ELLE Decoration

Все об актуальных трендах в дизайне интерьера, знаковых предметах декора и главных именах индустрии.

Билли Болдуин: декоратор миллионеров

Декоратор Билли Болдуин был любимцем нью-йоркского высшего света, к его советам прислушивались миллионеры и богема

Причины его успеха — не только безупречный вкус и чувство цвета, но и знание человеческой природы.

Cалон красоты Kenneth на 54-й улице в Нью-Йорке, оформленный Билли Болдуином. Рисунок Генри Келера. Середина 1960-х годов.

Cалон красоты Kenneth на 54-й улице в Нью-Йорке, оформленный Билли Болдуином. Рисунок Генри Келера. Середина 1960-х годов.

Билли Болдуин всегда настаивал, что он не придумал ничего нового в декораторском искусстве. Но это не мешало современникам, ученикам и даже врагам называть его «профессором интерьерного дизайна». Суховатый, невысокий и всегда с иголочки одетый человек с острым языком сделал для американского дизайна больше, чем кто-либо из его современников. Можно сказать, он изобрел его главные принципы: «Мебель должна быть в первую очередь удобной», «Европейский вкус — это хорошо, но у американцев есть и свой», «Цвета и принтов много не бывает». Он оформлял дома Коула Портера и Жаклин Кеннеди и учил богатых и знаменитых красивой жизни на протяжении всей своей пятидесятилетней карьеры.

Гостиная в доме Харви Лэдью в Мэриленде, конец 1940-х годов. Насыщенные темные цвета были визитной карточкой Болдуина.

Гостиная в доме Харви Лэдью в Мэриленде, конец 1940-х годов. Насыщенные темные цвета были визитной карточкой Болдуина.

Болдуин родился в 1903 году в богатой балтиморской семье. Его отец, Уильям Болдуин-старший, был владельцем страховой компании. Самым ярким эпизодом детства Билли стало случайное знакомство в театральной ложе с Анри Матиссом. Художника привезли в оперу сестры Коун, Кларибель и Этта, светские львицы, дом которых был признанным в городе очагом свободомыслия и индивидуализма. А еще — хранилищем великолепной коллекции полотен Матисса. На следующий день после спектакля десятилетний Билли отправился в квартиру сестер, чтобы открыть для себя палитру, которая будет с ним на протяжении всей жизни.

Гостиная в квартире супругов Истман в Нью-Йорке. На стене — картина Марка Ротко.

Гостиная в квартире супругов Истман в Нью-Йорке. На стене — картина Марка Ротко.

Гостиная в нью-йоркской квартире Билли Болдуина, 1946 год.

Гостиная в нью-йоркской квартире Билли Болдуина, 1946 год.

Карьеру декоратора Болдуин не выбирал — скорее, она сама его выбрала. В профессию он попал случайно. После неудачной попытки поучиться архитектуре в Принстоне (его выгнали со второго курса за плохую успеваемость) родители пытались пристроить сына в семейное дело, но безуспешно —счетоводом юный Билли оказался посредственным. Отчаявшись, мать уговорила своего друга, декоратора Чарльза Бенсона, взять сына в его фирму. Тут-то и выяснилось, что у Билли недюжинный талант не только к созданию интерьеров, но и к общению с клиентами. Он очаровывал их своими манерами и безупречным вкусом. Билли точно знал, чего ждут от своих домов местные буржуа, — в конце концов, он был сыном одного из них. Уже через пару лет фирма Бенсона удвоила свой доход, стала самой популярной декораторской конторой в городе, а Билли смертельно заскучал.

Фрагмент столовой в доме Джеймса Донахью на Лонг-Айленде, конец 1950-х годов.

Фрагмент столовой в доме Джеймса Донахью на Лонг-Айленде, конец 1950-х годов.

«Жители Балтимора не считают денег, которые они тратят на виски, но не готовы расстаться с лишней копейкой, когда речь идет о покупке стула. Если бы я не уехал оттуда, то до конца жизни делал бы унылый «чиппендейл», толстел и играл в бридж», — говорил он впоследствии. В 1935 году Болдуин вежливо распрощался с Бенсоном и уехал покорять Нью-Йорк. Его взяла в ассистенты знаменитая Руби Росс Вуд — самый успешный декоратор того времени. Сама она говорила, что до знакомства с Болдуином не верила, будто мужчина может преуспеть в этой профессии. То был женский мир, в нем правили Элси де Вольф, Диана Тейт и Мариан Холл. Но обходительный провинциал очень быстро показал: у этих великих женщин прекрасный вкус, но он родом из XVIII века, а на дворе середина XX. «Меньше антиквариата и бархата, — говорил Болдуин. — От них пахнет старостью и смертью».

Декоратор Билли Болдуин представляет мебель, изготовленную по его эскизам, 1976 год.

Декоратор Билли Болдуин представляет мебель, изготовленную по его эскизам, 1976 год.

Факты

Гостевая комната в доме С.И. Ньюхауса-младшего в Нью-Йорке (из книги «Billy Baldwin. The Great American decorator», издательство Rizzoli). На стене слева — картина Жюля Олицки, справа — Кеннета Ноланда.

Гостевая комната в доме С.И. Ньюхауса-младшего в Нью-Йорке (из книги «Billy Baldwin. The Great American decorator», издательство Rizzoli). На стене слева — картина Жюля Олицки, справа — Кеннета Ноланда.

Восьмиугольная спальня в доме Фредерика Геста. Обои изготовлены на заказ по эскизу Болдуина.

Восьмиугольная спальня в доме Фредерика Геста. Обои изготовлены на заказ по эскизу Болдуина.

Вуд ввела его в нью-йоркское общество, познакомила с редакторами глянцевых журналов. «Понимая, насколько глянец влияет на сознание людей, она хотела, чтобы мои работы появлялись на страницах самых главных журналов». Редакторы сразу полюбили Болдуина: он не только обеспечивал им красивую интерьерную картинку, но и не скупился на комментарии по поводу владельцев — впрочем, всегда предельно вежливые. В середине сороковых Вуд отошла от дел, сделав Болдуина партнером и управляющим своей фирмы. В этом качестве он проработал до 1973 года, а затем передал бразды правления своему ассистенту и протеже Артуру Смиту.

Столовая в доме Пласидо Аранго в Мадриде. На стене — картина Эль Греко «Святой Фома».

Столовая в доме Пласидо Аранго в Мадриде. На стене — картина Эль Греко «Святой Фома».

В интервью, которое он дал вскоре после ухода на покой, Болдуин признался: «У меня нет никаких сбережений. Я встречаю старость с крохотной пенсией и социальной страховкой. Деньги я никогда не любил, зато обожал книги, хорошую одежду и театр. Что уж тут поделаешь!» Через пару лет ему даже пришлось из экономии переехать в пригород и для заработка начать читать лекции о декораторском искусстве. Он учил слушателей нарушать правила, но не все, рассказывал, как превращать эклектику в гармонию, говорил, что хлопок практичнее шелка, и уверял, что многочисленные ножки столов и стульев делают комнату неуютной, поэтому текстильные чехлы — это великое изобретение.

Спальня, оформленная Билли Болдуином, с характерным для него балдахином над кроватью. Рисунок Иеремии Гудмана.

Спальня, оформленная Билли Болдуином, с характерным для него балдахином над кроватью. Рисунок Иеремии Гудмана.

«Каждая женщина в Америке в глубине души считает себя прирожденным декоратором. Поэтому фраза, которую вы обязательно от нее услышите, будет звучать так: «Я даю вам полную свободу, но...». В творческой переработке этих «но» и есть секрет успеха. Поэтому работайте только с людьми, с которыми можете говорить на одном языке, иначе проект будет кошмаром от начала до конца». Такие советы он давал своей аудитории. И лучшие декораторы мира следуют им по сей день!

Лестница в доме Джеймса Фентресса во Флориде, редкий для Болдуина пример монохромного интерьера.

Лестница в доме Джеймса Фентресса во Флориде, редкий для Болдуина пример монохромного интерьера.


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.