Звезды

Читайте в разделе Звезды на ELLE.ru эксклюзивные интервью с известными людьми, истории успеха, цитаты и правила жизни известных людей.

Младший бес

Из тюрьмы на съемки и снова в тюрьму. Для Роберта ДАУНИ-младшего такая схема уже стала привычной. Но теперь все в прошлом: неожиданно Роберт превратился в положительного супергероя.

image

Из тюрьмы на съемки и снова в тюрьму. Для Роберта ДАУНИ-младшего такая схема уже стала привычной. Но теперь все в прошлом: неожиданно Роберт превратился в положительного супергероя. О том, как это произошло, рассказывает Ольга ШАКИНА. Фотограф Steven KLEIN.

У Роберта Дауни-младшего лицо героя черно-белого кино. Высотой лба или особенной формой носа этого не объяснишь. Не зря его лучшая роль — Чарли Чаплин в кинобиографии главного комика двадцатого века. Не зря его печальная, с круглыми собачьими глазами физиономия смотрится выразительней прочих в двухцветном, стилизованном под решительные 50-е манифесте Джорджа Клуни «Доброй ночи и удачи». Не зря именно он — «Поющий детектив» по фамилии Блэк (black, англ. — черный) в одноименном постмодернистском мюзикле. И не случайно, в конце-то концов, есть в его фильмографии лента с совсем уж прямолинейным названием «Черное и белое». Типаж не пропьешь — хотя всю свою сознательную жизнь Роберт Джон Дауни положил именно на это, используя не только алкоголь, но и прочие расширяющие сознание средства. Боб был типичным представителем золотой молодежи — сын известного в Америке независимого режиссера (которого, как нетрудно догадаться, звали Роберт Дауни-старший), он входил в актерскую brat pack («банду сосунков») 80-х, названную так по аналогии с rat pack («крысиной стаей») 50 – 60-х: и те и другие — густые сливки Голливуда. Во времена штанов-бананов и горячей жевательной резинки такими были загорелые, мускулистые, крашенные модными белыми перьями звезды пляжных видеосалонных комедий: Брэд Питт, Том Круз, Роб Лоу, Молли Рингволд. Те, что ныне либо вконец обуржуазились, достигнув 30-миллионного порога гонораров и окопавшись в собственных продюсерских студиях, либо вовсе исчезли со зрительского горизонта, либо так и продолжают сниматься в пляжных комедиях и боевиках.

Роберт Дауни выбрал другой путь: был суперзвездой, был забыт, воскрес, пал заново — и так несколько раз. Позади или впереди его лучшие времена — наверняка не известно. Так или иначе, мы имеем дело с человеком, которого не склонный к пустым восторгам мощный старик Роберт Олтмен назвал «лучшим артистом своего поколения». Эпитеты, сбивающие с ног, посыпались на взъерошенную голову 22-летнего Бобби после этапной картины 80-х «Меньше нуля»: выпускник колледжа приезжает в родной город и обнаруживает, что его лучший друг превратился в конченого наркомана. К сожалению, Дауни-младший играл не выпускника, а друга. Рекламный слоган фильма — «It only looks like the good life» («Это лишь выглядит как шикарная жизнь») — мог бы стать эпиграфом к его собственной биографии. Одетый в модную яркую рубаху и безразмерный пыльник, опохмелявшийся с утра мексиканским пивом на океанском берегу, помятый, но роскошный герой Дауни из «Меньше нуля» стал ролевой моделью для «потерянного поколения» — и актера, который исполнял эту роль. Жизнь Роберта превратилась в серпантин безлимитных вечеринок и похмелий. Молодую звезду были рады видеть в самых громких проектах, но он проваливал лучшие участки — положиться на него в работе было решительно нельзя. «Я с трудом расталкивала его с утра и буквально силком тащила на работу, — вспоминала его тогдашняя подружка Сара Джессика Паркер. — Если он куда-то пропадал после вечеринки — прикрывала его перед режиссером, находила, отмывала и доставляла на площадку». Сам Роберт с удовольствием оправдывал опасения продюсеров, демонстрируя темперамент настоящей свихнувшейся звезды: «Я мог швырнуть предложенный сценарий через комнату с воплем: «Что за хрень вы мне присылаете?!» А через неделю приступить к работе».

 

Так оно все и шло, пока среди «хреновых» сценариев Бобу не попался присланный не кем-нибудь, а сэром Ричардом Аттенборо скрипт фильма «Чаплин». Он был настолько хорош, что даже до затуманенного сознания Дауни дошло — это будет его магистральная роль. Как грамотный артист, Роберт всегда был склонен к внешним эффектам. Он собрал в мусорный мешок разгильдяйский гардероб из «Меньше нуля» — рубахи, «бананы» и пыльники — и торжественно похоронил его во дворике собственного дома. На смену расхлябанным 80-м приходили блестящие 90-е — время превращаться из подающего вечные надежды в непреложную актерскую величину. Уникальное внешнее сходство с Чаплином, конечно, сделало свое дело, но главное было не это. 27-летний Дауни так тонко провел партию не самого веселого, не самого доброго, но грандиозно талантливого лицедея, что при просмотре этого кино до сих пор хочется плакать. Номинации на «Оскар» и «Золотой глобус», приз Британской киноакадемии за лучшую мужскую роль, девятый вал вполне справедливых славословий от кинокритической прессы… Такой успех было грех не отметить: Роберт развелся с женой Деборой и ушел в загул.

image

Праздник затянулся на долгие годы. Время от времени Роберт выходил из сумрака, чтобы сыграть в «Прирожденных убийцах» или «Ричарде III». Но стоит признать: 90-е, как и 80-е, для Дауни были потеряны. В 1996 году он получил первый привод в полицию. Актера остановили за превышение скорости, а судили за вождение под героином и боевой пистолет в бардачке. Он получил три года условно и был отправлен на лечение в реабилитационную клинику. Испытательный срок Дауни, конечно, не прошел — продолжал употреблять то, что не надо, и скоро вновь загремел в КПЗ. Там он незамедлительно подрался с сокамерником, который основательно подправил звездную физиономию, оставив Роберту шрам на носу. Вторая половина девяностых и начало нулевых для Дауни превратились в карьерный Тянитолкай — режиссеры страсть как хотели воспользоваться услугами талантливого артиста и периодически уговаривали продюсеров внести за него залог. Те, в свою очередь, допускали Дауни на площадку только при одном условии: ежедневно сдавать кровь на анализ. В какой-то момент в крови неизбежно обнаруживались запрещенные вещества. Схема «сыграл — выпил — в тюрьму» стала настолько привычной, что практически превратилась в рутину. Те фильмы, в которых Бобби успевал блеснуть, собирали длинные полки призов, но становились кошмарным сном для продюсеров. Например, за сериал «Элли Макбил» Дауни на протяжении пары сезонов неизменно получал полное лукошко «Эмми», но и оттуда был в конце концов изгнан за пьянство. Впрочем, и с этим сериалом артист распрощался с блеском: вернувшись на площадку на несколько дней из реабилитационной клиники, чтобы доиграть положенное, он спас исполнительницу главной роли Калисту Флокхарт, вытащив ее из-под рухнувших декораций. «Здорово было играть в сериале про адвокатов, — с сарказмом вспоминал Дауни. — Регулярно посещать фальшивый зал суда... Я все время норовил забраться в кресло судьи. Хочу вам сказать — оттуда отличный вид».

Как ни странно, очередным жизненным водоразделом для Роберта стали съемки — но не в кино, а в клипе. Ровно на один жаркий июльский день 2002 года Дауни был выписан на площадку видео Элтона Джона I Want Love. Он ходил по роскошным комнатам особняка Грейстон-Мэнор в Беверли-Хиллз и открывал рот под фонограмму Элтона. Режиссеру видео — именитой современной художнице Сэм Тэйлор-Вуд — так по­нравилось работать с актером, что она задействовала его в знаменитой инсталляции Pieta — видеореплике на «Оплакивание Христа» Микел­анджело: хрупкая Сэм держит на руках недвижимого, обнаженного по пояс Роберта, будто только снятого с креста. Это была краткая, но судьбоносная роль: вскоре после нее пьяница и наркоман Дауни действительно словно воскрес. Не без женской помощи, конечно. На съемках триллера Матье Кассовица «Готика» Роберт закрутил роман с исполнительным продюсером картины по имени Сьюзан, и она неожиданно для многих стала его женой. «Сьюзан быстро поняла, как вылечить меня от наркозависимости, она наотрез запретила общаться с бывшими друзьями, а им звонила и просила на некоторое время оставить меня в покое. И, знаете, мои друзья послушались. Сьюзан умеет говорить так, что хочется ее слушаться». После чуда исцеления настало время и других чудес: кинопредложения — одно лучше другого — посыпались на Роберта обильнее, чем в благословенные 80-е. Сумрачное обаяние Дауни пригодилось в фильме «Мех: Воображаемый портрет Дианы Арбус», где он сыграл предмет страсти героини Николь Кидман — человека, который практически весь фильм не снимает маски. А новообретенная физическая форма (бросив вредные привычки, Роберт всерьез занялся кунг-фу) пришлась кстати в криминальной комедии «Поцелуй навылет», триллере Дэвида Финчера «Зодиак» и выходящем на экраны комикс-блокбастере «Железный человек», где 43-летний Дауни, потеснив Тома Круза и Николаса Кейджа, впервые в карьере играет супергероя. Поначалу он, конечно, злодей, вернее, беспринципный торговец оружием, но, получив пулю под сердце, выковывает себе железные доспехи и начинает бороться со злом. «Если б вы рассказали мне об этом лет десять назад, я рассмеялся бы вам в лицо!» — уверяет Роберт. Он до сих пор не верит в то, что стал настоящим «парнем из стали». «Железный человек», по словам режиссера Джона Фавро, «комикс, каким его снял бы Роберт Олтмен». Фильм обещает стать большим кинособытием, и главное, чтобы Роберту Дауни-младшему не пришло в голову как следует отпраздновать этот успех.


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.