Звезды

Читайте в разделе Звезды на ELLE.ru эксклюзивные интервью с известными людьми, истории успеха, цитаты и правила жизни известных людей.

Людмила Норсоян: "Моя задача - вытащить творцов в реальный мир"

Накануне выпускного отчета первых студентов Fashion Factory в культурном центре ЗИЛ дизайнер и преподаватель моды Людмила Норсоян рассказала Елене Дуниной о том, зачем дизайнеру математика и почему продавать «концепт» - совсем не главное.

- Людмила, как появилась идея Fashion Factory?

- Я в индустрии моды уже 25 лет. Читаю лекции в Италии, Китае, Японии и России, занимаюсь своей маркой Liudmila Norsoyan и много общаюсь. Со временем мне стали понятны угловые проблемы образования в модном бизнесе. Не только у нас, но и во всем мире сейчас настоящий кризис перепроизводства дизайнеров и стилистов, этаких оторванных от жизни творцов. И я решила создать такую систему образования, которая бы уделяла больше внимания производственному обучению, что, кстати, было очень развито в Советском Союзе. И при этом совмещала бы и обучение, и стажировку, как принято в Европе.

интервью с дизайнером

- Эта система образования должна вернуть дизайнеров и стилистов с небес на землю?

- Помните речь Николаса Кирквуда на последней церемонии British Awards? Он тонко подметил главные вызовы для современного дизайнера: рано или поздно ты утыкаешься в то, что должен быть не только творцом, но еще и ремесленником, бизнесменом и маркетологом.

За те годы, что я читаю лекции в МГУ, Высшей школе экономики, МХПИ и Британской школе дизайне, сложилась логическая система знаний о модной индустрии – прикладных, практических и актуальных. Это не только креатив!

- А что же еще?

- А еще прогнозирование, создание и производство материалов, создание и производство технологий, ведь наша индустрия абсолютно на них зациклена. Дальше – производство оборудования, выпуск готовой продукции, продвижение, маркетинг и ритейл. Всю эту «скукоту» нужно знать, если вы всерьез мечтаете стать дизайнером. И не забудьте, что у масс-маркета, премиального сегмента и нишевых марок есть свои нюансы. Как и у онлайновой и оффлайновой реальности.

- Кто рассказывает все это студентам? Вы сами читаете лекции на Fashion Factory?

- Нет, как раз в основном это приглашенные лекторы. Я привлекаю к проекту тех людей, которые зачастую не так известны, но именно они являются реальной движущей силой индустрии: руководят производством, ритейлом и другими процессами. От них и зависит, чем завтра будет торговать Topshop или Christian Dior. У нас формат не академических лекций, а живое эмоциональное общение. Например, к нам прилетал Курт Хазельвандер. Вы знаете, кто это такой?

- Если честно, нет. Расскажете?

- Это владелец предприятия, производящего наноматериалы. Он обслуживает индустрию профессионального спорта, профессиональной медицины. Этот человек не читает лекции, его мало кто знает, но зато он знает о современных тканях больше, чем кто-либо. Кстати, после лекции он разрешил нашим студентам заказать у него материалы и попробовать их в своей коллекции. А это бесценная возможность!

- Ваши студенты – это начинающие дизайнеры? Они уже работают над коллекциями?

- Сейчас да. Но это первый, экспериментальный набор. Мы отобрали ребят на конкурсах «Русский силуэт» и «Шапо», всего десять человек, из которых на курсе остались только восемь. Они получили бесплатные гранты от Департамента культуры. Еще несколько ребят ходят на платной основе – кто-то на разовые занятия, кто-то взял весь курс, то есть двадцать субботних лекций. Одновременно у нас проходят открытые публичные встречи по средам, и туда приходят все, кто хочет, – промышленники, блогеры, дизайнеры, студенты. Я, кстати, очень люблю наших блогеров. У нас уже Мага Умхаев читал лекцию, а скоро будет и Ксения Рузанова.

- Что ждет студентов после окончания этого экспериментального курса?

- Первая моя задача – вытащить их из ракушки творцов в реальный мир, вторая – трудоустроить. У них и преподают те, кто потом будет принимать отчет и приглашать их на работу. Например, моей студентке Асие Бореевой предложили участвовать в выставке CPM (Collection Premiere Moscow – Международная выставка моды и самая главная профессиональная платформа модной индустрии в Восточной Европе – прим.ред). Она сможет показать свою коллекцию для региональных байеров и получить хотя бы один контракт. Две другие студентки будут стажироваться у дизайнера Виктории Андреяновой. А коллеги из Kira Plastinina обратили внимание на нашу Катю Королеву, которая имеет врожденное чутье масс-маркета. Это редкий дар!

- Расскажите, пожалуйста, что за отчет Вы упомянули?

- 18 декабря студенты сделают отчетный публичный воркшоп. Каждый из ребят представит по одному платью и должен будет его «защитить». Это выглядит так: студент выходит, показывает свое платье на модели, объясняет, почему это платье актуально по имиджу, по производству, за какие деньги и где он собирается его продавать, и почему он уверен, что его будут покупать именно там и за такие деньги, а также почему журналы станут о нем писать. Кстати, воркшоп будет открытый, поэтому мы приглашаем всех!

- Когда будет следующий набор? Курс для совсем «новеньких» в моде не планируете сделать?

- Планируем, но не сразу, скорее всего с сентября. А после Нового года мы уже запустим четырехмесячный курс, расширим первую программу. Там тоже будут и платные места, и квоты. Формально, требований к студентам уметь рисовать, кроить и шить у нас нет. Мы приглашаем и тех, кто работает в ателье, и тех, кто учится, и тех, кто просто с детства наряжает кукол. Если честно, пока что тех, кто совсем не умеет шить, не было. А придут – будут учиться! Дизайнер – профессия на стыке многих знаний: нужно знать материалы, производство, конструкции, «наколку» (шитье на манекене, когда ткань закалывают булавками – прим.ред.) и так далее.

интервью с дизайнером

- Но разве дизайнер все это делает в одиночку?

- Нет, но отвечает за результат именно он. Смотрите, когда бренд нанимает меня как дизайнера, чтобы я создала коллекцию на следующий сезон, я должна сесть и все просчитать. Это чистая математика! Нужно не просто придумать «красоту», но и понять экономический, возрастной и социальный ценз покупателя, экономический и социальный ценз производства (кто-то хорошо делает полиэстр, а кто-то – кашемир). Нужно знать, как строится график работы производства, знать систему ритейла заказчика и его график закупок и, учитывая все это, выстраивать свою историю. От того, как дизайнер «выстрелит», зависят многомиллионные евровые бюджеты производства и бренда. Либо экономический год будет сделан, либо нет.

- Наверное, молодому дизайнеру непросто во всем этом разобраться…

- Дело не в возрасте, а в чувстве ответственности! В моей практике есть 35-летние девушки, которые мыслят как дети: «Пришла я вся из себя такая – и мир лег у моих ног. И раскупил мою коллекцию». Попросту говоря, это значит «Я буду делать концепт, и все будут покупать этот концепт». Но такая фантазия ломается о первый же вопрос: а какой размер у того потенциального покупателя, который к тебе придет? Ты сама-то свое платье наденешь? Магазин LeForm, продающий «концепт», у нас всего один, на всех не хватит! И девушки снимают свою фальшивую корону и идут учиться.

- У меня подруга тоже пошла учиться. Сначала полгода училась рисовать, потом еще полгода – кроить, а спустя полтора года – наконец села за машинку. Это стандартный подход?

- Я уверена, что можно компактно уложиться в полтора года. Не обязательно уметь рисовать, но надо понимать, кого ты можешь нанять, чтобы он грамотно отрисовал твою грамотную идею. Смотрите. Художник закладывает в рисунок крой, конструкцию. Производственник смотрит на этот рисунок и видит, например, что рукав «реглан» нарисован не потому, что это модно, а потому, что он соответствует модели, ткани и ее пластике, сочетанию цветов. Он также видит, какие операции нужно сделать, чтобы этот рукав выполнить. Материаловед решает, какую выбрать нить – вискозную или шелковую. А экономист просчитает, сколько будет стоить пошив. Дизайнер здесь – дирижер!

- А у Вас есть ответ на вопрос, почему русские дизайнеры такие дорогие?

- У одних русских дизайнеров цена абсолютно оправдана: они «закопаны» на качестве. Например, платья A La Russe и Bohemique – сколько бы они ни стоили, невероятно высокого качества. Другая статья расхода – это пошив, и просто вой, причем и в масс-маркете, и в премиальном сегменте! Либо ты летишь в Китай и делаешь много и дешево, либо зубами о воздух строишь свое производство здесь и делаешь мало и дорого. Те же A La Russe, Bohemique, Uliana Sergeenko отшивают свои коллекции в Москве. Поверьте, это оправдывает стоимость их нарядов.

Впрочем, есть те дизайнеры, кто вбивает в ценник свою жадность или свои жизненные проблемы. Не думайте, что в высоких ценах виноват ритейл! По всей Москве, и в ЦУМе, и в Aizel, на русского дизайнера скромная товарищеская наценка 100-120 процентов. Ни один бутик в мире так не работает!

Для снижения себестоимость производства и конечной цены есть и третий путь – например, отшивать коллекции в Европе. Для этого надо организовать юридическое лицо в Европе, платить налоги в Европе… Тогда логично же и продаваться в Европе. Только какой из тебя в этом случае русский дизайнер?!

- Вы верите в будущее русского дизайна?

- Конечно! Например, в Италии по статистике около 20 000 дизайнеров, из них мы знаем пару дюжин имен. В России на всю страну – 1000 человек, которые так или иначе причисляют себя к индустрии моды. Но мы знаем опять же около двух дюжин имен. Получается, что при колоссальной разнице количестве населения, выхлоп примерно один. У нас огромный потенциал. Ведь есть бессчетное количество русских дизайнерах, работающих на японских, итальянских и других мировых производствах. Я точно знаю, что западные компании плотно сидят на фейсбуках и других ресурсах русских дизайнеров. То, что наши ребята выплескивают как эмоции, эти люди доводят до ума, коммерцилизируют и продают.

- Пример сможете привезти?

- Запросто. Около двух лет назад в коллекции Карла Лагерфельда появилась юбка из прекрасной шелковой органзы. Я ее сразу узнала, потому что у меня уже была точно такая же – от дизайнера Даши Разумихиной.


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.