Звезды

Читайте в разделе Звезды на ELLE.ru эксклюзивные интервью с известными людьми, истории успеха, цитаты и правила жизни известных людей.

Примадонна

О кино, Италии, детстве и авантюрах актрису Ксению РАППОПОРТ расспрашивал Олег Любимов.

image

О кино, Италии, детстве и авантюрах актрису Ксению РАППОПОРТ расспрашивал Олег Любимов.

В новом фильме Кирилла Серебренникова «Юрьев день» Ксения играет оперную диву, попавшую в провинциальный городок. А мне пришлось ехать в подмосковный Ногинск, чтобы поймать актрису, разрывающуюся между Турином, Суздалем, Петербургом и Москвой. И вот мы греемся на солнышке на берегу озера в санатории с идиллическим названием «Подмосковные березки» и разговариваем под кваканье лягушек. Через два часа автобус увезет актрису на очередные съемки.

ELLE В прошлом году ты стала лучшей актрисой Италии. А как ты попала к одному из величайших режиссеров современности, обладателю «Оскара» Джузеппе Торнаторе?

Ксения Раппопорт Он где-то увидел мою фотографию. К тому моменту он путешествовал по Восточной Европе уже несколько месяцев: был в Чехии, на Украине – искал актрису в фильм «Незнакомка». В Петербург он не заехал, но оказался в Москве. Мне позвонили, сказали: «Тут такой известный режиссер, оскароносец и прочая, и прочая… ищет исполнительницу главной роли в свой новый фильм. Приезжайте завтра». Я говорю: «Не могу – у меня завтра спектакль. И послезавтра». С той стороны: «Послезавтра он уезжает. Ну, до свидания». Я быстро: «Подождите, во сколько он улетает? Я прилечу в восемь утра!» Прилетаю, прекрасно понимая, что никогда в жизни этого со мной не произойдет. По дороге попросила у говорящей по-итальянски подруги сказать мне несколько слов, чтобы произвести впечатление, будто я знаю язык. Мы встретились, я сказала, что переводчик мне не нужен. Мы мило пообщались, я ничего не понимала из того, о чем Торнаторе меня спрашивал, улыбалась, кивала, повторяла три слова, что знала, всячески чередуя их. Вежливо попрощались, и уже по дороге в аэропорт мне позвонили и попросили телефон художественного руководителя моего театра Льва Абрамовича Додина.

ELLE И что было потом?

К.Р. Потом события разворачивались с космической скоростью: уже через три дня я оказалась в Риме на пробах. Мне прислали страничку сценария, которую я успела пройти с подругой, благо текста там было немного. Сыграла эту сцену, и в тот же вечер меня утвердили. После чего сообщили, что я должна приехать в Италию на четыре месяца. Я говорю: «Я не могу. У меня 15 спектаклей каждый месяц». Они: «Но вы же в Москве сказали, что совершенно свободны!» Я: «Интересно! А что еще я вам сказала?» Выяснилось: я много чего наврала – что умею водить машину, что профессионально пою и еще разное. Просто в Москве, когда мне не хватало слов, я вежливо и радостно кивала.

ELLE И дальше?

К.Р. Дальше начались совсем смешные вещи – было похоже на анекдот про артиста, которого пригласил Спилберг, а у него елки. Я говорила: «Понимаете, мне нужно лететь на гастроли в Норильск, у меня там спектакль». Мне отвечали: «Где это? Сколько там мест в зале? Можно мы выкупим весь спектакль?» Им было выгоднее выкупить все спектакли, вместе взятые, чем отпустить актера на несколько дней со съемочной площадки. Я возмущенно объясняла, что это не продается, что это для меня крайне важно и вообще я так не могу.

ELLE Но в итоге все утряслось?

К.Р. Да, где-то меня заменили, где-то картина пошла на уступки – сдвинули начало работы. В Питер мне прислали сценарий – талмуд на итальянском. Я, разумеется, ничего в нем не поняла. Попросила перевести, получила русский вариант уже в Риме. Прочитала – мне стало дурно. (Смеется.) В общем, все это было страшной авантюрой, которая в итоге принесла много и радостей, и трудностей, а главное, открыла мне совершенно новые дороги.

Ксения Раппопорт

Дебютировала в кино в 1991 году в картине «Изыди!», к настоящему моменту сыграла в двух десятках фильмов, среди которых: «Всадник по имени Смерть» (2004); «Незнакомка» (2006); «Ликвидация» (2007); «Качели» (2008); «Юрьев день» (2008).

Свободно говорит на французском, итальянском и английском языках.

Недавно научилась водить машину.

Играет в двух петербургских театрах: в Малом драматическом — Нину Заречную в «Чайке», Елену Андреевну в «Дяде Ване», Софью в «Пьесе без названия»; в театре «На Литейном» — Иокасту в «Эдипе-царе», Беатриче в «Слуге двух господ», Исмену в «Антигоне».

Не любит давать интервью и говорить о личной жизни.

image

ELLE Но фильм получился тяжелый…

К.Р. Да, тяжелый. И хорошо, что он не легкий.

ELLE Почему?

К.Р. Потому что он О ЧЕМ-ТО, а это очень важно! И очень редко, к сожалению, на сегодняшний день.

ELLE Ты играешь эмигрантку…

К.Р. Моя героиня из Украины, но в данном случае совершенно неважно, украинка она, русская, из Албании или из Венгрии. Эта история не про эмиграцию, не про проституцию и не про другие социально-насущные проблемы. Наша история про женщину, пережившую события, искалечившие ее душу и сердце, и про то, как в ней коряво и искалеченно все-таки взрастает любовь и желание эту любовь отдавать. Она о том, как много мы причиняем боли, желая дарить добро. О том, как мы всегда несем с собой багаж прошлого. О том, как мы не можем забыть пережитые обиды. О том, что такое материнство. Короче, в фильме масса тем, никак не связанных с эмиграцией. Просто толчком к созданию сценария послужил увиденный Торнаторе по телевидению сюжет про албанскую женщину, продавшую своего новорожденного ребенка за вид на жительство. Его это поразило, и из теленовости выросла такая гипертрофированная история. А поскольку Торнаторе, как мне кажется, создавал ее в жанре притчи, то в ней есть некоторые преувеличения – именно для того, чтобы уйти от уровня социальных проблем.

ELLE А почему наша критика восприняла ее как социальную драму?

К.Р. Потому что это лежит на поверхности, потому что написать лихую статью с броским названием легче, зацепившись за слово «проститутка» и за комиссара Катани. Этим кругозор многих наших критиков ограничивается, и они пишут то, что пишут. Зачем лезть глубже, затрачивать душевные силы? Сцена насилия – значит, порно, Микеле Плачидо — значит, комиссар Катани (залезьте в Интернет — поинтересуйтесь, сколько он сделал в кино и в театре), эмигрантка, секс-рабыня – набор клише. Дальше говорить неинтересно. Я помню реакцию зала в Италии, в Европе. Торнаторе рассказывал, какие письма ему присылают после премьеры. Конечно, в России живется труднее, острее, и, возможно, мы зорче видим недостатки, улавливаем фальшь. И, конечно, у этого фильма есть свои минусы. Но когда человек за 15 минут сочиняет язвительно-ругательную статью, хотелось бы, чтобы он потратил еще пару минут и подумал, что люди, создававшие фильм, вложили в него душевные и физические силы, свое время, большой труд и, вероятно, что-то имели в виду.

ELLE После этого фильма ты стала первой в истории иностранной актрисой, получившей приз Итальянской киноакадемии David di Donatello за лучшую женскую роль…

К.Р. Ну, во-первых, до меня этот приз получила испанка Пенелопа Крус. А во-вторых, я была лучшей актрисой Италии 2007 года. Сейчас 2008-й, так что тема уже неактуальна! (Смеется.)

ELLE ОК! Над чем ты работаешь сейчас?

К.Р. Сейчас я снимаюсь в проекте «Сказка XXI» — дебюте четырех молодых режиссеров, у каждого из которых по одной новелле. Наша часть, ее снимает Саша Баршак, – страшилка. Михаил Козаков играет директора школы, а я – завуча. Вместе они пытаются свинтить детям мозги на сторону. Это часто делают в школах, но здесь — в совсем уж экзальтированной форме! А по ночам они превращаются в монстров. Мне очень интересно – я в подобном жанре еще не работала. И вообще, кино для детей – замечательная, ныне забытая тема. И очень бы хотелось, чтобы она потихоньку возрождалась, поскольку фильмы, на которых растут сейчас наши дети, – малополезны.

ELLE Но это в основном старые картины…

К.Р. Хорошо, если так. Но не все дети сегодня будут смотреть «Старую, старую сказку» Кошеверовой. Они растут и взрослеют стремительней. Они привыкли к клиповому ритму. Они с другой скоростью воспринимают информацию. А современных фильмов, где бы говорилось, простите за банальность, о добром-вечном-прекрасном – мало.

image

ELLE А что смотрит твоя 14-летняя дочь?

К.Р. Она — настоящий киноман. Может провести в кинотеатре целый день. Конечно, много смотрит американских фильмов – ей очень нравится Джонни Депп, и тут я разделяю ее вкусы. Я стараюсь подсовывать ей старое кино, но это может и не сработать: если лежат диски «Завтра была война» или «Свой среди чужих, чужой среди своих», а рядом яркие DVD с прекрасной Анжелиной Джоли с пистолетом, то рука тянется к последним. Хотя, когда ставишь хороший старый фильм, начинает смотреть, втягивается, думает, сопереживает.

ELLE Расскажи о Серебренникове…

К.Р. (сразу). Кирилл Семенович Серебренников родился…

ELLE Нет! О проекте «Юрьев день», который снял Кирилл Серебренников. Его никто еще не видел, известно только, что он снимался в Суздале и ты там играешь знаменитую оперную певицу.

К.Р. Я могу рассказать примерно то же самое, поскольку сама еще фильм не видела. Очень волнуюсь – не знаю, что получилось. Сил было вложено много, процесс был серьезным и интересным. Для меня работа с Кириллом очень ценный опыт – он по­трясающе одаренный человек, мыслящий, все время куда-то движущийся, развивающийся. И мне кажется, что в этой картине он говорит на новом для себя киноязыке.

ELLE Работать трудно было?

К.Р. Было очень, безумно, просто нечеловечески холодно! Почему-то в Юрьеве-Польском, где мы снимали, было все время на пять градусов ниже, чем в Петербурге, Москве и в любой точке мира! Складывалось ощущение, что это самое холодное место на Земле! А у нас почти все действие происходит на улице. Кроме того, моя героиня приезжает в этот городок на роскошной машине всего лишь на пару часов в костюме, не подготовленном к морозу. И когда мы этот костюм искали, я как-то не подумала, что будет происходить дальше. А дальше начался кошмар! Нель­зя снимать в таких условиях: некоторые вещи просто не сыграны, потому что челюсти не двигались, глаза оледенели, камера примерзла к оператору, грим окаменел и намазать его на синеющее лицо не было никакой возможности. В голове ни одной мысли, кроме: «Неужели я выживу!» И у меня есть опасение, что зритель все это увидит на экране! Теперь я решила: если в сценарии увижу ремарку «Шел снег», то даже не буду читать! (Смеется.) А то, не дай бог, по­нравится!

ELLE Сильно отличается процесс кинопроизводства здесь и там?

К.Р. Я думаю, что разница не в «здесь» или «там», а в людях. И еще в бюджете — чем он больше, тем больше возможностей, времени, комфорта, технической оснащенности, высокопрофессиональных специалистов. Поэтому снимать хорошо или плохо могут и здесь, и там. Все зависит от команды, от людей! А от страны… Там просто теплей! В Италии намного теплее, и это, конечно, большой плюс! (Смеется.)

ELLE Ты только что отснялась в еще одном итальянском проекте…

К.Р. Да, у Марии Соле Тоньяцци. Это второй ее фильм. Она молодой режиссер, прекрасная, одаренная, сильная женщина. Мы с ней сразу нашли общий язык… итальянский, разумеется.

ELLE А о чем картина?

К.Р. О любви. Точнее не скажешь, именно о любви. Причем глазами мужчины. Очень хороший актер в главной роли – Пьер Франческо Фавино.

image

ELLE В этом фильме также играет Моника Беллуччи. В кадре ты с ней пересекаешься?

К.Р. Нет, у нас нет общих сцен — истории любви героя с этими двумя женщинами разнесены во времени.

ELLE То есть ты с ней не познакомилась?

К.Р. Познакомилась. Моника — радостная, заразительная, фантастически красивая… и ужасно смешная! Настоящая итальянская мама – не расстается с ребенком ни на минуту. Мы обе приехали на съемки в Турин с дочерьми.

ELLE Кстати, а как будет называться фильм?

К.Р. По-итальянски он будет называться L’Uomo che ama. Я бы перевела это – «Человек любящий». Но как его у нас переведут – кто его знает?! Потому что «Незнакомка» на самом деле «Неизвестная». «Незнакомка» — неправильный перевод, он ассоциативно отсылает совсем в другую сторону.

ELLE Всенародная известность не успела осложнить тебе жизнь?

К.Р. Знаешь, мы сейчас снимаем в школе, и дети, которые там учатся, занимаются новым видом спорта – собиранием автографов. Когда приехал Гоша Куценко, произошла практически Великая Октябрьская революция, спокойно передвигаться он не мог. А когда ребята берут автограф у меня, они потом спрашивают: «А вы кто? Вы актриса?» Какая известность?! Хожу спокойно, никто меня не трогает! Бывает, кто-то останавливает на мне взгляд, явно пытаясь вспомнить: «Где же я ее видел?» Может быть, это из-за того, что на экране лицо меняется, а в жизни я выгляжу по-другому, но в любом случае меня устраивает! Единственное, что напрягает: необходимость давать большое количество интервью. Так много говорить о себе мучительно неловко.

ELLE Но, может быть, благодаря твоему интервью кто-то посмотрит хороший фильм серьезного режиссера или прочтет глубокую книгу!

К.Р. Ну раз так, я хочу сказать (смеется: «Это как хочу передать привет маме!»), чтобы все обязательно по­смотрели фильм Джузеппе Торнаторе «Простая формальность» с Жераром Депардье и Романом Полански в главных ролях. Изумительная картина! Зная ее, я была готова сниматься у этого режиссера, не прочитав сценарий.

ELLE Отлично! Может, ты и книжки какие-нибудь посоветуешь почитать?

К.Р. Пожалуйста! Я скоро буду вести церемонию вручения премии «Национальный бестселлер» и сейчас читаю произведения, вошедшие в шорт-лист. Большое удовольствие доставила книга Захара Прилепина «Грех». А еще с наслаждением перечитываю Бунина.

ELLE А как ты отдыхаешь от съемочно-театральной круговерти?

К.Р. Да вот сижу с тобой на берегу озера, беседую, любуюсь природой…

ELLE А в свободное от назойливых журналистов время?

К.Р. Сплю! Чем больше я живу, тем большее удовольствие мне доставляет сон!


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.