Звезды

Читайте в разделе Звезды на ELLE.ru эксклюзивные интервью с известными людьми, истории успеха, цитаты и правила жизни известных людей.

Интервью ELLE: фотограф Карен Кнорр

Выставка звезды европейской фотографии

10 марта в рамках фестиваля «Фотобиеннале-2016» в Мультимедиа Арт Музее открылась выставка звезды европейской фотографии — Карен Кнорр. Проект «Британский стиль. 1970-е — 1980-е годы» представляет вниманию российской публики три серии художницы: Джентльмены, Белгрейвия и Леди.

Интервью ELLE: фотограф Карен Кнорр

ELLE Как и почему вы стали заниматься фотографией?

КАРЕН КНОРР Все началось с моей мамы: она работала фотожурналистом в 1940-е в Германии. Ей довелось освещать Нюрнбергский процесс для немецких журналов. Через некоторое время мы переехали в Пуэрто-Рико, и там, в нашем доме, мама организовала собственную фотолабораторию (dark room): Я думаю, что все это подтолкнуло меня к выбору профессии фотографа.

ELLE Как вы думаете, влияет ли образование на фотографа? Или если человек талантлив, то ему не нужно учиться, а нужно просто снимать?

К.К. Думаю, что образование все-таки сильно влияет: Сначала я изучала изящные искусства в Париже, потом год училась фотографии в США, а после этого я поняла, что хочу получить более фундаментальные знания, и поступила в Вестминстерский Университет в Лондоне. Это совершенно изменило мою жизнь! Именно там я поняла, что хочу заниматься концептуальным искусством.

ELLE На выставке рамках Фотобиеннале-2016 вы показываете работы из трех серий «Джентльмены», «Белгрейвия» и «Леди». Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.

К.К. Изучая фотографию, я заметила, что социальная документалистика обычно показывает жизнь бедных и непривилегированных слоев общества, и мне пришла в голову мысль, что было бы интересно взглянуть с критической точки зрения на богатых и тех, кто стоит у власти. «Белгрейвия» стала моей первой серией, которую я начала, когда еще была студенткой. Тогда я была под впечатлением от снимков американского фотографа Билла Оуэнса (Bill Owens) и Дианы Арбус (Diane Arbus). В университете мы изучали работы Бертольта Брехта. Тогда я решила использовать текст в изображениях, для того чтобы замедлить зрителя, чтобы заставить его задуматься о взаимоотношении того, что написано и того, что снято. «Белгрейвия» — название фешенебельного района в Лондоне, расположенного недалеко от магазина Harrods, который очень похож на ваш ГУМ. В 1977 году мои родители купили квартиру в этом районе. И поэтому серия началась с портретов членов семьи. На первой фотографии были изображены мои мама и бабушка, сидевшие в гостиной у телевизора.

Карен Кнорр. Из серии «Белгрейвия». 1979-1981. © Карен Кнорр

Карен Кнорр. Из серии «Белгрейвия». 1979-1981. © Карен Кнорр

Эти работы отличаются от обычных портретов и от обычной документальной фотографии, потому что здесь нет ничего индивидуального. Это портреты класса. Я намеренно использовала одно и тоже расстояние, одно и тоже освещение и тексты, в общем-то, похожи друг на друга: Все вместе это усиливает ощущение, что вы видите антропологическое исследование определенного слоя общества.

Карен Кнорр. Из серии «Джентльмены». 1981-1983. © Карен Кнорр

Карен Кнорр. Из серии «Джентльмены». 1981-1983. © Карен Кнорр

Серия «Джентльмены» была снята в 1981 - 1983 годах. Я только что вернулась из Парижа в Лондон и начала интересоваться расстановкой сил между мужчинами и женщинами. Именно тогда я стала феминисткой. В какой-то момент мне стало интересно, что же означает быть настоящим джентльменом. Тогда я решила сделать серию снимков в элитных лондонских мужских клубах, в такие заведения ходят члены парламента, политики самого высшего звена. В этот раз часть текстов под фотографиями была придумана мной, а еще я использовала цитаты из речей, которые произносили в парламенте в этой время.

«Леди» были сняты в 2011 году, по заказу журнала POP, который на тот момент возглавляла Даша Жукова. Идея была в том, чтобы смешать искусство и моду: она приглашала разных фотохудожников и предлагала делать им модные фотосессии. Со мной связалась стилист Ванесса Рейд, она попросила меня сделать что-то похожее на «Белгрейвию». Мне показалась эта просьба немного странной: человек из мира моды попросил меня повторить проект, который я делала почти 40 лет назад... Ей пришлось долго меня уговаривать, но, в конце концов, я согласилась и отсняла все за три дня! Это очень отличатся от моих предыдущих серий, которые я снимала годами. В кадре женщины, разных возрастов, преимущественно не европейского типа, все они очень сильные и влиятельные персоны в Лондоне. А тексты появились следующим образом: я прислала каждой модели анкету из 10 вопросов по e-mail, и из их ответов получились подписи.

Карен Крорр. Из серии «Леди». 2011. © Карен Кнорр

Карен Крорр. Из серии «Леди». 2011. © Карен Кнорр

ELLE Возникали ли какие-нибудь сложности при работе с богатыми людьми?

К.К. Что касается «Белгрейвии», там я снимала своих родственников, потом их друзей, потом друзей их друзей. Я напрашивалась в гости, на чай или ужин. Тогда я очень внимательно слушала, что они говорили, и если попадалась удачная цитата, то я бежала в ванную, чтобы записать ее, пока не забыла.

Сложнее было всего с «Джентльменами», потому я не знала никого, кто бы был членом какого-нибудь из этих клубов. Я писала официальные письма с просьбой дать доступ, но все уходило в пустоту. В какой-то момент, по чистой случайности, один мой сокурсник познакомил меня со своим другом, членом палаты лордов, который был членом сразу трех клубов. Он очень либеральный человек, открытый ко всему новому, поэтому когда он услышал об этом проекте, сразу дал мне доступ в три клуба. А когда это произошло, остальные двери открылись сами собой.

Наверное, самый главный из уроков, которые я усвоила, когда работала над этим проектом — это понимание того, что все достаточно запутано и противоречиво. Человек, который мне открыл доступ в первые клубы, был феминистом: Другим важным аспектом стало то, что я американка и меня нельзя было поместить в какой-то определенный класс британского общества. Я была для них экзотической штучкой, аутсайдером. Такое положение позволяет совершать ошибки, и при этом тебя не очень судят, чем я старалась пользоваться. В этом смысле быть аутсайдером, значит быть в сильной позиции.


Подпишитесь на нашу рассылкуРассылка ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Поздравляем!
Вы успешно активировали свою учетную запись и теперь можете использовать все преимущества Women's Network
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно. К сожалению, данный аккаунт не активен. Активируйте его по ссылке в письме. Также вы можете создать новый аккаунт.