ELLE Decoration

Все об актуальных трендах в дизайне интерьера, знаковых предметах декора и главных именах индустрии.

Дом-легенда: вилла Некки-Кампильо в Милане

На свете не так уж много домов, ставших главными героями фильмов. Однако настоящая история виллы Некки-Кампильо была не менее захватывающей, чем любое кино.

Лука Гвандонини, режиссер фильма «Я — любовь», вышедшего на экраны в 2009 году, так описывал резиденцию семейства Некки: «Этот дом похож на корабль дураков: он построен в предвоенную эпоху, когда весь мир трещал по швам, людьми, которые, крепко зажмурившись, твердили: «Мы — соль земли! Будущее принадлежит нам». Не случайно он выбрал именно это здание для съемок своей драмы о том, как затаенная страсть героини Тильды Сиунтон привела к неизбежному краху семью аристократов, павших под грузом собственной надменности. «У моих героев даже фамилия Рекки, почти такая же, как у владельцев дома, но это абсолютно случайное совпадение!» — рассказывает Гвандонини.

На вилле имелись все мыслимые в ту пору удобства, включая бассейн и гараж на четыре машины.
Архитектор Пьеро Порталуппи (1888–1967).

Архитектор Пьеро Порталуппи (1888–1967).

ФОТОFondazione Piero Portaluppi

Судьба семейства Некки-Кампильо, хотя и не так мелодраматична, как у героев фильма, но для сериала о быте и нравах миланского высшего общества вполне сгодилась бы. В XX век семья Некки, сделавшая состояние на производстве швейных машинок, вступила без наследника мужского пола. Две сестры, Джиджина и Недда Некки, должны были найти себе мужей, которые смогут с достоинством владеть и управлять падуанскими фабриками. Повезло лишь одной — Джиджине. Она вышла замуж за Анджело Кампильо, младшего отпрыска обедневшей аристократической фамилии, отличавшегося не только звучным именем и изысканными манерами, но и незаурядной деловой хваткой. Ходили слухи, что наследница миллионов отбила жениха у сестры. Кстати, Недда замуж так и не вышла и всю жизнь прожила в одном доме с Анджело и Джиджиной. Именно Недде пришла в голову идея построить виллу, которая позже стала главной гордостью семьи Некки-Кампильо. Для этого амбициозного проекта был приглашен модный архитектор Пьеро Порталуппи, который не только построил и оформил гигантский двухэтажный дом, но и обставил его мебелью по собственным эскизам. За пределами Италии имя Пьеро Порталуппи мало кому известно. Все лавры родоначальника итальянского модернизма достались его современнику Джо Понти. Выбор истории неслучаен: стиль Порталуппи куда менее определен и однозначен. Стоя в гигантском парадном холле, из которого через высокие дверные проемы раскрываются в обе стороны линии анфилад, не сразу понимаешь, попал ли ты в классический особняк конца XIX века, который перестроили по вкусу новых хозяев, или в протомодернистскую виллу с сильной примесью ар-деко и даже ар-нуво. Слово «эклектика» в применении к работам Порталлупи — отнюдь не ругательство, а лишь констатация того факта, что строил он в эпоху, когда «современная архитектура» еще не превратилась в интеллектуальную штудию и являлась синтезом стилей и опыта поколений. Особняк Некки-Кампильо был напичкан техническими новинками — здесь устроили первый в Милане частный бассейн с подогревом, первый гараж на четыре машины, в стены встроили подъемники, облегчающие труд прислуги. Комнаты анфилады разделялись выдвижными перегородками — такая система была очень удобна для многочисленных приемов и вечеринок, которыми Некки славились на весь Милан. При этом интерьер был сдержанным, без фривольности форм, без намека на вычурность и показной блеск. Между тем стоимость проекта по тем временам — космическая: в переводе на доллары — около 18 миллионов. Но Некки и не думали ограничивать фантазию архитектора напоминаниями о смете. И даже когда для создания потолка в библиотеке архитектор призвал целых тридцать высококвалифицированных рабочих, глава семьи подписал чек не глядя. К концу строительства в 1935 году о чудо-вилле говорил уже весь город. Но долго семье Некки пожить в ней не удалось — с началом Второй мировой войны в 1939 году они сочли за лучшее уехать в свою деревенскую резиденцию, а в 1943 году фашистские генералы устроили в особняке штаб-квартиру. Настоящее возрождение виллы Некки началось лишь в начале пятидесятых годов — изменившаяся мода и желание стереть воспоминания о военном времени заставили Некки нанять декоратора-классика — Томазо Буцци. Он добавил в интерьер мебель XIX века, обшил деревянными резными панелями большую столовую и развесил по стенам гобелены. Его дополнения, хоть и чужеродные дому, не испортили интерьер. Многие помещения остались такими, какими их задумывал Порталуппи: например, запечатленная в фильме Гвандонини угловая комната — зимний сад. Здесь все как прежде — и асимметричный рисунок пола из травертина, и журнальный столик на тонких ножках со столешницей из ляпис-лазури*, и изумрудная обивка дивана.

Хозяева не стали ограничивать смелые фантазии архитектора напоминаниями о смете.

Джиджина Некки умерла в 2001 году, в возрасте 99 лет, бездетной, пережив мужа и сестру. Последние десять лет она практически не покидала виллу. После смерти хозяйки дом перешел Государственному фонду охраны памятников природы и культуры, который превратил здание в общедоступный музей. Так что теперь в любой день, кроме понедельника, любопытные посетители могут побродить по комнатам, которые почти сто лет служили декорациями для амбиций, страстей и тайн богатейшей семьи Милана.

1/13
  • Главный холл. Отсюда в обе стороны отходят анфилады парадных покоев. Широкая лестница ведет наверх, в частную зону.
  • С улицы Моцарта вход в виллу Некки не виден, он прячется в глубине роскошного сада.
  • Комната — зимний сад отделяется от основных помещений раздвижными металлическими дверями.
  • Облик парадной столовой изменился в 1950-х годах: декоратор Томазо Буцци украсил ее 30-рожковой хрустальной люстрой и гобеленами.
  • Асимметричный рисунок потолка в библиотеке, придуманный Порталуппи, — дань уважения итальянской готике.
  • Курительная комната. Гигантский каминный портал сложен из двух видов серого мрамора.
  • Большая часть стен в «общественной» части дома покрыта панелями из палисандра.
  • Полуподвальный этаж отведен для прислуги. Мебель для него спроектировал Порталуппи.
  • Фрагмент парадной лестницы.
  • В этой комнате при кухне дважды в день — в полдень и в семь часов вечера — весь штат прислуги собирался за столом.
  • Приватные комнаты оформлены не так торжественно, как парадные залы, но геометрический рисунок паркета и лаконичные формы мебели остаются неизменными.
  • Ванные комнаты отделены от спален невысокими перегородками и тяжелыми портьерами.
  • Шкафы в гардеробных, как и большая часть мебели в доме, сделаны по эскизам Порталуппи.

Главный холл. Отсюда в обе стороны отходят анфилады парадных покоев. Широкая лестница ведет наверх, в частную зону.

ФотоMassimo Listri

С улицы Моцарта вход в виллу Некки не виден, он прячется в глубине роскошного сада.

ФотоGiorgio Majno/Fondo Ambiente Italiano

Комната — зимний сад отделяется от основных помещений раздвижными металлическими дверями.

ФотоMassimo Listri

Облик парадной столовой изменился в 1950-х годах: декоратор Томазо Буцци украсил ее 30-рожковой хрустальной люстрой и гобеленами.

ФотоMassimo Listri

Асимметричный рисунок потолка в библиотеке, придуманный Порталуппи, — дань уважения итальянской готике.

ФотоMassimo Listri

Курительная комната. Гигантский каминный портал сложен из двух видов серого мрамора.

ФотоMassimo Listri

Большая часть стен в «общественной» части дома покрыта панелями из палисандра.

ФотоMassimo Listri

Полуподвальный этаж отведен для прислуги. Мебель для него спроектировал Порталуппи.

ФотоMassimo Listri

Фрагмент парадной лестницы.

ФотоMassimo Listri

В этой комнате при кухне дважды в день — в полдень и в семь часов вечера — весь штат прислуги собирался за столом.

ФотоMassimo Listri

Приватные комнаты оформлены не так торжественно, как парадные залы, но геометрический рисунок паркета и лаконичные формы мебели остаются неизменными.

ФотоGiorgio Majno/Fondo Ambiente Italiano

Ванные комнаты отделены от спален невысокими перегородками и тяжелыми портьерами.

ФотоMassimo Listri

Шкафы в гардеробных, как и большая часть мебели в доме, сделаны по эскизам Порталуппи.

ФотоMassimo Listri


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.