Звезды

Читайте в разделе Звезды на ELLE.ru эксклюзивные интервью с известными людьми, истории успеха, цитаты и правила жизни известных людей.

Распад на личности

В «Нирване», истории о ненависти и любви, Игорь Волошин снял двух подруг — Ольгу СУТУЛОВУ и Марию ШАЛАЕВУ. Одновременно поступив во ВГИК и продружив пару лет, девушки вместе бросили институт и ненадолго потеряли контакт — чтобы снова встретиться на съемочной площадке. Рассказывает Инна ДЕНИСОВА.

image

В «Нирване», истории о ненависти и любви, Игорь Волошин снял двух подруг — Ольгу СУТУЛОВУ и Марию ШАЛАЕВУ. Одновременно поступив во ВГИК и продружив пару лет, девушки вместе бросили институт и ненадолго потеряли контакт — чтобы снова встретиться на съемочной площадке. Рассказывает Инна ДЕНИСОВА.

У обочины возле карусели паркуется старенький фургончик «Фольксваген» — такой, пожалуй, увидишь только в кино. В фургончике две девушки, тоже из кино, разыгрывают по заданию редакции что-то вроде сценки на тему «Бременских музыкантов». На Маше Шалаевой — пестрая рубашка и дурацкий цилиндр; у Ольги Сутуловой — более романтический образ, платье с бусами; обе в туфлях на гигантских платформах. Шалаева — иронично-сдержанна, корчит смешные рожицы. Сутулова кажется более открытой — закидывает ноги-платформы на колени Шалаевой и громко хохочет белыми зубами. Потом обе пьют колу из бутылочек – с водительского сиденья свешивается фотограф: вас снимает скрытая камера!

«В жизни все наоборот, — потом скажет мне Оля. — Я смурной, серьезный и спокойный человек. Это Шалаева веселится все время. И мне говорит: чего ты не улыбаешься, почему грустная? Зато в публичных ситуациях Маша старается быть серьезной, а я веселюсь». «Можете написать, что это моя машина?! — кричит серьезная Маша. — Нет, ну правда? Можете?» Отвечаю: «Можем». И честно пишу. Увидите где-нибудь в городе ободранный автобус «Фольксваген», знайте: едет Мария Шалаева. «Ровно год назад, в Петербурге, мы стояли под дождем точно так же — в странных нарядах, безумном гриме, с наклеенными ресницами, совершенно не понимая, что происходит, — Ольга Сутулова дает комментарий происходящему. — И вот, год спустя мы оказываемся в таких же странных обстоятельствах. Снова вместе. Снова благодаря Волошину и фильму «Нирвана».

Режиссеру Волошину было непросто: приехав из Севастополя в 98-м, в год дефолта, он поступает во ВГИК, на режиссуру; живет в общежитии и звонит по абсолютно всем объявлениям о работе из телефона-автомата в холле ВГИКа (где, собственно, впервые видит Марию Шалаеву). Учебу периодически приходится бросать, поскольку платить за нее нечем. Хотя короткометражки, снятые на случайные деньги, сразу же замечают и даже награждают призами в Сочи и Роттердаме. Обещания, несбывшиеся надежды, контакт с продюсером Сельяновым, как маячок, время от времени вспыхивающий в темноте. Очередная вспышка: Сельянов приносит Волошину незатейливую историю под названием «Осенние игры». Историю без закрученных сюжетных коллизий, простую как дважды два.

Снимать такое Волошину было бы неинтересно, но он буквально увидел решение. И — раскрасил персонажей в яркие цвета. Кичевый грим, безумные наряды, гигантские наклеенные ресницы объясняли душевное состояние героев — их боль, тревогу, агрессию. Людей словно вывернули наизнанку, показав дикость мыслей и чувств. Алиса (Сутулова) ходит по коммунальной квартире в шикарном платье — предвкушение беды. Валера Мертвый (Артур Смольянинов) сбегает с деньгами, а на голове его колышутся длинные ярко-синие дреды — смятение от сделанной подлости. Вэл (Шалаева) чиркает красной помадой по шее и лицу — отчаяние. Весь этот разгул эмоций и красок назвали «Нирвана», взяв слово в одном из его значений — распад.

«Нежность — вот эмоция, которую хотелось донести, — неожиданно говорит Волошин, — не любовь даже, а именно нежность. Чувство, которое умирает в со­временном мире».

Спрашиваю актрис: «Вам было не страшно в таком виде сниматься? Вы же не понимали, что в итоге получится?» «Меня, — говорит Шалаева, — гораздо больше пугает, когда приносят вещи, которые я видела в прошлой картине на другой актрисе, — вот это страшно! А если люди выдумывают что-то, делают это хулигански и творчески, меня такое только радует!» «Странно было — в таком гриме, костюме. Но при этом понятно, — рассказывает Сутулова. — Я читала сценарий и думала: ну все, очередная чернуха питерская. А потом увидела «грим зеленого лягушонка», пятиметровые ресницы как способ подняться над бытовым существованием. Этот же способ использовали в греческой трагедии, становясь на котурны (башмаки на высокой подошве. — Прим. авт.)... Маски придают этой истории аллегорический смысл — она превращается в трагедию».

«Он… вымерял ресницы! — это Сутулова о работе с Волошиным. — Количество ресниц, наклеенных на веко! Я ему: «Ты чего, с ума сошел? Что ты про это знаешь?»

image
image

Обе актрисы, не сговариваясь, признаются: «До середины съемочного периода «Нирваны» нам казалось, что все неожиданно прервется, из-за угла выйдет Пельш и скажет: «Вас снимает скрытая камера!»

Ни у Сутуловой, ни у Шалаевой нет диплома об актерском образовании. Сутулова бросила ВГИК на втором курсе: «Горжусь, что ушла. Мне было бы стыдно на вопрос: «Что вы закончили?» говорить: «ВГИК». Шалаеву — выгнали. «Олька в этом смысле оказалась мужественнее: она все-таки сама ушла, а меня объявили отчисленной. Обидно не было — знаете, когда толпой выгоняют, очень весело. Невесело потом, когда ты остаешься один и думаешь: чем бы заняться? Вроде как собирался стать актером, а теперь уже и не актер…» Шалаева и Сутулова подружились в день поступления. Сутулова вспоминает: «Читаю прозу. Не что попало, а «Алые паруса» Грина. Преподаватели утирают слезу. В этот момент в аудиторию без стука входит Маша. Выходит ровно на середину зала и говорит: «Слушайте, ну я это… диплом об окончании школы сдала. Двести восемьдесят шестую форму сдала… А военного билета-то у меня и нет! Дочитывать после этого было бессмысленно. Слава богу, обеих приняли». Продолжать учиться ни одна, ни другая не собираются — с целого курса никто, кроме их двоих, не снимается в кино. Зато у отчисленных — вполне складная биография: Сутулову все запомнили по роли Нины Цветковой из фильма «Ленинград»; Шалаева снялась в «Русалке», получившей в Берлине приз ФИПРЕССИ. И сейчас играет у Волошина в его новом фильме «Я», спродюсированном Анной Михалковой.

«Я очень хотел бы снять там и Ольку тоже, — расстраивается Волошин, — но у нее тогда опять была бы любовная сцена с героем Смольянинова… То же самое — так неправильно. Я надеюсь, мы еще поработаем вместе».

Приглашая актрис в «Нирвану», Волошин был совершенно не в курсе их личных взаимоотношений; Шалаева восхищала его своей непосредственностью, каким-то детским свечением; Сутулова — цельностью и собранностью, способностью играть на полутонах. Обе изумились, увидев друг друга, — какая-то кошка пробежала между ними еще в институтские годы, обеим страшно хотелось примириться, сделать это мешала лишь будничная суета. Все снова получилось благодаря странной случайности — и они немедленно стали общаться как раньше, будто и не было размолвки. Обе называют друг друга родственниками. «Я люблю Валаеву, — говорит Сутулова. — Ну как можно не любить собственную сестру? Конечно, она раздолбайка, ну а что же делать? Зато она может поехать в Париж на один день — для того чтобы привезти мне малиновую тарталетку, которую я люблю».

Шалаева более сдержанна: «Оля мне друг. Много пережили вместе. Мы родственники. Друзей своих я просто люблю. Восхищаюсь предметами искусства, а друзей люблю».«Наш главный кошмар, что вместе когда-нибудь окажемся в доме престарелых для артистов», — говорит Оля без тени улыбки...

Все заканчивается одновременно — съемка и дождь. Мучительно выбираясь из «Фольксвагена», с трудом переставляя ноги на огромных платформах, нежно поддерживая друг друга, они ковыляют в машину с темными стеклами переодеваться. Их проход снова фиксирует камера — не скрытая, настоящая, фотографическая. Жизнь актера подчас проходит в довольно странных декорациях, не более, впрочем, странных, чем реальная жизнь.

image

Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.