ELLE Decoration

Все об актуальных трендах в дизайне интерьера, знаковых предметах декора и главных именах индустрии.

Человек-легенда: дизайнер Чини Боэри

Одна из первых женщин-архитекторов Чини Боэри стояла у истоков дизайнерского бума в Италии. Сегодня она по-прежнему удивляет нас своими объектами

Факты

1. Родилась в 1924 году в Милане.

2. Настоящее имя – Мария Кристина.

3. В 1951-м получила дип-лом архитектора в миланском Политехе.

4. Работала у Джо Понти и Марко Дзанузо.

5. В 1963-м открыла собственное бюро.

6. Проектировала мебель для Arflex, Knoll, Fiam, Poltrona Frau. Многие предметы стали иконами дизайна: кресло Bobo, диван Serpentone, диваны и кровати Strips, получившие в 1979-м высшую премию итальянского дизайна Compasso d’Oro.

7. Построила ряд частных модернистских вилл на острове Маддалена и на озере Маджоре.

8. Преподавала дизайн и архитектуру в университетах США, Бразилии, Швейцарии и в миланском Политехе.

дизайнер Чини Боэри

Дизайнер Чини Боэри в кресле Ghost (1987), Fiam.

Несмотря на возраст, Чини не перестает трудиться: только что разработала архитектурную концепцию школы будущего и направила ее в Министерство образования Италии, а также закончила проектировать мебель для заключенных миланской тюрьмы Bollate, которую те могли бы изготавливать сами в тюремной мастерской. Она до сих пор не бросила курить (а начала еще в 18 лет, будучи связной у партизан на озере Маджоре), часто дает интервью и рассуждает о смысле дизайна и профессиональной ответственности: «Сегодня дизайн часто путают с декорированием, приравнивают его к произведениям искусства.

дизайнер Чини Боэри

Cекционный диван Gradual System (1971), Knoll.

В 1950-е годы, когда я начинала, мы подразумевали под этим понятием совсем другое. Конечно, доля искусства в дизайне может присутствовать. Но все же главный компонент — это логичность. Хороший дизайн всегда функционален, практичен и интуитивно понятен». Она рассказывает, что выросла в очень либеральной, антифашистской семье: отец терпеть не мог любые проявления национализма, мать была учительницей, и дети на ее уроках могли сидеть в свободных позах и даже болтать ногами, что по тем временам было неслыханной вольностью. Неудивительно, что Чини всегда отличалась независимостью и внутренней свободой.

дизайнер Чини Боэри

Эскиз Чини Боэри.

После войны она твердо решила стать архитектором, хотя тогда профессия считалась исключительно мужской. В 1951 году закончила знаменитый миланский Политех — вместе с ней на курс поступили еще 9 девушек, но до диплома дошли только три, включая ее саму. После института Чини поступила на работу в бюро знаменитого архитектора и дизайнера Джо Понти. Первому сыну Чини — Сандро — тогда едва исполнился год. У Чини трое сыновей: Сандро — журналист, Стефано — архитектор, Тито — экономист.

дизайнер Чини Боэри

Вилла La Sbandata («Вилла с креном») (2004) на острове Маддалена.

Все трое, как и их отец, невролог Ренато Боэри, достигли известности каждый на своем поприще. Но с Ренато она развелась: «Мы были хорошей парой, но я, наверное, слишком независима, трудно жить рядом с такой женщиной». После недолгого сотрудничества с Джо Понти Чини попала к Марко Дзанузо. Итальянский дизайн тогда переживал бурное развитие, постепенно занимая ведущие позиции в мире, и Дзанузо был одним из лидеров этого движения.

дизайнер Чини Боэри

Диван Serpentone (1971), продававшийся на метры.

Он экспериментировал с материалами, прежде всего с пластиком, добивался отточенности и логичности формы и решал проблемы серийного производства. Вместе с ним Чини участвовала в социальных проектах. Они, например, разработали мебель для женского приюта: тумбочки со встроенными перегородками создавали личное, обособленное пространство в общей спальне. В 1963 году Чини основала собственное бюро и вскоре начала выпускать яркие и запоминающиеся предметы — буквально каждый стал отдельной страницей в истории дизайна. Она, например, первой придумала ставить мебель на ролики. Шезлонг Bobo, созданный ею в 1967 году для Arflex, стал первым в истории предметом мебели из цельного куска полиуретана без внутреннего каркаса. В 1971-м появляется нечто совсем революционное — диван Serpentone.

дизайнер Чини Боэри

Лаунж-кресло из коллекции мягкой мебели для Knoll (2008).

Он состоял из полиуретановых дисков, соединенных между собой наподобие мехов в музыкальных инструментах. Длина его ничем не ограничивалась, так что это была первая в мире мебель, продававшаяся на метры. После такой эпатажной премьеры Arflex попросил Чини выпустить что-нибудь более похожее на традиционную мебель, и она спроектировала диваны, пуфы и кровати Strips — со стегаными съемными чехлами на «молниях» они были похожи на огромные спальные мешки или куртки-пуховики и казались очень уютными. В 1979-м эта серия получила высшую награду итальянского дизайна — Compasso d’Oro («Золотой циркуль»). Чини много работала со стеклом. В 1987-м она создала невероятно изящное кресло Ghost для Fiam — и спинка, и сиденье, и подлокотники выполнены из единого листа гнутого закаленного стекла толщиной 12 мм.

дизайнер Чини Боэри

Стулья на трех ножках Botolo и Botolino, Arflex (1973).

Она делала не только мебель — хрустальный стакан Cibi стал культовым после того, как появился в руках Харрисона Форда в знаменитом фильме «Бегущий по лезвию». Архитектура — отдельная страница в творческой биографии Чини Боэри. Она построила целый ряд частных вилл на острове Маддалена недалеко от Сардинии и на озере Маджоре. Чини рассказывает, что в узких кругах ее в шутку называли «убийцей браков», потому что она обычно проектировала две отдельные спальни, чтобы у супругов был выбор — спать вместе или раздельно. Ее постройки всегда вписаны в окружающие ландшафты, а окна во всю стену расположены с таким расчетом, чтобы из них открывались потрясающие виды на воду. В 1980-е и 1990-е Чини много преподавала архитектуру и дизайн в университетах США, Бразилии, Швейцарии и в родном миланском Политехе. В 2011-м ей вручили Compasso d’Oro за совокупность достижений. Она лауреат еще множества различных наград и премий, но любит повторять: «Я же не эксгибиционист, чтобы кичиться всем этим!» Когда в 2012-м тогдашний президент Италии Джорджо Наполитано вручал ей высшую награду Италии — орден за заслуги перед Итальянской Республикой, она заявила: «Спасибо, конечно, только носить его я не буду». Наполитано пришлось отшучиваться: «А если я внезапно приду к вам в гости, может, хоть тогда наденете?» www. ciniboeriarchitetti.com


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.