Звезды

Читайте в разделе Звезды на ELLE.ru эксклюзивные интервью с известными людьми, истории успеха, цитаты и правила жизни известных людей.

Распад на личности

В «Нирване», истории о ненависти и любви, Игорь Волошин снял двух подруг — Ольгу СУТУЛОВУ и Марию ШАЛАЕВУ. Одновременно поступив во ВГИК и продружив пару лет, девушки вместе бросили институт и ненадолго потеряли контакт — чтобы снова встретиться на съемочной площадке. Рассказывает Инна ДЕНИСОВА.

image

В «Нирване», истории о ненависти и любви, Игорь Волошин снял двух подруг — Ольгу СУТУЛОВУ и Марию ШАЛАЕВУ. Одновременно поступив во ВГИК и продружив пару лет, девушки вместе бросили институт и ненадолго потеряли контакт — чтобы снова встретиться на съемочной площадке. Рассказывает Инна ДЕНИСОВА.

У обочины возле карусели паркуется старенький фургончик «Фольксваген» — такой, пожалуй, увидишь только в кино. В фургончике две девушки, тоже из кино, разыгрывают по заданию редакции что-то вроде сценки на тему «Бременских музыкантов». На Маше Шалаевой — пестрая рубашка и дурацкий цилиндр; у Ольги Сутуловой — более романтический образ, платье с бусами; обе в туфлях на гигантских платформах. Шалаева — иронично-сдержанна, корчит смешные рожицы. Сутулова кажется более открытой — закидывает ноги-платформы на колени Шалаевой и громко хохочет белыми зубами. Потом обе пьют колу из бутылочек – с водительского сиденья свешивается фотограф: вас снимает скрытая камера!

«В жизни все наоборот, — потом скажет мне Оля. — Я смурной, серьезный и спокойный человек. Это Шалаева веселится все время. И мне говорит: чего ты не улыбаешься, почему грустная? Зато в публичных ситуациях Маша старается быть серьезной, а я веселюсь». «Можете написать, что это моя машина?! — кричит серьезная Маша. — Нет, ну правда? Можете?» Отвечаю: «Можем». И честно пишу. Увидите где-нибудь в городе ободранный автобус «Фольксваген», знайте: едет Мария Шалаева. «Ровно год назад, в Петербурге, мы стояли под дождем точно так же — в странных нарядах, безумном гриме, с наклеенными ресницами, совершенно не понимая, что происходит, — Ольга Сутулова дает комментарий происходящему. — И вот, год спустя мы оказываемся в таких же странных обстоятельствах. Снова вместе. Снова благодаря Волошину и фильму «Нирвана».

Режиссеру Волошину было непросто: приехав из Севастополя в 98-м, в год дефолта, он поступает во ВГИК, на режиссуру; живет в общежитии и звонит по абсолютно всем объявлениям о работе из телефона-автомата в холле ВГИКа (где, собственно, впервые видит Марию Шалаеву). Учебу периодически приходится бросать, поскольку платить за нее нечем. Хотя короткометражки, снятые на случайные деньги, сразу же замечают и даже награждают призами в Сочи и Роттердаме. Обещания, несбывшиеся надежды, контакт с продюсером Сельяновым, как маячок, время от времени вспыхивающий в темноте. Очередная вспышка: Сельянов приносит Волошину незатейливую историю под названием «Осенние игры». Историю без закрученных сюжетных коллизий, простую как дважды два.

Снимать такое Волошину было бы неинтересно, но он буквально увидел решение. И — раскрасил персонажей в яркие цвета. Кичевый грим, безумные наряды, гигантские наклеенные ресницы объясняли душевное состояние героев — их боль, тревогу, агрессию. Людей словно вывернули наизнанку, показав дикость мыслей и чувств. Алиса (Сутулова) ходит по коммунальной квартире в шикарном платье — предвкушение беды. Валера Мертвый (Артур Смольянинов) сбегает с деньгами, а на голове его колышутся длинные ярко-синие дреды — смятение от сделанной подлости. Вэл (Шалаева) чиркает красной помадой по шее и лицу — отчаяние. Весь этот разгул эмоций и красок назвали «Нирвана», взяв слово в одном из его значений — распад.

«Нежность — вот эмоция, которую хотелось донести, — неожиданно говорит Волошин, — не любовь даже, а именно нежность. Чувство, которое умирает в со­временном мире».

Спрашиваю актрис: «Вам было не страшно в таком виде сниматься? Вы же не понимали, что в итоге получится?» «Меня, — говорит Шалаева, — гораздо больше пугает, когда приносят вещи, которые я видела в прошлой картине на другой актрисе, — вот это страшно! А если люди выдумывают что-то, делают это хулигански и творчески, меня такое только радует!» «Странно было — в таком гриме, костюме. Но при этом понятно, — рассказывает Сутулова. — Я читала сценарий и думала: ну все, очередная чернуха питерская. А потом увидела «грим зеленого лягушонка», пятиметровые ресницы как способ подняться над бытовым существованием. Этот же способ использовали в греческой трагедии, становясь на котурны (башмаки на высокой подошве. — Прим. авт.)... Маски придают этой истории аллегорический смысл — она превращается в трагедию».

«Он… вымерял ресницы! — это Сутулова о работе с Волошиным. — Количество ресниц, наклеенных на веко! Я ему: «Ты чего, с ума сошел? Что ты про это знаешь?»

image
image

Обе актрисы, не сговариваясь, признаются: «До середины съемочного периода «Нирваны» нам казалось, что все неожиданно прервется, из-за угла выйдет Пельш и скажет: «Вас снимает скрытая камера!»

Ни у Сутуловой, ни у Шалаевой нет диплома об актерском образовании. Сутулова бросила ВГИК на втором курсе: «Горжусь, что ушла. Мне было бы стыдно на вопрос: «Что вы закончили?» говорить: «ВГИК». Шалаеву — выгнали. «Олька в этом смысле оказалась мужественнее: она все-таки сама ушла, а меня объявили отчисленной. Обидно не было — знаете, когда толпой выгоняют, очень весело. Невесело потом, когда ты остаешься один и думаешь: чем бы заняться? Вроде как собирался стать актером, а теперь уже и не актер…» Шалаева и Сутулова подружились в день поступления. Сутулова вспоминает: «Читаю прозу. Не что попало, а «Алые паруса» Грина. Преподаватели утирают слезу. В этот момент в аудиторию без стука входит Маша. Выходит ровно на середину зала и говорит: «Слушайте, ну я это… диплом об окончании школы сдала. Двести восемьдесят шестую форму сдала… А военного билета-то у меня и нет! Дочитывать после этого было бессмысленно. Слава богу, обеих приняли». Продолжать учиться ни одна, ни другая не собираются — с целого курса никто, кроме их двоих, не снимается в кино. Зато у отчисленных — вполне складная биография: Сутулову все запомнили по роли Нины Цветковой из фильма «Ленинград»; Шалаева снялась в «Русалке», получившей в Берлине приз ФИПРЕССИ. И сейчас играет у Волошина в его новом фильме «Я», спродюсированном Анной Михалковой.

«Я очень хотел бы снять там и Ольку тоже, — расстраивается Волошин, — но у нее тогда опять была бы любовная сцена с героем Смольянинова… То же самое — так неправильно. Я надеюсь, мы еще поработаем вместе».

Приглашая актрис в «Нирвану», Волошин был совершенно не в курсе их личных взаимоотношений; Шалаева восхищала его своей непосредственностью, каким-то детским свечением; Сутулова — цельностью и собранностью, способностью играть на полутонах. Обе изумились, увидев друг друга, — какая-то кошка пробежала между ними еще в институтские годы, обеим страшно хотелось примириться, сделать это мешала лишь будничная суета. Все снова получилось благодаря странной случайности — и они немедленно стали общаться как раньше, будто и не было размолвки. Обе называют друг друга родственниками. «Я люблю Валаеву, — говорит Сутулова. — Ну как можно не любить собственную сестру? Конечно, она раздолбайка, ну а что же делать? Зато она может поехать в Париж на один день — для того чтобы привезти мне малиновую тарталетку, которую я люблю».

Шалаева более сдержанна: «Оля мне друг. Много пережили вместе. Мы родственники. Друзей своих я просто люблю. Восхищаюсь предметами искусства, а друзей люблю».«Наш главный кошмар, что вместе когда-нибудь окажемся в доме престарелых для артистов», — говорит Оля без тени улыбки...

Все заканчивается одновременно — съемка и дождь. Мучительно выбираясь из «Фольксвагена», с трудом переставляя ноги на огромных платформах, нежно поддерживая друг друга, они ковыляют в машину с темными стеклами переодеваться. Их проход снова фиксирует камера — не скрытая, настоящая, фотографическая. Жизнь актера подчас проходит в довольно странных декорациях, не более, впрочем, странных, чем реальная жизнь.

image

Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.