Звезды

Читайте в разделе Звезды на ELLE.ru эксклюзивные интервью с известными людьми, истории успеха, цитаты и правила жизни известных людей.

Ролевые игры: эволюция куклы Барби

ELLE — о кукле, которая давно уже больше чем просто игрушка

9 марта 1959 года мир впервые увидел Барби — куклу, изменившую впоследствии бизнес игрушек, стандарты красоты и мировозрение нескольких поколений детей. ELLE — о кукле, которая давно уже больше чем просто игрушка.

Ролевые игры: эволюция куклы Барби

Первой была Лилли

Мама Барби — американка Рут Хэндлер. Мелкая чиновница Paramount Pictures, во второй половине 50-х Рут, которой на тот момент было сорок, вместе с мужем основала фирму Mattel. Изначально семейное предприятие было «заточено» на производство багетов для картин, но довольно быстро Хэндлеры поняли, что куда прибыльней делать куклы. Первое время Mattel выпускала по договору с Disney игрушки самых известных персонажей корпорации, но затем на рынок была выброшена Барби и жизнь Хэндеров изменилась. А вместе с ними и весь мир. Идея куклы-женщины не пришла в светлую голову Рут — она просто позаимствовала чужую работу. В самом начале своей бизнес-карьеры Хэндлер, отдыхая в Швейцарии, наткнулась на популярную в Европе куклу по имени Лилли. «Мы зашли в один из магазинов и я была покорена удивительным созданием с лицом и тело женщины», — вспоминала позже Рут Хэндлер. Вдохновленная, она купила несколько экземпляров, вернулась домой, хорошенько все взвесила, и отдала куклы своим дизайнерам — чтобы, так сказать, творчески развили чужие идеи. Рут не давала покоя мысль о том, что потребитель, дети, ждут кукол новой формации — имитирующих облик взрослых людей.

Барби 1963 года

Барби 1963 года

Шок и большие деньги

На доработку Лилли, которая в оригинале, согласно легенде, была разбитной девахой без комплексов (Европа!), ушли годы. В процессе доведения будущей Барби до ума ее создательница столкнулась с явным спектицизмом. Ни муж, не партнеры по бизнесу в компании Mattel не верили, что странная кукла может кого-то заинтересовать. Мир увидел Барбару Миллисент Робертс (полное имя куклы) 9 марта 1959 года. Премьера случилась на ярмарке детских игрушек в Нью-Йорке, именно там Mattel познакомила публику с игрушкой, у которой были ноги от ушей, очевидные развитые формы, лак на ногтях, сережки, купальник и туфли на высоких каблуках.

Барби шокировала коллег по «игрушечному делу». Шок шоком, это личное дело каждого, но то, что дебютная партия Барби в итоге ушла за секунды, произвело впечатление. Через шесть лет общая выручка Барбара Миллисент Робертс (полное имя куклы) составляла $100 млн — колоссальная цифра и сейчас, а по тем временам и вовсе непредставимая. К тому времени Рут Хэндлер разобралась с автором оригинала, создателем Лилли немцем Рольфом Хауссером. Ему было предложено продать права, Хауссер, возмущенный успехом Барби, отказался, затем потребовал проценты от продаж, но в конце концов сдался, отдал права, и по договору прекратил выпуск Лилли.

Меняем цвет кожи и глаз

Первые «куклы-женщины» Барби сильно отличались от тех, к кому привыкли сегодня. Это была скорей пародия на реальную женщину — странные пропорции, неестественные размеры. Постепенно Барби начала хорошеть, и на смену абстрактной кукле явилась копия Джейн Мейнсфилд, секс-бомбы того времени.

Кстати, если посмотреть на лицо Барби, то первые одиннадцать лет оно не менялось — только прически, в соответствии с модой. В первой половине 70-х начались робкие эксперименты, и модель 1976 года предстала перед фанами широко улыбающейся и с округлившейся мордашкой. На этом перемены во внешности и закончились — менялся в дальнейшем разве что цвет кожи и цвет глаз.

Ролевые игры: эволюция куклы Барби

Развивая идею Рут Хэндлер о полном равноправии полов, дизайнеры Mattel смело превращали Барби в супергерл с неограниченными возможностями. Начавшая жизненный путь в качестве модели, Барби в дальнейшем активно искала себя, перепробовав более двух сотен профессий. При всей своей мимимишности, Барби — самый настоящий рупор феминизма и ролевая модель продвинутых девушек.

Синдром Барби

Главнейшая причина успеха бренда — гибкость и умение быстро реагировать на перемены. В 50-70-е в США вовсю менялись представления о роли женщины: из домохозяйки, живущей ради детей и мужа, представительница слабого пола превращалась в карьеристку. Поэтому в 1960 году Mattel выпустили Busy girl Barby (деловая Барби), которая была наряжена в строгий костюм.

Неудивительно, что к наступлению эры яппи Барби была готова во всеоружии, причем буквально — в продаже появились куклы-военные, куклы-копы, и даже Барби-президент. Дальше-больше: Mattel подписал контракт о сотрудничестве с деловым клубом Girls Club of America, чей профиль — профессиональное ориентирование школьниц, и стал официально пропагандистским инструментом.

Барби «Дженнифер Лопес»

Барби «Дженнифер Лопес»

Влияние Барби на девочек, девушек и даже взрослых женщин огромно — существует даже «синдром Барби», навязчивое стремление обладать такими же формами, как у любимой куклы. Формы, кстати говоря, у Барби довольно нереальные — ими, как сообщают исследователи (кто они, интересно) теоретически может обладать лишь одна из 100 тысяч реальных женщин. Не придают большого значения дизайнеры бренда и сходству с какими-то прототипами. К примеру, модель «Дженнифер Лопес», мягко говоря, далека от оригинала, а в куклах, выпущенных по «мотивам» сериала Mad Men, узнать ключевых персонажей не сможет никто. Про куклы «Принц Уильям» и «Кейт Миддлтон» и говорить неловко — вообще ничего общего.

Куклы «Принц Уильям» и «Кейт Миддлтон»

Куклы «Принц Уильям» и «Кейт Миддлтон»

От Ким до Лены

Барби

Но все это мелочи, которые не отменяют главного — стремления Mattel быть на острие атаки. Нюх детище Рут Хэндлер, несмотря на периоды неудач, так и не растеряло. Подтверждение тому — новая, прямо-таки революционная, линейка кукол, которые в этом месяце поступают в продажу. Признав, что стандарты меняются, бренд выпускает серию кукол с самыми разными фигурами, от а-ля Ким Кардашян до вдохновленных такими ролевыми моделями как звезда сериала «Девочки» Лена Данэм.

А в конце прошлого года Mattel запустил линейку кукол для мальчиков. Барби и ее друзья держат руку на пульсе, это точно.


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.