Звезды

Читайте в разделе Звезды на ELLE.ru эксклюзивные интервью с известными людьми, истории успеха, цитаты и правила жизни известных людей.

Арт-директор хореографического приза Benois de la Danse: эксклюзивное интервью

Нина Кудрявцева-Лури – о тенденциях развития современного балета.

Benois de la Danse

Benois de la Danse

21 и 22 мая на Исторической сцене Большого театра России состоится вручение Приза Benois de la Danse за выдающиеся работы в области хореографии, созданные в минувшем году. «Хореографический Оскар» был учрежден в 1991 году в Москве Международной ассоциацией деятелей хореографии, ныне Международный союз деятелей хореографии. Сегодня это самое заметное событие в мире балета, принять участие в котором стремятся легенды танцевального искусства.

Арт-директор Benois de la Danse Нина Кудрявцева-Лури рассказала Elle.ru об истории фестиваля, его значении и тенденциях развития современной хореографии.


Идея проведения фестиваля Benois de la Danse возникла как альтернатива молодежным конкурсам, которые все больше становились похожими на спортивные соревнования – кто выше прыгнет, кто больше пируэтов накрутит и т.д. Хотелось воздать по заслугам артистизму, искусству танца, таланту, поэтому решили предложить мировому балетному сообществу выделить наиболее значимые работы, созданные в предыдущем календарном году – с 1 января по 31 декабря. Сначала было три номинации – «Лучшая работа хореографа», «Лучшая роль танцовщицы» и «Лучшая роль танцовщика». Затем прибавились «Лучшая музыкальная партитура, написанная специально для балета», «Лучшая работа сценографа» и специальная номинация «За жизнь в искусстве».

Отбор лауреатов – это своеобразный смотр звезд. Номинантов предлагает международное жюри, состав которого меняется каждый год. Неизменным остается только его глава – Юрий Николаевич Григорович. Члены жюри предлагают номинантов, организаторы должны собрать видеозаписи всех номинированных работ и разослать их членам жюри. Накануне церемонии вручения приза жюри обсуждает каждую кандидатуру и путем открытого голосования выбирает лауреатов.

Арт-директор Benois de la Danse Нина Кудрявцева-Лури

Арт-директор Benois de la Danse Нина Кудрявцева-Лури

Арт-директор Benois de la Danse Нина Кудрявцева-Лури

Организация Benois de la Danse – тяжелый труд. С ростом престижа приза процесс формирования жюри занимает несколько месяцев. Затем нужно связаться с номинантами, достать записи работ, пригласить их участвовать в гала-концерте, уладить вопросы авторских прав, составить программу гала-вечера номинантов и программу второго гала-вечера фестиваля Benois de la Danse, на котором выступают лауреаты и дипломанты прежних лет. И, конечно, нужно достать деньги – проведение такого события очень затратное мероприятие: нужно найти партнеров среди отелей, авиакомпаний, организовать рекламу, поскольку, как говорил замечательный артист, драматург и режиссер Питер Устинов, «существует только то, о чем знают».

Какое-то время фестиваль «путешествовал» по Европе – Париж, Варшава, Берлин, но затем вернулся на историческую родину. «Путешествие» много дало фестивалю – он приобрел более широкую международную известность, организаторы набрались опыта, и когда в 2002 году Benois de la Danse вернулся в родной Большой театр, это было уже событие совсем иного масштаба.

Benois de la Danse открыл перед победителями новые возможности. Например, Поль Ляйтфут и Соль Леон говорят, что получение Benois стало поворотным моментом в их профессиональной биографии. Участники вечеров Benois, будь то члены жюри или танцовщики, открывают для себя новые имена, устанавливаются новые профессиональные связи, обмен идеями. Уровень исполнения и хореографии подчас настолько высок, что для любого профессионала участие в гала Benois становится незабываемым опытом.

Тенденция последних лет – возрождение интереса к сюжетным балетам у публики и, соответственно, у хореографов. В Америке эта тенденция выявлена в меньшей степени – это и особенности национального характера, и ограниченное количество больших по численности трупп, которых требуют полнометражные спектакли, и отсутствие государственной поддержки.

Benois de la Danse

Benois de la Danse

Что более востребовано – классика или современный танец? В больших компаниях повсеместно репертуар очень эклектичный – тут и большая классика, и неоклассика ХХ века, и современные постановки. Маленькие же труппы, как правило, сосредоточены на современной хореографии.

Молодое поколение танцоров отличается от старой школы. Возросла техника и уровень физических возможностей тела. Поднимают ноги на 180 градусов практически все – и женщины, и мужчины, этим уже никого не удивишь. Зато гораздо меньшее внимание уделяется стилю произведения, пластике рук, позициям тела, головы. Исчезает многообразие, филигранность отделки, изыск, особенно в исполнении классики. Я говорю об общей тенденции, но талантов среди молодежи огромное количество. Сейчас явно происходит смена поколений, восходят новые яркие звезды, которым подвластны любые направления в танце.

Будущее балета в XXI веке – за подлинными талантами, а не за героями шоу-бизнеса.


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.