ELLE Decoration

Все об актуальных трендах в дизайне интерьера, знаковых предметах декора и главных именах индустрии.

Человек-легенда: дизайнер Ренцо Монжардино

Итальянский декоратор Ренцо Монжардино владел уникальным даром: свои интерьеры он строил по законам театра

Когда в 1988 году знаменитый коллекционер и миллионер барон фон Тиссен-Борнемиса продал свое английское имение «Дейлсфорд», новый владелец в ужасе обнаружил, что «старинные» настенные панели из драгоценной кордовской кожи, украшавшие парадный зал, оказались прессованным и раскрашенным под золоченую кожу картоном. Декоратором «Дейлсфорда» был Ренцо Монжардино.

Ренцо Монжардино в гостиной своего дома в Милане.

Ренцо Монжардино в гостиной своего дома в Милане.

ФОТОSimon Upton/The interior archive

На его счету также резиденции Ротшильдов, Версаче, Онассиса и многих других аристократов и миллионеров. И нигде он не скупился на подобные спецэффекты: они были частью его творческой манеры. У Монжардинo имелась целая команда искусных мастеров, которые умели все: фанеру они могли расписать под старинную марокканскую плитку, деревянный пол — под мраморный, а бумажные обои превратить в ренессансные буазери тончайшей резьбы.

Холл квартиры Донателлы Версаче в Милане. Ренцо оформил первый этаж апартаментов, а спустя 20 лет, когда Донателла присоединила к ним квартиру этажом выше, работу продолжили его ученики.

Холл квартиры Донателлы Версаче в Милане. Ренцо оформил первый этаж апартаментов, а спустя 20 лет, когда Донателла присоединила к ним квартиру этажом выше, работу продолжили его ученики.

ФОТОRenzo Mongiardino

«Потертый веками» бархат на диванах и креслах затирали вручную и затем раскрашивали обычными канцелярскими кисточками. Изысканные барочные рельефы, карнизы и колонны делали из пластика. Заказчикам нравилось. Всем, без исключения! Заказы от именитых особ сыпались на Ренцо как из рога изобилия. Эти трюки и обманки были частью целого, а целое представляло собой сказочную, немного театральную, полную волшебства иллюзию, создать которую мог только Монжардино.

Один из проектов Ренцо — кабинет в нью-йорской квартире с росписями, на которых изображены дворцы эпохи Возрождения на фоне небоскребов.

Один из проектов Ренцо — кабинет в нью-йорской квартире с росписями, на которых изображены дворцы эпохи Возрождения на фоне небоскребов.

ФОТОMassimo Listri

Ни до, ни после него никому не удавалось сделать это настолько мастерски. Только он умел добиться в интереьере ощущения, что волшебство где-то рядом и вот-вот произойдет. Американский декоратор Марк Хэмптон называл Монжардино алхимиком, манипулирующим эмоциями и превращающим заурядные материалы в бесценные.

Декоратор миллионеров вырос в обеспеченной семье. Родители прочили ему карьеру юриста.
alt

Дом, построенный архитектором Алессандро Антонелли в Турине (1840), прозванный «Куском поленты» за то, что в плане он выглядит как остроугольный треугольник. На эскизе Ренцо Монжардино — дом в разрезе с отделкой всех этажей.

«В оформленных им комнатах иногда чувствуешь себя немного не в своей тарелке — словно ты зритель, случайно оказавшийся в самом центре декораций, в которых вот-вот разыграется сцена из Пуччини или Верди», — писал Хэмптон в своей книге «Легендарные декораторы». Монжардино действительно много занимался оформлением оперных и драматических постановок в лучших театрах мира — «Ковент-Гарден», «Ла Скала», «Ла Фениче» и «Комеди Франсез».

Но начиналось все гораздо раньше — по признанию самого Ренцо, еще в детстве. Будущий декоратор миллионеров рос в очень богатой семье. Его отец нажил состояние, занимаясь продвижением в Италии цветного телевидения. Мать происходила из знатного генуэзского рода. Когда Ренцо было двенадцать лет, семья купила в Генуе палаццо XVIII века.

Фрагмент столовой в Нью-Йорке, украшенной фресками с лесным пейзажем. Идею комнаты-сада Монжардино позаимствовал у древних римлян: подобные росписи часто встречаются в Помпеях.

Фрагмент столовой в Нью-Йорке, украшенной фресками с лесным пейзажем. Идею комнаты-сада Монжардино позаимствовал у древних римлян: подобные росписи часто встречаются в Помпеях.

ФОТОFiorenzo Cattaneo

Он на всю жизнь запомнил, как мать, стоя на пороге огромного темного холла, задумчиво обронила: «Какая красивая пустота... Нам будет сложно ее меблировать». И как потом принесли канделябры, и холл предстал в их мерцающем свете еще более прекрасным и таинственным.

Эскиз оформления комнаты, где хранились редкие гобелены XVIII века. Дамаст, которым обиты стены, гармонирует с ними по цвету.

Эскиз оформления комнаты, где хранились редкие гобелены XVIII века. Дамаст, которым обиты стены, гармонирует с ними по цвету.

ФОТОCarla de Benedetti

В своих мемуарах Ренцо Монжардино признавался, что это детское впечатление определило его выбор профессии: «Моя любовь к архитектуре, видимо, родилась в том зале. Тогда я понял, что вся наша жизнь протекает внутри какого-то пространства и это и есть архитектура. Когда вы в лесу, этот лес — ваша архитектура, и свет, который падает сквозь листву, — тот же самый, которым сияли канделябры в моем детстве».

Монжардино был главным художником фильма «Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли (1968). Роль Джульетты исполнила15- летняя Оливия Хасси.

Монжардино был главным художником фильма «Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли (1968). Роль Джульетты исполнила15- летняя Оливия Хасси.

ФОТОEverett/all over press

Провалив экзамены на юрфаке (родители мечтали, чтобы сын стал адвокатом), Монжардино уехал закончил миланский Политех (в том же году там получил диплом Джо Понти). Веяния модернизма, эксперименты с пластиком и гнутой клееной древесиной, новомодные легкие металлические конструкции и даже уходящий в прошлое стиль ар-деко оставили его равнодушным.

Спальня в мансарде, стилизованная под оранжерею. Росписи-обманки с изображением растительности — один из любимых приемов Монжардино.

Спальня в мансарде, стилизованная под оранжерею. Росписи-обманки с изображением растительности — один из любимых приемов Монжардино.

ФОТОRomolo Paganelli

Закалку, полученную в детстве, было не одолеть. Монжардино искал убежища от современности в импровизированных мирах прошлого, в барочных и ренессансных декорациях. Первым успешным проектом Ренцо был дом его сестры, который он оформил в начале 1950-х. Славу же принесли театральные декорации и сотрудничество с великим итальянским режиссером Франко Дзеффирелли.

Для этой «комнаты-руины» Монжардино придумал скульптурный камин — вариацию на тему «Головы Орка» из «Парка чудовищ»* в Бомарцо. В 2008 году Филипп Старк воспроизвел этот камин в московском бутике Baccarat.

Для этой «комнаты-руины» Монжардино придумал скульптурный камин — вариацию на тему «Головы Орка» из «Парка чудовищ»* в Бомарцо. В 2008 году Филипп Старк воспроизвел этот камин в московском бутике Baccarat.

ФОТОFritz von der Schulenburg/the interior archive

В 1962 году Мария Каллас блистала в поставленной лондонским «Ковент-Гарденом» «Тоске» в декорациях Монжардино. Он был главным художником фильмов Дзеффирелли «Укрощение строптивой» (1967), «Ромео и Джульетта» (1968), «Брат Солнце, сестра Луна» (1972) и дважды номинировался на «Оскар».

Фрагменты отделки собственного дома Монжардино.

Фрагменты отделки собственного дома Монжардино.

ФОТОMassimo Listri

Ренцо не питал пристрастия к отдельным предметам мебели или материалам. (Марк Хэмптон вспоминал, например, как во время работы над миланским палаццо Джанни Версаче декоратор по-свойски, словно с фанерной табуреткой, обращался с комодом ценой в 2 000 000 долларов, некогда принадлежавшим дочери Людовика XV.)

Фрагменты отделки собственного дома Монжардино.

Фрагменты отделки собственного дома Монжардино.

ФОТОMassimo Listri

Общее настроение и эффекты были для него важнее. Ренцо Монжардино говорил: «Я творец атмосферы, сценограф, архитектор, но не декоратор». Проживший 81 год, он продолжал работать до самого конца.

Ванная комната в башенке французского замка. Доходящие до потолка зеркала Ренцо украсил иллюзионистическими росписями с изображением листвы.

Ванная комната в башенке французского замка. Доходящие до потолка зеркала Ренцо украсил иллюзионистическими росписями с изображением листвы.

ФОТОMassimo Listri

Последним проектом Монжардино должен был стать новый театр «Ла Фениче» в Венеции — на месте старого, полностью сгоревшего в 1996 году. Но реализовать его создателю великих иллюзий было уже не суждено.

Я — творец атмосферы, сценограф, архитектор, но не декоратор».
Монжардино не боялся неожиданных сочетаний: медный самовар отлично смотрится на фоне буазери.

Монжардино не боялся неожиданных сочетаний: медный самовар отлично смотрится на фоне буазери.

ФОТОMassimo Listri

Факты

  • Лоренцо (Ренцо) Монжардино родился в 1916 году в Генуе в семье театрального импресарио. В 1936 году переехал в Милан.
  • Окончил Миланский политехнический институт по специальности «Архитектура».
  • Декорировал дома барона Ги де Ротшильда, модельеров Джанни Версаче и Валентино Гаравани, миллиардера Аристотеля Онассиса.
  • Дважды номинировался на «Оскар» как главный художник фильмов Франко Дзеффирелли.
  • Умер в своем доме в Милане в 1998 году в окружении внуков и правнуков.

Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.