Звезды

Читайте в разделе Звезды на ELLE.ru эксклюзивные интервью с известными людьми, истории успеха, цитаты и правила жизни известных людей.

Тимур и его команда

В сентябре мы увидим его фильм «9». Дальше будут «Черная молния», «Особо опасен-2» и «Моби Дик». У Тимура Бекмамбетова всегда много работы — кризис приносит проблемы, а он их решает. Фотограф Кирилл Попов. Текст Галина Галкина.

image

В сентябре мы увидим его фильм «9». Дальше будут «Черная молния», «Особо опасен-2» и «Моби Дик». У Тимура Бекмамбетова всегда много работы — кризис приносит проблемы, а он их решает. Фотограф Кирилл Попов. Текст Галина Галкина.

ELLE В день 09. 09. 09 состоится мировая премьера вашего нового проекта, фильма «9», который вы продюсировали с Тимом Бертоном. Это картина апокалипсиса в исполнении механизмов и вязаных игрушек?

Тимур Бекмамбетов Сюжет «9» — это попытка понять, как нам жить в мире, когда мы отдаем машинам часть себя, как, например, сейчас я передаю свои мысли вашему диктофону. И у нас есть мобильный телефон с записной книжкой, в которой мы храним телефоны тех, чьи имена подзабыли. То есть часть нашей души хранится отдельно от нас. А компьютер — это вообще хранилище нашего сознания, которое устроено спекулятивно-потребительски: отложенная нами информация выбрасывается из головы. Фильм «9», конечно, не является копией мира, в котором мы живем, но спровоцирован проблемами, которые нас окружают и волнуют. Одна из них посвящена опасности, исходящей от окружающих нас вещей, большинство которых сделаны без души. Мы ее не осознаем, но ощущаем: то, что сделано с душой, — живое и дает нам энергию. А то, что сделано без души, забирает ее.

ELLE А кто придумал эту историю?

Т.Б. Шэйн. Это был короткометражный мультфильм, который он выпустил в 2004 году и впоследствии получил кучу призов за него, в том числе был номинирован на «Оскара» в 2006 году. Мы почувствовали большой потенциал в нем и в его истории и помогли ему сделать полнометражный фильм, который весь мир увидит в день 09. 09. 09. Для перевода фильма и его адаптации на русский язык мы пригласили Дмитрия Глуховского — автора культовых книг «Метро-2033» и «Метро-2034». Кроме того, Глуховский написал предысторию, каким образом наш мир стал миром «9».

ELLE Как вы с Тимом Бертоном нашли друг друга?

Т.Б. У нас с Бертоном один и тот же агент, который нас свел, потому что в моих фильмах присутствует бертоновский мистицизм. Мы познакомились и решили, что будет хорошо помочь Шэйну сделать его фильм. В общем, я очень рад знакомству с Бертоном, и мы сейчас затеваем следующий совместный проект.

ELLE Вы сошлись творчески или по-человечески тоже?

Т.Б. Мы с Тимом не близкие друзья — встречаемся исключительно по поводу совместных проектов. У каждого из нас свои дела — он сейчас делает «Алису в стране чудес», а я готовлюсь к «Особо опасен-2».

ELLE Наверное, если бы вы оказались с Бертоном на необитаемом острове, то стали бы друзьями?

Т.Б. (смеется). Оказаться с Тимом на острове — это не самая большая мечта.

ELLE А какая у вас самая большая мечта?

Т.Б. Не могу сказать. Очень опасно формулировать свои мечты и цели, потому что это накладывает обязательства. Вы фильм «Сталкер» помните? Очень трудно разобраться, какие цели истинные, а какие ложные. Проще и лучше, когда все идет, как идет. Самое главное — оставаться в состоянии свободы, когда в любой момент можешь поменять направление.

ELLE Вам легче так жить на две страны?

Т.Б. Нет, я чувствую себя здесь в длительной командировке. Ощущать себя в Америке как дома очень сложно.

ELLE А где вы ощущаете себя как дома?

Т.Б. В Москве, скорее всего. Когда у меня нет других дел, я возвращаюсь в Москву. Там все мои друзья, все интересы. И находясь здесь, я продолжаю жить в Москве. Если ты проводишь по пять-шесть часов, разговаривая со своими близкими, то чувствуешь, будто и не уезжал. В течение дня я живу здешними делами, а вечером просыпается Москва, и я начинаю жить московскими делами. Вне зависимости от того, где находится твое тело, душа может находиться одновременно в разных городах.

ELLE А здесь у вас много общения?

Т.Б. Есть люди, с которыми я здесь общаюсь, но, естественно, все самые прочные связи в Москве. И Интернет расширил границы Москвы до размеров планеты. Теперь все стало Москвой. Когда я жил в Гурьеве, а это маленький городок, где я родился и вырос, то слово Урал для меня ассоциировалось с рекой лет до 12–13. В городе протекал Урал, и для меня любая река была Уралом. Подобное происходит сейчас — вне зависимости от того, где я нахожусь, я ощущаю себя в Москве.

ELLE Соотечественники, с которыми вы здесь встречаетесь, не становятся ближе американцев только потому, что говорят по-русски?

Т.Б. Ну нет, все-таки ближе. Когда говоришь по-русски, то перестаешь думать и можешь раствориться в разговоре. А когда говоришь по-английски, то ты ограничиваешься даже не словарным запасом, а культурным контекстом. Дело в том, что в разных странах понятия добра и зла не совпадают. Например, успешность в Америке — это абсолютное добро, а в России расценивается как негатив. Это значит, что ты хочешь отличаться от других, что не приветствуется в России. Так развивалось общество, и так мы воспитывались: держаться вместе, разделять общие цели, жертвовать собой ради общих интересов, и это считалось добродетелью. А в Америке наоборот.

ELLE Было интересно наблюдать еще одно культурное отличие, когда после известия о смерти Майкла Джексона американцы распевали его песни и танцевали под них, как будто хотели доказать, что «Джексон жил, жив и будет жить». Правда, невероятное выражение скорби для русских?

Т.Б. Я не знаю, были ли у нас звезды такого уровня. У нас свои герои, и они сильно отличаются. У нас, по-моему, есть только один человек, который по значимости равен Джексону — это Алла Пугачева. Для русских она значит больше, чем Майкл Джексон. Больше поколений жило и радовалось жизни под ее музыку. Слава богу, она жива. И дай Бог ей здоровья и долгих лет жизни.

ELLE Когда-то при каждой новой песне я думала, как же она угадывает мои мысли и чувства о любви. Казалось, что Пугачева поет про меня.

Т.Б. Это и есть мистическая связь между ней и народом. Во время войны в Афганистане солдаты шли в атаку и пели: «А он такой холодный, как айсберг в океане». Это для меня ничего не объясняет, потому что объяснить это невозможно. Но почему-то возникает уверенность, что другой песни не могло быть в 1986 году, когда шли в атаку ребята в Афганистане.

image

ELLE Как вы думаете, что это за феномен?

Т.Б. Пугачева любит людей, среди которых живет. А раз любит, то, соответственно, чувствует.

ELLE Это качество присуще и вам тоже?

Т.Б. Отношение нашего народа к Пугачевой можно сравнить с отношением к режиссерам старшего поколения — Данелии, Рязанову. А я — другое поколение, будущее покажет. Я стараюсь не думать и не гадать на этот счет.

ELLE Анимация становится с каждым годом все более популярной. Как вы объясняете этот взрыв?

Т.Б. Я думаю, что, во-первых, киноаудитория сильно помолодела. Те, кто постарше, сидят перед телевизорами и не хотят отрывать с дивана свои... тела, а кино стало развлечением для молодых людей. А во-вторых, анимация стала более выразительной, так как студия Pixar дала жизнь трехмерной анимации, и трехмерное стереокино будет и дальше развивать интерес к мультикам.

ELLE Почему герои мультиков стали для зрителей более привлекательными, чем звезды, которых они обожествили?

Т.Б. Просто мультипликационные фильмы легче брендировать, то есть превращать в знаки. Шварценеггер в свое время фактически стал знаком, мультипликационным персонажем. Он не менялся от фильма к фильму, а совершенствовался, кристаллизовывался, превращаясь в знак, как Том Круз, как Уилл Смит. Американские звезды — знаки, доведенные до идеальной ясности и запоминаемости.

ELLE А каким знаком явяется Анжелина Джоли, которую вы снимали в фильме «Особо опасен» и с которой вы собираетесь снимать его продолжение?

Т.Б. Она является знаком современной женщины, или знаковой женщиной. Она отвечает представлениям людей о современной женщине, сочетающей в себе мужскую силу и женское обаяние, а также демонстрирующей каждым поступком и фильмом целеустремленность и цельность. У нее есть ясная картина мира, и она ее защищает. У нее свое собственное понимание, что такое свобода, ответственность, любовь, вера. У нее свои убеждения, за которые она борется как в фильмах, так и в жизни.

 

ELLE А что для вас цельность?

Т.Б. Бескомпромиссность. У Джоли есть то, что она любит, и то, что она ненавидит, и переубедить ее невозможно никакими силами. Она не идет на компромиссы со своими чувствами и вкусами, и это важное качество.

ELLE Поэтому она завладела умами окружающих?

Т.Б. Потому, что она последовательна и верна себе.

ELLE Как вам с ней работалось?

Т.Б. Трудно. Делать что-то стоящее всегда очень трудно. Но, общаясь с людьми такого уровня, как Анжелина, получаешь заряд энергии и опыт, который открывает перед тобой новый срез мира.

ELLE А на какой стадии фильм «Особо опасен-2»?

Т.Б. Работа над сценарием закончилась, и в ближайшее время начнутся съемки. Надеюсь, что к апрелю закончим.

ELLE Если в первой части «Особо опасен» главной идеей оказался бунт офисного раба, что было очень актуально в докризисный год, что станет двигателем второй истории?

Т.Б. Это будет история трагической любви.

ELLE Но история — это сюжет, а двигателем должна быть какая-то идея, наверное?

Т.Б. Вообще, смыслом этой серии фильмов, а я надеюсь, что они превратятся в серию, является поиск веры. Первый фильм был посвящен поиску настоящих ценностей. Его герой прошел путь от маленького человека до сверхчеловека, но так их и не нашел, так как сила не может быть истинной ценностью. А второй фильм будет о любви, которая наделяет смыслом наше существование, и о том, что верить можно только в то, что ты любишь, а не в то, чего ты боишься.

ELLE Слоган фильма «Черная молния» — «Добро должно быть с крыльями». И это несмотря на то что Чехов учил, что «добро должно быть с кулаками». А вы как думаете?

Т.Б. Фраза: «Добро должно быть с кулаками» предполагает, что ради добра все средства хороши. То есть ради благих целей можно набить кому-то морду. А мы хотим сказать в своем фильме, что если у тебя настоящие убеждения, то ты будешь побеждать без всяких кулаков. То есть можно ввязаться в драку, а можно подняться над ней, когда находишь такое решение, которое позволит избежать конфликта, примирить всех и добиться своей цели без гражданской войны.

ELLE Как вы думаете, почему в кризис у вас столько работы?

Т.Б. Кризис означает много проблем — вот я их и стараюсь решить.

image

ELLE Вы действительно склонны видеть мрачные стороны жизни, как можно судить по вашим фильмам, или они просто кажутся вам кинематографически выгодными?

Т.Б. Я думаю, что жизнь, как тельняшка: есть черная полоса и есть белая полоса. В ней очень много мрачного и очень много светлого. И противостояние между ними — это та драма, на которую люди и ходят посмотреть в кино.

ELLE Могут ли люди надеяться на сотрудничество с вами или вы предпочитаете крепкие старые связи?

Т.Б. Для меня личная и профессиональная жизнь неразделимы, поэтому я работаю с теми, с кем мне хочется общаться, и эти люди переходят вместе со мной из фильма в фильм. Но мое окружение, хоть и медленно, все-таки меняется: как и все остальные, я встречаю новых людей, какие-то люди занимают в моей жизни более значимое место, а какие-то постепенно отдаляются.

ELLE Вы собственник по натуре?

Т.Б. Дешевле и выгоднее брать напрокат. Это моя позиция в жизни, потому что когда ты что-то имеешь, то непонятно, то ли ты это имеешь, то ли это тебя имеет. Чем больше у тебя есть, тем меньше остается возможностей что-либо изменить в своей жизни.

ELLE Как вам живется среди американцев — с ними легко?

Т.Б. Американцы очень-очень разные. Америка — страна, в которой существует смесь разных культур. Можно жить в Америке с русскими, и тогда ты будешь чувствовать себя как в России. Можно общаться с корейцами, и тебе будет казаться, что ты находишься в Корее. Этим и хорош Лос-Анджелес, и этим был хорош Советский Союз. Здесь культура молодая, свежая, идейная, однако очень толерантная, то есть терпимая к другим культурам. Здесь легко. Но без Москвы тяжело.

ELLE Можно ли считать, что Лос-Анджелес похож на бывший СССР?

Т.Б. Америка, и Лос-Анджелес в большей степени, похожи на бывший Советский Союз времен Брежнева. Это касается устройства общества — бюрократия, сила «бумажки», забота о меньшинствах. И есть ощущение большой семьи, в которой все разные, но живут вместе. Америка — это большой организм, живущий своей жизнью, тяжелой, и в настоящее время переживающий не столько экономический, сколько ценностный кризис. Я думаю, что это пойдет на пользу американскому обществу и оно вернется к своим первоначальным истокам. Пена, которая образовалось за последние 20–30 лет, слетит, и будет все нормально.

ELLE А с русскими вам как?

Т.Б. С русскими просто хорошо.


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.