Звезды

Читайте в разделе Звезды на ELLE.ru эксклюзивные интервью с известными людьми, истории успеха, цитаты и правила жизни известных людей.

Как снималась "Анна Каренина"

10 января в прокат вышла экранизация самого популярного ­русского ­романа «на экспорт» — «Анна Каренина» с Кирой Найтли и Джудом Лоу в главных ролях. ELLE удалось заглянуть на съемочную площадку и поговорить с создателями картины.

image

10 января в прокат вышла экранизация самого популярного ­русского ­романа «на экспорт» — «Анна Каренина» с Кирой Найтли и Джудом Лоу в главных ролях. ELLE удалось заглянуть на съемочную площадку и поговорить с создателями картины.

Среди гор профессионального оборудования и рабочей суеты на съемочной площадке киностудии Shepperton Studios на окраине Лондона Кира Найтли что-то шепчет юному партнеру. Они готовятся к съемкам ключевой сцены в новом амбициозном кинопроекте — «Анна Каренина». Голливудская звезда и маленький мальчик словно не замечают царящего вокруг творческого хаоса. Кира — в эффектном бордовом бальном платье, украшенном серебряной вышивкой, и роскошном колье — готовится к трогательному эпизоду: главная героиня укладывает спать восьмилетнего сына. Видно, что актриса делает все возможное, чтобы приободрить мальчика перед съемкой. Гример наносит последние штрихи, и режиссер Джо Райт объявляет: «ОК, начинаем». Найтли мгновенно преображается. Вот она — настоящая трагическая героиня шедевра Льва Толстого!

image

Роль Карениной была бы счастлива сыграть любая актриса. Но досталась она именно Найтли. Карьеры режиссера Джо Райта и британской звезды развивались, можно сказать, параллельно. Впервые им выпало работать вместе в экранизации «Гордости и предубеждения» в 2005 году. За эту роль 20-летняя актриса удостоилась номинации на главную премию Американской киноакадемии. Двумя годами позже Найтли снялась у Райта в «Искуплении». Фильм триумфально завоевал три награды BAFTA. «Кира — одна из актрис, с которыми я очень люблю работать, и чувствую, что между нами сложилось определенное взаимопонимание, — признается Райт. — Она превратилась в исключительно сильную женщину, и я хотел показать ее такой на экране — в роли Анны». Найтли читала роман неоднократно, но перед съемкой «будто сделала это впервые»: «Я перечитала книгу и не нашла в ней ничего романтического. Для меня оказалось большим вопросом, кто такая Анна Каренина — героиня или антигероиня. Наверное, в этом и есть суть классики — она меняется вместе с тобой». Моральная дилемма, стоящая перед Анной, — нужно ли ей, повинуясь зову сердца, оставить мужа и сына — по мнению актрисы, делит читателей на два лагеря. «В юности я никогда не считала, что Анна виновата. Но сейчас я невольно спрашиваю себя: может быть, на самом деле это история женщины, которая поступила неверно? Совершила огромную ошибку и страдает из-за нее? Возможно, когда-нибудь я снова прочту книгу и подумаю: «Нет-нет, это совершенно романтический сюжет, и она действовала правильно».

image

Съемки картины должны были проходить в Москве и Санкт-Петербурге, но за три месяца до их начала режиссер решил радикально изменить подход к фильму. Взамен «очередной костюмной экранизации» Райт задумал развернуть историческое действие на фоне полуразрушенного русского театра — уйти от реализма к уникальному, индивидуальному прочтению любимого романа. «Я изучил разные книги о русском обществе XIX века, в частности «Танец Наташи: Культурная история России» Орландо Файджеса, где жизнь описывается словно происходящее на театральной сцене. Они постоянно играют роли. Например, дворяне все время притворяются французами, общаются по-французски. Общество в России испытывало определенные проблемы с самоидентификацией, поэтому русские примеряли на себя личину французов, пытались подражать им. Отсюда некоторая искусственность в их поведении. Имелись и причины, связанные с чувствами, историей героев. Они — как и мы сегодня — играют роли. На съемочной площадке я исполняю роль режиссера, Анна Каренина выступает в ролях добропорядочной жены и любовницы. Так что мысль рассказать эту историю, используя метафору театра, показалась мне подходящей».

image
image

Решение Райта отказаться от первоначальных планов стало сюрпризом для коллег, в особенности для сценариста Тома Стоппарда. «Я и не подозревал, что планы поменялись, пока однажды Джо не появился у меня в квартире с огромной папкой и не расписал, как снять почти весь фильм в русском театре XIX века, — рассказывает Том. — Он хотел, чтобы действие не ограничивалось одной сценой, а имел в виду все здание театра — с «изнанки» декораций, в фойе и так далее». Звуковой павильон «C» в Шеппертоне стал центром всей картины. Огромное помещение было превращено в театр, в котором выстроили различные съемочные площадки: рестораны, зал заседаний, ипподром, каток. «Это не театр в строгом смысле слова, а огромное сценическое пространство, в котором проходит большая часть действия и все элементы соединены в театральном ключе. Лучше всего это можно описать словами «волшебный театр», — объясняет продюсер Пол Вебстер. — Его возможности безграничны! Вы можете выйти из дверей гостиной в одной части театра и попасть на заснеженное поле, на улицу или на вокзал. Сам театр может преображаться, превращаясь в каток, бальный зал, железнодорожную станцию». По мнению Джуда Лоу (он исполнил роль Каренина), решение Райта поставить фильм в этом «волшебном театре» полностью оправдало себя: «Я чувствовал себя очень раскрепощенно. В этом театре замечательно то, что он сразу порывает с реальностью. Он волшебен, почти фантастичен, и сделать неординарный шаг становится значительно легче. В этом гениальность идеи Джо. Он дал нам возможность погрузиться в мир званых вечеров и балов тогдашней России, предоставив площадку, где мы могли играть в эти непривычные игры, не отягощенные ощущением современной реальности». Художник-постановщик Сара Гринвуд признается: смена всех планов в последний момент оказалась обескураживающей: «Мы развернулись на 180 градусов за 12 недель до начала съемок. Вся логика съемок пошла прахом, но все верили — если удастся воплотить идею Джо в жизнь, это будет великолепно! Мы были в России и представляли себе, как должна была выглядеть страна в ту эпоху. Все это пригодилось, когда мы начали работу в студии». Под впечатлением от Мариинского и Александринского театров в Санкт-Петербурге команда Гринвуд из 30 дизайнеров и более двухсот рабочих построила театр в звуковом павильоне. Плотникам, электрикам, художникам-оформителям предстояло создать около ста декораций для 246 сцен. Команда работала по 24 часа в сутки на протяжении всех 12 недель. Свет на сцене не гас ни на секунду, там постоянно трудились люди.

image

У Райта были конкретные и весьма необычные идеи по поводу одежды героев. Он встретился с художником по костюмам Жаклин Дюрран, Кирой Найтли и Джудом Лоу, чтобы обсудить планы. «Джо хотел, чтобы в платьях ощущалось влияние 1950-х годов, — рассказывает Дюрран.— Его не интересовали кружева, оборки и прочие непременные атрибуты платьев ­1870-х; нужны были чистые силуэты в духе 1950-х». Вместо учебников по истории Дюрран листала книги о Баленсиаге, Диоре и Жаке Фате и изучала картины конца XIX века. Для Найтли было подготовлено 16 нарядов — на каждое платье у команды уходило до 40 часов работы, для их создания использовались шелк, хлопок и даже джинсовая ткань. Еще 35 костюмов потребовались для прочих главных персонажей. Всего костюмов в фильме под две сотни. Мундир, который носит Джуд Лоу в роли Каренина, вдохновлен мундирами императора Александра II. В фильме Лоу почти неузнаваем — с окладистой бородой, залысинами и очками в тонкой оправе — серый, старательный, религиозный, ультраконсервативный Каренин на контрасте с Аароном Тэйлор-Джонсоном, крашеным блондином с щегольскими усами, одетым в яркий белоснежный мундир, в роли эффектного Вронского. Найтли выглядит роскошно в платьях с меховыми накидками и шляпками; завершает образ блистательная подборка украшений от Chanel. И Джо Райта, и актрису связывают с французским модным Домом давние отношения: режиссер снял для Chanel два рекламных ролика, один из которых — с участием Киры Найтли. Идея попросить Chanel об украшениях для Анны Карениной также принадлежит Райту. Всего Chanel предоставила 10 украшений — два ожерелья, браслеты, брошь, обручальное кольцо и несколько комплектов сережек — все из 18-каратного белого золота с бриллиантами или жемчугами. Самое ценное украшение — ожерелье Camelia Poudre — изготовлено из 18-каратного белого золота и бриллиантов и стоит внушительную сумму: 1 млн евро. Еще одна драгоценность — брошь «от кутюр» Camelia из 18-каратного белого золота с черными и белыми бриллиантами — оценивается в 300 тысяч евро. По мнению мисс Дюрран, украшения добавляют образу героини блеска: «Когда вы работаете над драмой, такой, как наша версия «Анны Карениной», где с точки зрения костюмов не требуется полного правдоподобия, а, скорее, нужно передать общее ощущение, аура этих бриллиантов подходит идеально. Она добавляет в некотором роде ажиотажа. Удивительно, насколько легко люди приходят в возбуждение, оказавшись рядом с горсткой алмазов».

image

Сравнить британское театральное прочтение классического романа Толстого с отечественными экранизациями Александра Зархи и Сергея Соловьева можно в середине января. А 24 февраля — «держать кулачки» за оскароносную удачу Киры Найтли. Кто знает, возможно, именно «русская Анна» принесет английской кинозвезде заветную статуэтку.

image

Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.