ELLE Decoration

Все об актуальных трендах в дизайне интерьера, знаковых предметах декора и главных именах индустрии.

Дом-легенда: знаменитый особняк Александра Дюма

Когда Александр Дюма начал строить дом, все посчитали его сумасшедшим: дом на глине — кому такое могло прийти в голову?

Только этому гиганту с непомерным аппетитом! Скупая по мере поступления гонораров от «Трех мушкетеров» и «Графа Монте-Кристо» гектар за гектаром на холме Марли, Дюма по собственному проекту выстроил Монте-Кристо — просторный дом в пригороде с видом «на весь Париж».

особняк Александра Дюма

Жуир, бонвиван и обжора, Александр Дюма обожал гостей и всегда выступал в роли повара. Книга кулинарных рецептов великого романиста (более трехсот рецептов!) стала бестселлером еще при его жизни. Муляжи экзотических блюд, украшенные перьями и жемчужными булавками, — элемент экспозиции Музея Дюма.

ФОТОGuillaume De Laubier

Знаменитый архитектор Ипполит Дюран, на счету которого к тому времени уже был знаменитый павильон «Вилла Евгении» в Биаррице, устал приводить доводы против строительства: «Мсье, невозможно построить дом на глине!» — «Ах так? Превосходно: избавьтесь от нее! Выройте огромную яму, дойдите до песчаника и, черт возьми, устройте там погреба и кухню, какой нет ни у кого!» — «Но это обойдется вам в сотню тысяч франков!» — «Надеюсь, что не больше!» В результате на «шато мечты» — замок Монте-Кристо – Дюма израсходовал 200 тысяч франков золотом — сумасшедшая сумма, если учесть, что в те времена даже непомерно раздутый проект стоил всего 48 тысяч!

Дюма не мелочился: его романы, едва они были заявлены в печати, продавались на корню за бешеные деньги. Правда, писатель становился рабом контракта, но что какие-то пятьсот страниц этому трудоголику? Дюма успевал повсюду: писал, поторапливал рабочих, ругался с поставщиками. Без его указаний нельзя было забить ни одного гвоздя. Нетерпение его было непомерным: 24 июля 1845 года, в день своего рождения, он рассылает приглашения в высокопарном стиле: «Имею честь принять вас в собственном замке Монте-Кристо». Примчавшиеся из Парижа друзья были в шоке: по колено в грязи Дюма с гордым видом расхаживал по стройке, рассказывая, где, что и как устроит.

Хоть и преждевременно, новоселье отпраздновали шикарно: как из-под земли появились корзины с деликатесами, собственноручно приготовленными хозяином дома. Замок Монте-Кристо стал воплощением разносторонней личности Дюма: его любви к истории, романтического взгляда на мир, безудержной фантазии, страсти к комфорту и хорошей кухне. Первый этаж с парадным выходом в сад был разбит на несколько маленьких салонов, будуар и столовую, из окон которых открывался потрясающий вид на Сену. Мебель от Буля, элегантный паркет, картины, статуи вперемешку с курьезными мелочами и чучелами птиц придавали этим помещениям вид экзотический и классический одновременно. Гордость второго этажа — «арабский» салон.

особняк Александра Дюма

Чтобы наблюдать за подъезжающими гостями не отрываясь от работы, Александр Дюма построил «отдельный кабинет » — замок Иф. Под мостиком, соединяющим особняк и замок, вырыли ров — один из элементов ландшафтного дизайна от знаменитого архитектора Ипполита Дюрана.

ФОТОGuillaume De Laubier

Состоящая целиком из резных кружевных панелей эта уникальная комната была создана двумя знаменитыми мастерами-марокканцами, Аджи Юнисом и его сыном Магометом, которых Дюма привез из путешествия в Африку в 1846 году, — их имена и сегодня можно увидеть в вязи рисунка на одной из панелей. Рядом разместились: салон в стиле Генриха II, выдержанные в стиле Людовика XVI интимные гостиные, кабинеты и спальни с роскошными кашемировыми занавесями.

особняк Александра Дюма

На реставрацию знаменитого дома- музея король Марокко Хасан II выделил фантастические средства. Теперь в «арабском салоне » все именно так, как было при жизни писателя.

ФОТОGuillaume De Laubier

В третьем этаже были устроены библиотека в стиле Людовика XIV, комнаты для друзей, помещения под службы, а на самом верху, под крышей, — комнаты слуг. Самым интересным местом дома и «центром удовольствий» стал двухэтажный подвал — средоточие сибаритства и упоения жизнью во всех ее проявлениях: от обжорства до подвижнического труда. Там расположились кухни и турецкая баня — хаммам. Фасад здания украшал девиз хозяина: «J’aime qui m’aime» («Люблю тех, кто любит меня»). Любили Дюма многие. Экипажам по часу приходилось стоять в очереди у ворот усадьбы, которая на первых порах более всего походила на выставку достижений строительного хозяйства.

Самые нетерпеливые гости пытались добраться до подъезда пешком и не могли скрыть изумления: подгоняемый неистовым Дюма знаменитый «архитектор садов» Ален Куссеран за два года, пока шло строительство Монте-Кристо, создал на холме Марли изысканный аристократический ландшафт. Трехэтажный замок окружал расположенный на нескольких уровнях роскошный сад «Гайдэ» с маленькими арками, идеальной формы лужайками, романтическими гротами, яркими клумбами и живописными фонтанами. «Я не могу с утра до ночи беседовать с этими болванами, что приходят засвидетельствовать мне свое почтение».

особняк Александра Дюма

Эклектика — излюбленный стиль великого романиста. Рядом с марокканскими орнаментами легко уживаются и готика, и классицизм.

ФОТОGuillaume De Laubier

»Мне, наконец, нужен кабинет, где никто меня не тронет». Результат этих гневных тирад — окруженный искусственным рвом с водой трехэтажный замок Иф с химерами на манер Нотр-Дам, причудливыми лепными украшениями по углам фасада, с вытянутыми готическими окнами и «кружевными» арками из камня. Здесь Дюма мог уединяться для работы в компании Шекспира, Вергилия, Данте, Гомера, которые соседствовали с его любимыми персонажами: Дантесом, герцогом Гизом, Генрихом Наваррским и графиней де Монсоро. Портреты и тех и других он поместил в медальоны на стенах замка.

Дюма любил уединение, но терпеть не мог одиночества, поэтому гости толпились в Монте-Кристо едва ли не с утра. Чтобы видеть, кто подъехал, Дюма велел выстроить оба дома так, чтобы фасады приходились друг против друга и, поглядев в окно, можно было решить: выходить к гостям или нет. Но чаще всего этот трудяга просил слугу запирать его снаружи, чтобы ничто не отвлекало его от работы, и лишь поздно вечером (не раньше!) «тюремщик» имел право отпирать входную дверь. Все, кто приходил навестить писателя, вынуждены были ожидать конца рабочего дня с чашкой кофе или бокалом вина.

особняк Александра Дюма

Истинное число романов Александра Дюма не в силах установить ни один биограф.

ФОТОGuillaume De Laubier

Для Дюма-романиста эта принудительная мера оказалась весьма продуктивной. В стенах замка Иф в Марли им было написано восемьдесят восемь эссе, романов, хроник, научных, исторических и кулинарных исследований. По приказу автора названия этих произведений были выведены на стенах «темницы», ее фасад украсили скульптуры созданных им персонажей, а также бюст самого автора в окружении двух грифонов. «Дух Дюма – это жизнь поместья Монте-Кристо», — не уставал повторять писатель. Заслуженный гурмэ Франции, равно обожающий и готовить, и угощать, Александр Дюма увековечил свой гастрономический интерес: его кулинарный словарь-справочник с авторскими рецептами стал бестселлером еще в XIX веке, и Дюма считал, что один этот том стоит всех его произведений.

Свои кулинарные амбиции Дюма тут же воплощал в жизнь и хлебосольством прославился не меньше, чем романами. Он часто повторял: «В воскресенье приглашаю я, в другие дни люди приглашаются сами». Действительно, в Монте-Кристо едва ли не ежедневно устраивались грандиозные обеды, на которые легко было попасть даже случайному прохожему: достаточно было сказать слуге дежурную фразу: «Я к мсье Александру». На новоселье в Монте-Кристо в 1847 году в замке оказалось более шестисот гостей, хотя приглашения были разосланы лишь пятидесяти самым близким знакомым! Он никому не мог отказать — ведь это была великолепная реклама.

Дюма с удовольствием констатировал: «Я замечаю, что моя слава кулинара затмевает славу литератора!» Он стал смиренным подмастерьем у знаменитых шеф-поваров своего времени Гуффе и Вильмона, без конца разузнавал у них все новые гастрономические тонкости и изобретал новые блюда.

особняк Александра Дюма

Чтобы создать настоящий «арабский салон », в 1846 году Дюма привез из Африки знаменитых марокканских резчиков Аджи Юниса и его сына Магомета.

ФОТОGuillaume De Laubier

В расположенных глубоко под землей подвалах с толстыми стенами из камня провизия сохраняла свежесть круглый год. Все блюда Дюма готовил только сам в своей знаменитой подземной кухне, где располагались несколько котлов и гигантских плит, а затем на специально спроектированном лифте подавал их в столовую. Назывались блюда всегда экзотично, скажем, «нога слона, фаршированная филе из кенгуру».

Дюма слыл оригиналом и по части оформления блюд: в его доме до сих пор выставлены муляжи, повторяющие разноцветные пирамиды и скульптуры из желе, украшенные жемчужными булавками и перьями. Содержание блюд было не менее оригинальным: Дюма пер вым ввел в меню гурманов омлет с устрицами и похлебку из нормандских куропаток в виде профитролей. Он с наслаждением угощал гостей, приговаривая, что гурманство — главное удовольствие в жизни, и во время обедов этот тучный человек сновал между кухней и столовой, словно последний поваренок.

особняк Александра Дюма

Средневековый мраморный бюст на фоне арабских кружев — типичная деталь декора особняка в Марли.

ФОТОGuillaume De Laubier

К сожалению, знаменитая кухня не сохранилась: после смерти Дюма в 1870 году дом неоднократно перепродавался и перестраивался новыми владельцами, каждый из которых старался модернизировать его на свой лад: один возвел новые стены, другой провел электричество, третий разбил новые клумбы в саду... Последним Монте-Кристо арендовал частный английский пансион для мальчиков.

Пятнадцать лет десятки сорванцов день-деньской с воплями носились по коридорам и лестницам, так что в конце концов даже руководители пансиона поняли, что от дома Дюма скоро ничего не останется. К этому времени пространство кухни было отдано нескольким безликим рефрижераторам, а уникальную гигантскую плиту dumasien заменили мощные электрогиганты. Наконец, пансион съехал, и в 1970-м газета «Фигаро» начала кампанию в защиту исторического дома. Одним из первых откликнулся король Марокко Хасан II: сначала он выделил фантастические средства на восстановление «арабского» салона, а затем его стараниями весь дом был переведен на новую систему отопления. Поэтому сегодня Монте-Кристо открыт круглый год, в отличие от большинства парижских загородных музеев, которые зимой не работают по причине отсутствия отопления.

особняк Александра Дюма

На протяжении двух веков дом Дюма не раз продавался и перестраивался. Разве что чудом в нем сохранились старинные зеркала и вывезенная из Марокко мебель.

ФОТОGuillaume De Laubier

Реставрация длилась два года, и король лично контролировал проект. Хрупкие резные панели салона были отреставрированы лучшими мастерами из Марокко, и сегодня знаменитая экзотическая комната Дюма блистает новыми красками, воссоздавая стиль и дух дома Дюма. Марокканская комната — это оригинальный памятник Дюма-путешественнику: образцы роскошного мавританского стиля он видел во дворцах Альгамбры в Гренаде, в замке Альказар в Севилье, во дворцах тунисских беев и марокканских королей.

особняк Александра Дюма

По приказу хозяина стены дома были украшены портретами великих писателей в окружении химер и грифонов.

ФОТОGuillaume De Laubier

Разумеется, он не мог успокоиться, пока не создал нечто подобное в Монте-Кристо. Причудливая лепнина, разноцветные витражи, светильники с переливающимися стеклами, роскошные восточные шелка, которыми обиты диваны и подушки, кальяны — все это богатство он вывез из Африки после многочисленных «налетов» на алжирские, марокканские и тунисские базары. Правда, тогда везти мраморные плиты издалека было сложно, поэтому пол выложили обыкновенным европейским паркетом. Зато сегодня в salon mauresque можно видеть живописные мозаичные узоры из мрамора, специально привезенного из Марокко.

особняк Александра Дюма

В декоре «арабского » салона смешались детали интерьера, которые Дюма подсмотрел во дворцах Альгамбры в Гренаде, Альказар в Севилье, у тунисских беев и марокканских королей: мягкие диваны, мраморные полы, причудливая резьба.

ФОТОGuillaume De Laubier

Тут же на камине — один из бюстов Дюма в феске. Кроме кулинарии и декора у Дюма была еще одна страсть — охота. В замке постоянно жили четырнадцать собак, которые тоже отличались гостеприимством, и иной раз усадьба больше походила на псарню. Дюма только посмеивался: «Если я люблю гостей, то и мои собаки тоже имеют право приглашать приятелей!» Он обожал животных и из каждого путешествия привозил экзотический экземпляр местной фауны. Фазаны, павлины, попугаи, восточные петухи оглашали окрестности необычными криками. В поместье Монте-Кристо до сих пор живут его любимцы в виде статуй и портретов: ястреб Югурта, пойнтер Причард, грифон Томбо, коты Мисуф I и Мисуф II. В этом «земном раю», как называл его сам Дюма, найдется место всем — здесь до сих пор царит дух гостеприимства.


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.