Звезды

Читайте в разделе Звезды на ELLE.ru эксклюзивные интервью с известными людьми, истории успеха, цитаты и правила жизни известных людей.

Младший бес

Из тюрьмы на съемки и снова в тюрьму. Для Роберта ДАУНИ-младшего такая схема уже стала привычной. Но теперь все в прошлом: неожиданно Роберт превратился в положительного супергероя.

image

Из тюрьмы на съемки и снова в тюрьму. Для Роберта ДАУНИ-младшего такая схема уже стала привычной. Но теперь все в прошлом: неожиданно Роберт превратился в положительного супергероя. О том, как это произошло, рассказывает Ольга ШАКИНА. Фотограф Steven KLEIN.

У Роберта Дауни-младшего лицо героя черно-белого кино. Высотой лба или особенной формой носа этого не объяснишь. Не зря его лучшая роль — Чарли Чаплин в кинобиографии главного комика двадцатого века. Не зря его печальная, с круглыми собачьими глазами физиономия смотрится выразительней прочих в двухцветном, стилизованном под решительные 50-е манифесте Джорджа Клуни «Доброй ночи и удачи». Не зря именно он — «Поющий детектив» по фамилии Блэк (black, англ. — черный) в одноименном постмодернистском мюзикле. И не случайно, в конце-то концов, есть в его фильмографии лента с совсем уж прямолинейным названием «Черное и белое». Типаж не пропьешь — хотя всю свою сознательную жизнь Роберт Джон Дауни положил именно на это, используя не только алкоголь, но и прочие расширяющие сознание средства. Боб был типичным представителем золотой молодежи — сын известного в Америке независимого режиссера (которого, как нетрудно догадаться, звали Роберт Дауни-старший), он входил в актерскую brat pack («банду сосунков») 80-х, названную так по аналогии с rat pack («крысиной стаей») 50 – 60-х: и те и другие — густые сливки Голливуда. Во времена штанов-бананов и горячей жевательной резинки такими были загорелые, мускулистые, крашенные модными белыми перьями звезды пляжных видеосалонных комедий: Брэд Питт, Том Круз, Роб Лоу, Молли Рингволд. Те, что ныне либо вконец обуржуазились, достигнув 30-миллионного порога гонораров и окопавшись в собственных продюсерских студиях, либо вовсе исчезли со зрительского горизонта, либо так и продолжают сниматься в пляжных комедиях и боевиках.

Роберт Дауни выбрал другой путь: был суперзвездой, был забыт, воскрес, пал заново — и так несколько раз. Позади или впереди его лучшие времена — наверняка не известно. Так или иначе, мы имеем дело с человеком, которого не склонный к пустым восторгам мощный старик Роберт Олтмен назвал «лучшим артистом своего поколения». Эпитеты, сбивающие с ног, посыпались на взъерошенную голову 22-летнего Бобби после этапной картины 80-х «Меньше нуля»: выпускник колледжа приезжает в родной город и обнаруживает, что его лучший друг превратился в конченого наркомана. К сожалению, Дауни-младший играл не выпускника, а друга. Рекламный слоган фильма — «It only looks like the good life» («Это лишь выглядит как шикарная жизнь») — мог бы стать эпиграфом к его собственной биографии. Одетый в модную яркую рубаху и безразмерный пыльник, опохмелявшийся с утра мексиканским пивом на океанском берегу, помятый, но роскошный герой Дауни из «Меньше нуля» стал ролевой моделью для «потерянного поколения» — и актера, который исполнял эту роль. Жизнь Роберта превратилась в серпантин безлимитных вечеринок и похмелий. Молодую звезду были рады видеть в самых громких проектах, но он проваливал лучшие участки — положиться на него в работе было решительно нельзя. «Я с трудом расталкивала его с утра и буквально силком тащила на работу, — вспоминала его тогдашняя подружка Сара Джессика Паркер. — Если он куда-то пропадал после вечеринки — прикрывала его перед режиссером, находила, отмывала и доставляла на площадку». Сам Роберт с удовольствием оправдывал опасения продюсеров, демонстрируя темперамент настоящей свихнувшейся звезды: «Я мог швырнуть предложенный сценарий через комнату с воплем: «Что за хрень вы мне присылаете?!» А через неделю приступить к работе».

 

Так оно все и шло, пока среди «хреновых» сценариев Бобу не попался присланный не кем-нибудь, а сэром Ричардом Аттенборо скрипт фильма «Чаплин». Он был настолько хорош, что даже до затуманенного сознания Дауни дошло — это будет его магистральная роль. Как грамотный артист, Роберт всегда был склонен к внешним эффектам. Он собрал в мусорный мешок разгильдяйский гардероб из «Меньше нуля» — рубахи, «бананы» и пыльники — и торжественно похоронил его во дворике собственного дома. На смену расхлябанным 80-м приходили блестящие 90-е — время превращаться из подающего вечные надежды в непреложную актерскую величину. Уникальное внешнее сходство с Чаплином, конечно, сделало свое дело, но главное было не это. 27-летний Дауни так тонко провел партию не самого веселого, не самого доброго, но грандиозно талантливого лицедея, что при просмотре этого кино до сих пор хочется плакать. Номинации на «Оскар» и «Золотой глобус», приз Британской киноакадемии за лучшую мужскую роль, девятый вал вполне справедливых славословий от кинокритической прессы… Такой успех было грех не отметить: Роберт развелся с женой Деборой и ушел в загул.

image

Праздник затянулся на долгие годы. Время от времени Роберт выходил из сумрака, чтобы сыграть в «Прирожденных убийцах» или «Ричарде III». Но стоит признать: 90-е, как и 80-е, для Дауни были потеряны. В 1996 году он получил первый привод в полицию. Актера остановили за превышение скорости, а судили за вождение под героином и боевой пистолет в бардачке. Он получил три года условно и был отправлен на лечение в реабилитационную клинику. Испытательный срок Дауни, конечно, не прошел — продолжал употреблять то, что не надо, и скоро вновь загремел в КПЗ. Там он незамедлительно подрался с сокамерником, который основательно подправил звездную физиономию, оставив Роберту шрам на носу. Вторая половина девяностых и начало нулевых для Дауни превратились в карьерный Тянитолкай — режиссеры страсть как хотели воспользоваться услугами талантливого артиста и периодически уговаривали продюсеров внести за него залог. Те, в свою очередь, допускали Дауни на площадку только при одном условии: ежедневно сдавать кровь на анализ. В какой-то момент в крови неизбежно обнаруживались запрещенные вещества. Схема «сыграл — выпил — в тюрьму» стала настолько привычной, что практически превратилась в рутину. Те фильмы, в которых Бобби успевал блеснуть, собирали длинные полки призов, но становились кошмарным сном для продюсеров. Например, за сериал «Элли Макбил» Дауни на протяжении пары сезонов неизменно получал полное лукошко «Эмми», но и оттуда был в конце концов изгнан за пьянство. Впрочем, и с этим сериалом артист распрощался с блеском: вернувшись на площадку на несколько дней из реабилитационной клиники, чтобы доиграть положенное, он спас исполнительницу главной роли Калисту Флокхарт, вытащив ее из-под рухнувших декораций. «Здорово было играть в сериале про адвокатов, — с сарказмом вспоминал Дауни. — Регулярно посещать фальшивый зал суда... Я все время норовил забраться в кресло судьи. Хочу вам сказать — оттуда отличный вид».

Как ни странно, очередным жизненным водоразделом для Роберта стали съемки — но не в кино, а в клипе. Ровно на один жаркий июльский день 2002 года Дауни был выписан на площадку видео Элтона Джона I Want Love. Он ходил по роскошным комнатам особняка Грейстон-Мэнор в Беверли-Хиллз и открывал рот под фонограмму Элтона. Режиссеру видео — именитой современной художнице Сэм Тэйлор-Вуд — так по­нравилось работать с актером, что она задействовала его в знаменитой инсталляции Pieta — видеореплике на «Оплакивание Христа» Микел­анджело: хрупкая Сэм держит на руках недвижимого, обнаженного по пояс Роберта, будто только снятого с креста. Это была краткая, но судьбоносная роль: вскоре после нее пьяница и наркоман Дауни действительно словно воскрес. Не без женской помощи, конечно. На съемках триллера Матье Кассовица «Готика» Роберт закрутил роман с исполнительным продюсером картины по имени Сьюзан, и она неожиданно для многих стала его женой. «Сьюзан быстро поняла, как вылечить меня от наркозависимости, она наотрез запретила общаться с бывшими друзьями, а им звонила и просила на некоторое время оставить меня в покое. И, знаете, мои друзья послушались. Сьюзан умеет говорить так, что хочется ее слушаться». После чуда исцеления настало время и других чудес: кинопредложения — одно лучше другого — посыпались на Роберта обильнее, чем в благословенные 80-е. Сумрачное обаяние Дауни пригодилось в фильме «Мех: Воображаемый портрет Дианы Арбус», где он сыграл предмет страсти героини Николь Кидман — человека, который практически весь фильм не снимает маски. А новообретенная физическая форма (бросив вредные привычки, Роберт всерьез занялся кунг-фу) пришлась кстати в криминальной комедии «Поцелуй навылет», триллере Дэвида Финчера «Зодиак» и выходящем на экраны комикс-блокбастере «Железный человек», где 43-летний Дауни, потеснив Тома Круза и Николаса Кейджа, впервые в карьере играет супергероя. Поначалу он, конечно, злодей, вернее, беспринципный торговец оружием, но, получив пулю под сердце, выковывает себе железные доспехи и начинает бороться со злом. «Если б вы рассказали мне об этом лет десять назад, я рассмеялся бы вам в лицо!» — уверяет Роберт. Он до сих пор не верит в то, что стал настоящим «парнем из стали». «Железный человек», по словам режиссера Джона Фавро, «комикс, каким его снял бы Роберт Олтмен». Фильм обещает стать большим кинособытием, и главное, чтобы Роберту Дауни-младшему не пришло в голову как следует отпраздновать этот успех.


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.