Звезды

Читайте в разделе Звезды на ELLE.ru эксклюзивные интервью с известными людьми, истории успеха, цитаты и правила жизни известных людей.

Людмила Норсоян: "Моя задача - вытащить творцов в реальный мир"

Накануне выпускного отчета первых студентов Fashion Factory в культурном центре ЗИЛ дизайнер и преподаватель моды Людмила Норсоян рассказала Елене Дуниной о том, зачем дизайнеру математика и почему продавать «концепт» - совсем не главное.

- Людмила, как появилась идея Fashion Factory?

- Я в индустрии моды уже 25 лет. Читаю лекции в Италии, Китае, Японии и России, занимаюсь своей маркой Liudmila Norsoyan и много общаюсь. Со временем мне стали понятны угловые проблемы образования в модном бизнесе. Не только у нас, но и во всем мире сейчас настоящий кризис перепроизводства дизайнеров и стилистов, этаких оторванных от жизни творцов. И я решила создать такую систему образования, которая бы уделяла больше внимания производственному обучению, что, кстати, было очень развито в Советском Союзе. И при этом совмещала бы и обучение, и стажировку, как принято в Европе.

интервью с дизайнером

- Эта система образования должна вернуть дизайнеров и стилистов с небес на землю?

- Помните речь Николаса Кирквуда на последней церемонии British Awards? Он тонко подметил главные вызовы для современного дизайнера: рано или поздно ты утыкаешься в то, что должен быть не только творцом, но еще и ремесленником, бизнесменом и маркетологом.

За те годы, что я читаю лекции в МГУ, Высшей школе экономики, МХПИ и Британской школе дизайне, сложилась логическая система знаний о модной индустрии – прикладных, практических и актуальных. Это не только креатив!

- А что же еще?

- А еще прогнозирование, создание и производство материалов, создание и производство технологий, ведь наша индустрия абсолютно на них зациклена. Дальше – производство оборудования, выпуск готовой продукции, продвижение, маркетинг и ритейл. Всю эту «скукоту» нужно знать, если вы всерьез мечтаете стать дизайнером. И не забудьте, что у масс-маркета, премиального сегмента и нишевых марок есть свои нюансы. Как и у онлайновой и оффлайновой реальности.

- Кто рассказывает все это студентам? Вы сами читаете лекции на Fashion Factory?

- Нет, как раз в основном это приглашенные лекторы. Я привлекаю к проекту тех людей, которые зачастую не так известны, но именно они являются реальной движущей силой индустрии: руководят производством, ритейлом и другими процессами. От них и зависит, чем завтра будет торговать Topshop или Christian Dior. У нас формат не академических лекций, а живое эмоциональное общение. Например, к нам прилетал Курт Хазельвандер. Вы знаете, кто это такой?

- Если честно, нет. Расскажете?

- Это владелец предприятия, производящего наноматериалы. Он обслуживает индустрию профессионального спорта, профессиональной медицины. Этот человек не читает лекции, его мало кто знает, но зато он знает о современных тканях больше, чем кто-либо. Кстати, после лекции он разрешил нашим студентам заказать у него материалы и попробовать их в своей коллекции. А это бесценная возможность!

- Ваши студенты – это начинающие дизайнеры? Они уже работают над коллекциями?

- Сейчас да. Но это первый, экспериментальный набор. Мы отобрали ребят на конкурсах «Русский силуэт» и «Шапо», всего десять человек, из которых на курсе остались только восемь. Они получили бесплатные гранты от Департамента культуры. Еще несколько ребят ходят на платной основе – кто-то на разовые занятия, кто-то взял весь курс, то есть двадцать субботних лекций. Одновременно у нас проходят открытые публичные встречи по средам, и туда приходят все, кто хочет, – промышленники, блогеры, дизайнеры, студенты. Я, кстати, очень люблю наших блогеров. У нас уже Мага Умхаев читал лекцию, а скоро будет и Ксения Рузанова.

- Что ждет студентов после окончания этого экспериментального курса?

- Первая моя задача – вытащить их из ракушки творцов в реальный мир, вторая – трудоустроить. У них и преподают те, кто потом будет принимать отчет и приглашать их на работу. Например, моей студентке Асие Бореевой предложили участвовать в выставке CPM (Collection Premiere Moscow – Международная выставка моды и самая главная профессиональная платформа модной индустрии в Восточной Европе – прим.ред). Она сможет показать свою коллекцию для региональных байеров и получить хотя бы один контракт. Две другие студентки будут стажироваться у дизайнера Виктории Андреяновой. А коллеги из Kira Plastinina обратили внимание на нашу Катю Королеву, которая имеет врожденное чутье масс-маркета. Это редкий дар!

- Расскажите, пожалуйста, что за отчет Вы упомянули?

- 18 декабря студенты сделают отчетный публичный воркшоп. Каждый из ребят представит по одному платью и должен будет его «защитить». Это выглядит так: студент выходит, показывает свое платье на модели, объясняет, почему это платье актуально по имиджу, по производству, за какие деньги и где он собирается его продавать, и почему он уверен, что его будут покупать именно там и за такие деньги, а также почему журналы станут о нем писать. Кстати, воркшоп будет открытый, поэтому мы приглашаем всех!

- Когда будет следующий набор? Курс для совсем «новеньких» в моде не планируете сделать?

- Планируем, но не сразу, скорее всего с сентября. А после Нового года мы уже запустим четырехмесячный курс, расширим первую программу. Там тоже будут и платные места, и квоты. Формально, требований к студентам уметь рисовать, кроить и шить у нас нет. Мы приглашаем и тех, кто работает в ателье, и тех, кто учится, и тех, кто просто с детства наряжает кукол. Если честно, пока что тех, кто совсем не умеет шить, не было. А придут – будут учиться! Дизайнер – профессия на стыке многих знаний: нужно знать материалы, производство, конструкции, «наколку» (шитье на манекене, когда ткань закалывают булавками – прим.ред.) и так далее.

интервью с дизайнером

- Но разве дизайнер все это делает в одиночку?

- Нет, но отвечает за результат именно он. Смотрите, когда бренд нанимает меня как дизайнера, чтобы я создала коллекцию на следующий сезон, я должна сесть и все просчитать. Это чистая математика! Нужно не просто придумать «красоту», но и понять экономический, возрастной и социальный ценз покупателя, экономический и социальный ценз производства (кто-то хорошо делает полиэстр, а кто-то – кашемир). Нужно знать, как строится график работы производства, знать систему ритейла заказчика и его график закупок и, учитывая все это, выстраивать свою историю. От того, как дизайнер «выстрелит», зависят многомиллионные евровые бюджеты производства и бренда. Либо экономический год будет сделан, либо нет.

- Наверное, молодому дизайнеру непросто во всем этом разобраться…

- Дело не в возрасте, а в чувстве ответственности! В моей практике есть 35-летние девушки, которые мыслят как дети: «Пришла я вся из себя такая – и мир лег у моих ног. И раскупил мою коллекцию». Попросту говоря, это значит «Я буду делать концепт, и все будут покупать этот концепт». Но такая фантазия ломается о первый же вопрос: а какой размер у того потенциального покупателя, который к тебе придет? Ты сама-то свое платье наденешь? Магазин LeForm, продающий «концепт», у нас всего один, на всех не хватит! И девушки снимают свою фальшивую корону и идут учиться.

- У меня подруга тоже пошла учиться. Сначала полгода училась рисовать, потом еще полгода – кроить, а спустя полтора года – наконец села за машинку. Это стандартный подход?

- Я уверена, что можно компактно уложиться в полтора года. Не обязательно уметь рисовать, но надо понимать, кого ты можешь нанять, чтобы он грамотно отрисовал твою грамотную идею. Смотрите. Художник закладывает в рисунок крой, конструкцию. Производственник смотрит на этот рисунок и видит, например, что рукав «реглан» нарисован не потому, что это модно, а потому, что он соответствует модели, ткани и ее пластике, сочетанию цветов. Он также видит, какие операции нужно сделать, чтобы этот рукав выполнить. Материаловед решает, какую выбрать нить – вискозную или шелковую. А экономист просчитает, сколько будет стоить пошив. Дизайнер здесь – дирижер!

- А у Вас есть ответ на вопрос, почему русские дизайнеры такие дорогие?

- У одних русских дизайнеров цена абсолютно оправдана: они «закопаны» на качестве. Например, платья A La Russe и Bohemique – сколько бы они ни стоили, невероятно высокого качества. Другая статья расхода – это пошив, и просто вой, причем и в масс-маркете, и в премиальном сегменте! Либо ты летишь в Китай и делаешь много и дешево, либо зубами о воздух строишь свое производство здесь и делаешь мало и дорого. Те же A La Russe, Bohemique, Uliana Sergeenko отшивают свои коллекции в Москве. Поверьте, это оправдывает стоимость их нарядов.

Впрочем, есть те дизайнеры, кто вбивает в ценник свою жадность или свои жизненные проблемы. Не думайте, что в высоких ценах виноват ритейл! По всей Москве, и в ЦУМе, и в Aizel, на русского дизайнера скромная товарищеская наценка 100-120 процентов. Ни один бутик в мире так не работает!

Для снижения себестоимость производства и конечной цены есть и третий путь – например, отшивать коллекции в Европе. Для этого надо организовать юридическое лицо в Европе, платить налоги в Европе… Тогда логично же и продаваться в Европе. Только какой из тебя в этом случае русский дизайнер?!

- Вы верите в будущее русского дизайна?

- Конечно! Например, в Италии по статистике около 20 000 дизайнеров, из них мы знаем пару дюжин имен. В России на всю страну – 1000 человек, которые так или иначе причисляют себя к индустрии моды. Но мы знаем опять же около двух дюжин имен. Получается, что при колоссальной разнице количестве населения, выхлоп примерно один. У нас огромный потенциал. Ведь есть бессчетное количество русских дизайнерах, работающих на японских, итальянских и других мировых производствах. Я точно знаю, что западные компании плотно сидят на фейсбуках и других ресурсах русских дизайнеров. То, что наши ребята выплескивают как эмоции, эти люди доводят до ума, коммерцилизируют и продают.

- Пример сможете привезти?

- Запросто. Около двух лет назад в коллекции Карла Лагерфельда появилась юбка из прекрасной шелковой органзы. Я ее сразу узнала, потому что у меня уже была точно такая же – от дизайнера Даши Разумихиной.

Материалы по темам


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.