Звезды

Читайте в разделе Звезды на ELLE.ru эксклюзивные интервью с известными людьми, истории успеха, цитаты и правила жизни известных людей.

Примадонна

О кино, Италии, детстве и авантюрах актрису Ксению РАППОПОРТ расспрашивал Олег Любимов.

image

О кино, Италии, детстве и авантюрах актрису Ксению РАППОПОРТ расспрашивал Олег Любимов.

В новом фильме Кирилла Серебренникова «Юрьев день» Ксения играет оперную диву, попавшую в провинциальный городок. А мне пришлось ехать в подмосковный Ногинск, чтобы поймать актрису, разрывающуюся между Турином, Суздалем, Петербургом и Москвой. И вот мы греемся на солнышке на берегу озера в санатории с идиллическим названием «Подмосковные березки» и разговариваем под кваканье лягушек. Через два часа автобус увезет актрису на очередные съемки.

ELLE В прошлом году ты стала лучшей актрисой Италии. А как ты попала к одному из величайших режиссеров современности, обладателю «Оскара» Джузеппе Торнаторе?

Ксения Раппопорт Он где-то увидел мою фотографию. К тому моменту он путешествовал по Восточной Европе уже несколько месяцев: был в Чехии, на Украине – искал актрису в фильм «Незнакомка». В Петербург он не заехал, но оказался в Москве. Мне позвонили, сказали: «Тут такой известный режиссер, оскароносец и прочая, и прочая… ищет исполнительницу главной роли в свой новый фильм. Приезжайте завтра». Я говорю: «Не могу – у меня завтра спектакль. И послезавтра». С той стороны: «Послезавтра он уезжает. Ну, до свидания». Я быстро: «Подождите, во сколько он улетает? Я прилечу в восемь утра!» Прилетаю, прекрасно понимая, что никогда в жизни этого со мной не произойдет. По дороге попросила у говорящей по-итальянски подруги сказать мне несколько слов, чтобы произвести впечатление, будто я знаю язык. Мы встретились, я сказала, что переводчик мне не нужен. Мы мило пообщались, я ничего не понимала из того, о чем Торнаторе меня спрашивал, улыбалась, кивала, повторяла три слова, что знала, всячески чередуя их. Вежливо попрощались, и уже по дороге в аэропорт мне позвонили и попросили телефон художественного руководителя моего театра Льва Абрамовича Додина.

ELLE И что было потом?

К.Р. Потом события разворачивались с космической скоростью: уже через три дня я оказалась в Риме на пробах. Мне прислали страничку сценария, которую я успела пройти с подругой, благо текста там было немного. Сыграла эту сцену, и в тот же вечер меня утвердили. После чего сообщили, что я должна приехать в Италию на четыре месяца. Я говорю: «Я не могу. У меня 15 спектаклей каждый месяц». Они: «Но вы же в Москве сказали, что совершенно свободны!» Я: «Интересно! А что еще я вам сказала?» Выяснилось: я много чего наврала – что умею водить машину, что профессионально пою и еще разное. Просто в Москве, когда мне не хватало слов, я вежливо и радостно кивала.

ELLE И дальше?

К.Р. Дальше начались совсем смешные вещи – было похоже на анекдот про артиста, которого пригласил Спилберг, а у него елки. Я говорила: «Понимаете, мне нужно лететь на гастроли в Норильск, у меня там спектакль». Мне отвечали: «Где это? Сколько там мест в зале? Можно мы выкупим весь спектакль?» Им было выгоднее выкупить все спектакли, вместе взятые, чем отпустить актера на несколько дней со съемочной площадки. Я возмущенно объясняла, что это не продается, что это для меня крайне важно и вообще я так не могу.

ELLE Но в итоге все утряслось?

К.Р. Да, где-то меня заменили, где-то картина пошла на уступки – сдвинули начало работы. В Питер мне прислали сценарий – талмуд на итальянском. Я, разумеется, ничего в нем не поняла. Попросила перевести, получила русский вариант уже в Риме. Прочитала – мне стало дурно. (Смеется.) В общем, все это было страшной авантюрой, которая в итоге принесла много и радостей, и трудностей, а главное, открыла мне совершенно новые дороги.

Ксения Раппопорт

Дебютировала в кино в 1991 году в картине «Изыди!», к настоящему моменту сыграла в двух десятках фильмов, среди которых: «Всадник по имени Смерть» (2004); «Незнакомка» (2006); «Ликвидация» (2007); «Качели» (2008); «Юрьев день» (2008).

Свободно говорит на французском, итальянском и английском языках.

Недавно научилась водить машину.

Играет в двух петербургских театрах: в Малом драматическом — Нину Заречную в «Чайке», Елену Андреевну в «Дяде Ване», Софью в «Пьесе без названия»; в театре «На Литейном» — Иокасту в «Эдипе-царе», Беатриче в «Слуге двух господ», Исмену в «Антигоне».

Не любит давать интервью и говорить о личной жизни.

image

ELLE Но фильм получился тяжелый…

К.Р. Да, тяжелый. И хорошо, что он не легкий.

ELLE Почему?

К.Р. Потому что он О ЧЕМ-ТО, а это очень важно! И очень редко, к сожалению, на сегодняшний день.

ELLE Ты играешь эмигрантку…

К.Р. Моя героиня из Украины, но в данном случае совершенно неважно, украинка она, русская, из Албании или из Венгрии. Эта история не про эмиграцию, не про проституцию и не про другие социально-насущные проблемы. Наша история про женщину, пережившую события, искалечившие ее душу и сердце, и про то, как в ней коряво и искалеченно все-таки взрастает любовь и желание эту любовь отдавать. Она о том, как много мы причиняем боли, желая дарить добро. О том, как мы всегда несем с собой багаж прошлого. О том, как мы не можем забыть пережитые обиды. О том, что такое материнство. Короче, в фильме масса тем, никак не связанных с эмиграцией. Просто толчком к созданию сценария послужил увиденный Торнаторе по телевидению сюжет про албанскую женщину, продавшую своего новорожденного ребенка за вид на жительство. Его это поразило, и из теленовости выросла такая гипертрофированная история. А поскольку Торнаторе, как мне кажется, создавал ее в жанре притчи, то в ней есть некоторые преувеличения – именно для того, чтобы уйти от уровня социальных проблем.

ELLE А почему наша критика восприняла ее как социальную драму?

К.Р. Потому что это лежит на поверхности, потому что написать лихую статью с броским названием легче, зацепившись за слово «проститутка» и за комиссара Катани. Этим кругозор многих наших критиков ограничивается, и они пишут то, что пишут. Зачем лезть глубже, затрачивать душевные силы? Сцена насилия – значит, порно, Микеле Плачидо — значит, комиссар Катани (залезьте в Интернет — поинтересуйтесь, сколько он сделал в кино и в театре), эмигрантка, секс-рабыня – набор клише. Дальше говорить неинтересно. Я помню реакцию зала в Италии, в Европе. Торнаторе рассказывал, какие письма ему присылают после премьеры. Конечно, в России живется труднее, острее, и, возможно, мы зорче видим недостатки, улавливаем фальшь. И, конечно, у этого фильма есть свои минусы. Но когда человек за 15 минут сочиняет язвительно-ругательную статью, хотелось бы, чтобы он потратил еще пару минут и подумал, что люди, создававшие фильм, вложили в него душевные и физические силы, свое время, большой труд и, вероятно, что-то имели в виду.

ELLE После этого фильма ты стала первой в истории иностранной актрисой, получившей приз Итальянской киноакадемии David di Donatello за лучшую женскую роль…

К.Р. Ну, во-первых, до меня этот приз получила испанка Пенелопа Крус. А во-вторых, я была лучшей актрисой Италии 2007 года. Сейчас 2008-й, так что тема уже неактуальна! (Смеется.)

ELLE ОК! Над чем ты работаешь сейчас?

К.Р. Сейчас я снимаюсь в проекте «Сказка XXI» — дебюте четырех молодых режиссеров, у каждого из которых по одной новелле. Наша часть, ее снимает Саша Баршак, – страшилка. Михаил Козаков играет директора школы, а я – завуча. Вместе они пытаются свинтить детям мозги на сторону. Это часто делают в школах, но здесь — в совсем уж экзальтированной форме! А по ночам они превращаются в монстров. Мне очень интересно – я в подобном жанре еще не работала. И вообще, кино для детей – замечательная, ныне забытая тема. И очень бы хотелось, чтобы она потихоньку возрождалась, поскольку фильмы, на которых растут сейчас наши дети, – малополезны.

ELLE Но это в основном старые картины…

К.Р. Хорошо, если так. Но не все дети сегодня будут смотреть «Старую, старую сказку» Кошеверовой. Они растут и взрослеют стремительней. Они привыкли к клиповому ритму. Они с другой скоростью воспринимают информацию. А современных фильмов, где бы говорилось, простите за банальность, о добром-вечном-прекрасном – мало.

image

ELLE А что смотрит твоя 14-летняя дочь?

К.Р. Она — настоящий киноман. Может провести в кинотеатре целый день. Конечно, много смотрит американских фильмов – ей очень нравится Джонни Депп, и тут я разделяю ее вкусы. Я стараюсь подсовывать ей старое кино, но это может и не сработать: если лежат диски «Завтра была война» или «Свой среди чужих, чужой среди своих», а рядом яркие DVD с прекрасной Анжелиной Джоли с пистолетом, то рука тянется к последним. Хотя, когда ставишь хороший старый фильм, начинает смотреть, втягивается, думает, сопереживает.

ELLE Расскажи о Серебренникове…

К.Р. (сразу). Кирилл Семенович Серебренников родился…

ELLE Нет! О проекте «Юрьев день», который снял Кирилл Серебренников. Его никто еще не видел, известно только, что он снимался в Суздале и ты там играешь знаменитую оперную певицу.

К.Р. Я могу рассказать примерно то же самое, поскольку сама еще фильм не видела. Очень волнуюсь – не знаю, что получилось. Сил было вложено много, процесс был серьезным и интересным. Для меня работа с Кириллом очень ценный опыт – он по­трясающе одаренный человек, мыслящий, все время куда-то движущийся, развивающийся. И мне кажется, что в этой картине он говорит на новом для себя киноязыке.

ELLE Работать трудно было?

К.Р. Было очень, безумно, просто нечеловечески холодно! Почему-то в Юрьеве-Польском, где мы снимали, было все время на пять градусов ниже, чем в Петербурге, Москве и в любой точке мира! Складывалось ощущение, что это самое холодное место на Земле! А у нас почти все действие происходит на улице. Кроме того, моя героиня приезжает в этот городок на роскошной машине всего лишь на пару часов в костюме, не подготовленном к морозу. И когда мы этот костюм искали, я как-то не подумала, что будет происходить дальше. А дальше начался кошмар! Нель­зя снимать в таких условиях: некоторые вещи просто не сыграны, потому что челюсти не двигались, глаза оледенели, камера примерзла к оператору, грим окаменел и намазать его на синеющее лицо не было никакой возможности. В голове ни одной мысли, кроме: «Неужели я выживу!» И у меня есть опасение, что зритель все это увидит на экране! Теперь я решила: если в сценарии увижу ремарку «Шел снег», то даже не буду читать! (Смеется.) А то, не дай бог, по­нравится!

ELLE Сильно отличается процесс кинопроизводства здесь и там?

К.Р. Я думаю, что разница не в «здесь» или «там», а в людях. И еще в бюджете — чем он больше, тем больше возможностей, времени, комфорта, технической оснащенности, высокопрофессиональных специалистов. Поэтому снимать хорошо или плохо могут и здесь, и там. Все зависит от команды, от людей! А от страны… Там просто теплей! В Италии намного теплее, и это, конечно, большой плюс! (Смеется.)

ELLE Ты только что отснялась в еще одном итальянском проекте…

К.Р. Да, у Марии Соле Тоньяцци. Это второй ее фильм. Она молодой режиссер, прекрасная, одаренная, сильная женщина. Мы с ней сразу нашли общий язык… итальянский, разумеется.

ELLE А о чем картина?

К.Р. О любви. Точнее не скажешь, именно о любви. Причем глазами мужчины. Очень хороший актер в главной роли – Пьер Франческо Фавино.

image

ELLE В этом фильме также играет Моника Беллуччи. В кадре ты с ней пересекаешься?

К.Р. Нет, у нас нет общих сцен — истории любви героя с этими двумя женщинами разнесены во времени.

ELLE То есть ты с ней не познакомилась?

К.Р. Познакомилась. Моника — радостная, заразительная, фантастически красивая… и ужасно смешная! Настоящая итальянская мама – не расстается с ребенком ни на минуту. Мы обе приехали на съемки в Турин с дочерьми.

ELLE Кстати, а как будет называться фильм?

К.Р. По-итальянски он будет называться L’Uomo che ama. Я бы перевела это – «Человек любящий». Но как его у нас переведут – кто его знает?! Потому что «Незнакомка» на самом деле «Неизвестная». «Незнакомка» — неправильный перевод, он ассоциативно отсылает совсем в другую сторону.

ELLE Всенародная известность не успела осложнить тебе жизнь?

К.Р. Знаешь, мы сейчас снимаем в школе, и дети, которые там учатся, занимаются новым видом спорта – собиранием автографов. Когда приехал Гоша Куценко, произошла практически Великая Октябрьская революция, спокойно передвигаться он не мог. А когда ребята берут автограф у меня, они потом спрашивают: «А вы кто? Вы актриса?» Какая известность?! Хожу спокойно, никто меня не трогает! Бывает, кто-то останавливает на мне взгляд, явно пытаясь вспомнить: «Где же я ее видел?» Может быть, это из-за того, что на экране лицо меняется, а в жизни я выгляжу по-другому, но в любом случае меня устраивает! Единственное, что напрягает: необходимость давать большое количество интервью. Так много говорить о себе мучительно неловко.

ELLE Но, может быть, благодаря твоему интервью кто-то посмотрит хороший фильм серьезного режиссера или прочтет глубокую книгу!

К.Р. Ну раз так, я хочу сказать (смеется: «Это как хочу передать привет маме!»), чтобы все обязательно по­смотрели фильм Джузеппе Торнаторе «Простая формальность» с Жераром Депардье и Романом Полански в главных ролях. Изумительная картина! Зная ее, я была готова сниматься у этого режиссера, не прочитав сценарий.

ELLE Отлично! Может, ты и книжки какие-нибудь посоветуешь почитать?

К.Р. Пожалуйста! Я скоро буду вести церемонию вручения премии «Национальный бестселлер» и сейчас читаю произведения, вошедшие в шорт-лист. Большое удовольствие доставила книга Захара Прилепина «Грех». А еще с наслаждением перечитываю Бунина.

ELLE А как ты отдыхаешь от съемочно-театральной круговерти?

К.Р. Да вот сижу с тобой на берегу озера, беседую, любуюсь природой…

ELLE А в свободное от назойливых журналистов время?

К.Р. Сплю! Чем больше я живу, тем большее удовольствие мне доставляет сон!


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.