков обивать корпусную мебель тканями.

К тому моменту архитектор уже успел открыть свое бюро, построить несколько частных зданий в Вене и отслужить в армии во время Первой мировой войны. В 1919 году, когда Франк стал преподавать, начинался интереснейший этап в истории венского градостроительства. Столицу Австрии в те годы называли Красной Веной: городской парламент возглавили социал-демократы и бросились решать жилищный вопрос. Выяснилось, что жилищный фонд столицы бывшей империи, над которой никогда не заходило солнце, пребывал в кризисном состоянии. Подсчитали, что в городе на тот момент было 400 тысяч квартир в одну-две комнаты, с маленькими окнами, выходившими во дворы-колодцы, часто без водопровода, канализации и электричества.

Благодаря усилиям «красных» парламентариев в Вене были построены уникальные жилые комплексы, в которых лучшие архитекторы использовали принципы так называемого «Нового строительства». Квартиры имели эргономичную планировку, функциональные кухни, большие окна. Комплексы возводились как единый архитектурный ансамбль, обычно охватывающий целый квартал. Здания украшали майолики, аллегорические скульптуры и фрески, посвященные людям труда.

Обои Eldblomman

Обои Eldblomman («Огненный цветок») по эскизу Й. Франка из архива Svenskt Tenn с 2012 года выпускает Boråstapeter (студии O-Design).

Это были своего рода модели городов будущего, предназначенных для жизни в обществе со справедливым социальным устройством. Сегодня эти микрорайоны для рабочих объявлены памятниками архитектуры. Франк участвовал в создании нескольких таких микрорайонов, но его проекты, в отличие от других, не обладали монументальной экспрессией и пафосом. Здания были лаконичны, без декора, имели простые объемы с ясным ритмом окон и гладкими фасадами. В Вене можно увидеть одно из них — Leopoldine-Glöckel-Hof. Его секции окрашены в разные пастельные тона, поэтому венцы прозвали дом «радужным и акварельным».

Интерьер виллы

Интерьер виллы Beer на Венцгассе в Вене, 1929–1931 годы.

Чтобы оценить изящество стиля Франка, надо взглянуть на стоящий на другой стороне шоссе Гюртель монументальный жилой комплекс для рабочих Reumannhof, — похожий на крепость, с многочисленными арками, колоннами и украшенным керамикой парадным фасадом.

Эскиз дома

Эскиз дома, Йозеф Франк, 1950-е годы.

Франк, хотя и проектировал многоквартирные дома, не был сторонником такой формы жилья. Он пропагандировал более соразмерные человеку поселки таунхаусов. В 1919 году он построил в предместье Вены рабочую деревню Ortmann: улицы белых модернистских двухэтажных домов с балконами, террасой на крыше, собственным садом. В центре поселка находились школа, библиотека, спорт-зал и клуб. К сожалению, до наших дней поселок не дожил. У Франка были свои представления о том, что делает человека счастливым, и они шли вразрез с идеями «Баухауза», Ле Корбюзье и других функционалистов. Не дом-машина, стандартизация и индустриализация, упрощающая быт, не просчитанные по науке жилищные единицы, а комфортная, ориентированная на человека архитектура.

Современная немецкая архитектура — практичная и интригующая, но в ней нет жизни»

Франк не понимал, как можно делать одинаковый для всех дизайн, — ведь все люди разные, и каждый человек — вещь в себе. В 1931 году он писал: «Современная немецкая архитектура — функциональная, практичная, зачастую даже интригующая, но в ней нет жизни».

Интерьер

Интерьер обставлен мебелью, созданной Йозефом Франком для шведской компании Svenskt Tenn.

В 1925 году Франк и его коллега Оскар Влах основали дизайн-бюро «Дом и Сад», где проектировали частные дома, интерьеры и мебель. Франк придавал огромное значение созданию индивидуальной среды обитания — комфортной, яркой, эмоциональной, красивой. Он мог «собрать» изысканный интерьер из антикварных вещей и ковров, дополнив его лишь несколькими сделанными на заказ предметами. Уже тогда занялся дизайном тканей — много позже это станет его основным доходом. Но пока он в первую очередь знаменитый архитектор. В 1929–1930-х годах Франк и Влах создали свой звездный проект — виллу для фабриканта Беера в Вене, на улице Венцгассе, 12. Она считается эталоном венской частной архитектуры конца 1920-х годов. «Хорошо спроектированный дом похож на прекрасные старинные города, где легко ориентируется даже чужестранец, ни у кого не спрашивая дорогу, находит и ратушу, и рыночную площадь», — писал Франк в своем манифесте. Эти идеи воплотились в доме Беера.

Ткань Brazil

Ткань Brazil, 1943–1945 годы, дизайн Й. Франка для Svenskt Tenn, рисунок навеян лесами Бразилии.

Белое трехэтажное здание с плоской крышей открыто в сторону сада. Изящно меблированные комнаты переходят одна в другую, чередуются, символизируя смену настроений человека, и приводят к доминанте — просторной гостиной. В 1932 году публике был представлен еще один проект, выполненный под руководством Франка.

Секретер

Секретер, спроектированный Й. Франком под маркой его дизайн-бюро «Дом и Сад», 1930- е годы.

Вилла Carlsten

Вилла Carlsten, 1927 год, одна из пяти частных вилл, построенных Й. Франком в шведском городке Фальстербу, где они с женой любили проводить лето.

На юго-западе Вены был построен образцовый поселок. Около 70 архитекторов спроектировали таунхаусы, окруженные садами. Дома строились как образцы, по которым в дальнейшем планировалось возводить поселки трудящихся. В этих проектах ведущие архитекторы-модернисты Австрии и Германии выразили свои представления об идеальном семейном жилище: недорогом, небольшом и при этом комфортном. Сам Франк построил дом № 12, который стоит и поныне по адресу Войновичгассе, 32. До наших дней дожили 64 дома, и сегодня по поселку водят экскурсии.

Светильники

Светильники, дизайн Й. Франка, Svenskt Tenn.

После прихода к власти в Германии нацистов неспокойно стало и в Австрии, и Франк в 1934 году эмигрирует в Швецию, на родину жены. В 49 лет ему предстояло начинать жизнь с чистого листа, ведь в Швеции его мало кто знал. Но ему повезло: основательница очень известной мебельной марки Svenskt Tenn Эстрид Эриксон пригласила его к сотрудничеству. Все, что создавал Франк следующие двадцать лет, он делал для этой компании: изящную мебель, навеянную классическими и восточными традициями; фантазийные ткани с завораживающими орнаментами, реальными и выдуманными экзотическими растениями и животными.

Стул

Стул, дизайн Й. Франка для Thonet-Mundus A.G., 1929 год.

Франк работал без устали: в архивах Svenskt Tenn осталось 160 эскизов тканей, 40 из которых сейчас в производстве, и 2000 эскизов мебели (70 предметов производится до сих пор). На Всемирных выставках в Париже в 1937 году и в Нью-Йорке в 1939-м интерьеры, созданные Франком, стали называть «шведским вариантом модернизма». В 1941 году, когда нацисты подступили к Швеции, Франк уезжает в США. В 1944 году Эстрид Эриксон получает от него подарок на свое 50-летие — посылку с 50 эскизами тканей, полных ничуть не менее радостных и волшебных образов.

Обои Varklockor

Обои Varklockor («Колокольчики») по эскизу Й. Франка из архива Svenskt Tenn, выпускает Boråstapeter (студии O-Design).

После войны, когда Франк вернулся в Швецию, вспомнили о нем и на родине. В 1965 году, за два года до смерти, даже наградили австрийской Госпремией по архитектуре, но Франк не поехал ее получать, сославшись на плохое здоровье. В Стокгольме есть площадь его имени, а последняя ретроспективная выставка проходила в Вене несколько лет назад. Одна шведская журналистка назвала Франка «лучшим подарком Гитлера Швеции», и с этим трудно не согласиться.

Пятиместный диван

Пятиместный диван длиной 355 см, обивка — 14 оттенков сине-зеленой ткани; изначально был спроектирован в единственном экземпляре для частной виллы, 1940–1950- е годы, Svenskt Tenn.


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.