Звезды

Читайте в разделе Звезды на ELLE.ru эксклюзивные интервью с известными людьми, истории успеха, цитаты и правила жизни известных людей.

Ольга Смирнова: «Когда балет становится смыслом жизни, в нем можно чего-то добиться»

Эксклюзивное интервью ELLE с прима-балериной

Накануне одного из самых ярких событий в мире балета – 25-го балетного фестиваля Benois de la Danse, ELLE встретился и побеседовал с Ольгой Смирновой – примой Большого театра и Лауреат Приза. О славе, Стиве Джобсе и вкусных пирожных – в эксклюзивном интервью.

ELLE Ольга, как вы думаете, с чем связан рост интереса к балету в России? Или я ошибаюсь, и интерес к балету никогда не спадал?

Ольга Смирнова Я думаю, что вы отчасти неправы. В советское время, как в общем-то и сейчас, балет был предметом национальной гордости и представлял страну за рубежом. Просто когда медийность, телевидение и Интернет проникли во все сферы жизни, балет не сразу встал во главе этого процесса. Поэтому, наверное, могло показаться, что он как будто не на виду. Но сейчас многое поменялось: создаются проекты на телевидении, посвященные балету; благодаря интернету и Youtube многие спектакли разных времен стали доступны для просмотра. Я думаю, мое поколение балетных танцовщиков – первое, которое постоянно находится «в поле зрения» публики. Например, регулярно появляются записи твоих выступлений на Youtube, театр транслирует спектакли на весь мир.

ELLE А вам эта медийность скорее мешает или помогает?

О.С. Мне, как человеку в общем-то закрытому, излишняя медийность не всегда комфортна. Потом нужно учитывать определенные нюансы на съемках балета, так как например операторы любят брать крупные планы, и, соответственно, требуется определенный легкий грим и нужно следить за мимикой лица, а не только за графичностью поз тела. Я впервые с этим столкнулась, когда участвовала в телешоу «Большой балет» на канале «Культура». Контролировать все сразу – это сложно, особенно когда нет опыта. Тем более, что артисты балета привыкли работать над собой и стремиться к совершенству. И это еще выше поднимает перед нами планку, не дает права на ошибку, на «проходное» выступление. Потому что, если проявишь слабость, именно это выступление и попадет в Интернет, его и запишут – как всегда бывает в жизни. (Смеется.) Еще трудно работать в напряженном динамичном графике, когда премьеры балета совпадают с прямой трансляцией на весь мир. Театр имеет очень насыщенный репертуар и иногда между спектаклями мало времени на подготовку и восстановление, но при этом мне трудно отказываться от спектаклей, от возможности испытать незабываемые эмоции на сцене, прожить историю своей героини и поделиться со зрителями своим состоянием души.

Ольга СмирноваФОТОDamirYusupov

ELLE Одним из свидетельств интереса к балету – не только у нас, но и за рубежом – служит появление большого количества фильмов, связанных с балетом. От «Черного лебедя» до «Большого» Валерия Тодоровского и «Танцовщика» – про Сергея Полунина. Смотрите ли вы фильмы о балете и, главное, правдивы ли они?

О.С. Снять правдивый фильм о балете трудно. Наверное, сделать это можно только в рамках документального жанра – а он, как правило, не очень увлекает массового зрителя. Кстати, «Танцовщик», о котором вы говорите, относится как раз к документальным фильмам – я его недавно посмотрела с большим интересом и советую всем, кто следит за балетом, посмотреть его, так же как и российский фильм «После тебя», где артиста балета психологически точно сыграл Сергей Безруков. В этих фильмах режиссер и актеры сумели добиться близкой к реальности атмосфере балетного мира и при этом понятной для непрофессионала. К сожалению, многие фильмы строятся на преувеличениях и создают впечатление, что в балете главное – личные истории, соперничество, интриги, что-то еще. А это не так: в жизни балетного артиста главное – сам балет и любовь к нему. Только когда балет - смысл жизни, в нем можно чего-то добиться и суметь справиться с колоссальными ежедневными нагрузками, ради счастья быть на сцене.

ELLE С учетом всех усилий, которых требует балет, вы никогда не боялись, что не добьетесь успеха? Что весь проделанный путь окажется напрасным? Вообще, вы ставили для себя такую цель – добиться признания?

О.С. Сложно сказать. Мне трудно размышлять в категориях зрительской любви. Для меня важнее мои отношения с собой: следить за тем, расту ли я в профессиональном смысле? Чем опытнее я становлюсь, тем яснее вижу, что расти можно бесконечно, и чем дальше – тем больше эмоций хочется выразить языком танца, постепенно приходит понимание, как это можно сделать. Один и тот же спектакль невозможно исполнить одинаково: появляются новые нюансы, в каких-то местах появляется новое осмысление и понимание, и этот процесс бесконечен так же, как без конца меняемся мы: взрослеем, учимся, открываем для себя самих себя и окружающих. Это ведь жизнь и точно такая же жизнь скрывается внутри образов и героев, которых я исполняю. Но я не говорю, что мнение зрителей мне безразлично. Это неправда. Но самое важное, все равно - внутри.

ELLE Есть ли сцена, на которой вы еще не выступали, но мечтаете выступить? Почему?

О. С. Есть. (Улыбается.) Это сцена Гранд-опера в Париже. Мне хотелось бы там выступить, потому что этот театр – достаточно закрытый мир, куда далеко не всех артистов приглашают. Но это желание не означает, что для меня не волнительно выступать в родном мне Санкт-Петербурге - в Мариинском театре, или в Москве – на сцене Большого. Казалось бы, выступление дома должно проходить спокойно, но не знаю почему, на сцене Большого я испытываю самое сильное волнение. Наверно на родной сцене перед своими зрителями всегда хочется больше донести то, что хочешь.

ELLE Балет – это профессия или образ жизни? Вообще, у вас бывает свободное время, не посвященное балету?

О.С. Конечно, жизнь в балете занимает очень много времени. И даже когда ты не в театре, а занимаешься чем-то другим, мысли все равно сами собой возвращаются к недавним репетициям, я постоянно анализирую, пытаясь найти свою трактовку и понимание исполняемого. Но я также понимаю, что для того, чтобы быть интересной зрителю, нужно быть интересной самой себе. А для этого необходимо расширять свой кругозор. Поэтому я люблю в свободное время много читать. С одной стороны, это не требует слишком больших усилий – не надо прикладывать физических усилий, а с другой перед тобой открываются целые миры. Недавно, например, когда я готовилась к балету «Жизель», мне захотелось перечитать раннего Достоевского. А сейчас увлеклась биографией Стива Джобса. Мир балета и мир высоких технологий далеки друг от друга, но меня поразила его совершенно удивительная увлеченность собственным делом, перфекционизм. Это поразительно! Он ведь доводил в своей работе каждую деталь до совершенства.

ELLE Можете ли рассказать о секретах питания балерины? Наверняка ведь у вас есть какая-нибудь специальная диета.

О.С. На самом деле, для балерин главное, чтобы еда была достаточно здоровой и чтобы быстро помогала восстановить силы и мышцы. А вот цели сделать питание низкокалорийным у меня нет – я ем все: и спагетти, и мясо, и рыбу. (Смеется.)

Ольга СмирноваФОТОM.Logvinov

ELLE Кстати, в вашей столовой я видел множество всяких сладостей: рогалики, пирожные, печенье…

О.С. О, балерины практически все – сладкоежки! Конечно, мы не едим торты килограммами, но сладкое помогает восполнить запас энергии и, к тому же, поднять настроение.

ELLE В чем вы видите важность и ценность проведения таких мероприятий, как Benois de la Danse? Кстати, с какой партией вы выступите на фестивале?

О.С. Benois de la Danse – это балетный «Оскар», иначе и не скажешь. Здесь профессионалы оценивают профессионалов. И получить награду из рук старших и более опытных коллег – очень важно. Это вдохновляет. Ты чувствуешь, что твой труд оценивается и признается мастерами балета. Тем более, этот фестиваль собирает звезд балета со всего мира, что дает возможность и самим участникам научиться чему-то друг у друга – когда смотришь чужие выступления. Это полезный опыт. Так что переоценить вклад Benois de la Danse в развитие балета трудно!

На этот раз я танцую партию из балета Grand Pas Classique, поставленного балетмейстером Виктором Гзовским на музыку Даниэля Обера. Кстати, это па-де-де середины XX века известно, в основном, в исполнении французских танцовщиков. Самой популярной записью выступления считается то, где партию исполняет знаменитая балерина Сильви Гиллем – и для меня это эталонное исполнение. Сдержанное, а не показное изящество, благородство манер. Я очень люблю это па-де-де: красивое и технически очень сложное.

ELLE Последний вопрос: какими качествами должен обладать человек, занимающийся балетом, чтобы добиться в нем успеха? Не считая огромной любви к искусству, конечно.

О.С. Стремление к лидерству, ответственность и дисциплина с одной стороны и фанатичная преданность и любовь к своей профессии – с другой.

Материалы по темам

Перейти
Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Если вы забыли пароль, вы можете восстановить его здесь
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.
Извините,
произошла ошибка!
Пробуйте еще раз